Православное учение о человеке

Разделы: Начальная школа, ОРКСЭ


Цель: познакомить учащихся с пониманием человека в Православии.

Задачи:

  • Раскрыть понятия “человек”, “душа”, “тело”.
  • Создать условия, в которых у учащихся формируются понятия о гармоничности, целостности человека.
  • Создать ситуацию самостоятельного нравственного осознания учащимися необходимости воспитания своей души.

Ход урока

Актуализация

Звучит песня в исполнении М.Блантера “Когда душа поёт”.

- Кто может назвать тему урока?

- А у кого и где живёт душа?

Человек Душа Тело
     

- В предложенную таблицу (на доске) впишите свои размышления, ассоциации к словам. (К доске выходит и записывает каждый ученик!)

 - Давайте выделим основное в каждом столбике, а в конце урока проанализируем, верны ли были ваши размышления.

- Уточним тему урока.

- Будем говорить не просто о душе, а о человеке в православии.

Работа по теме

Презентация.

1. Слайд 1

Работа со словарём (определение понятий)

2. Приложение 1

Чтение текста “О душе” по ролям подготовленными детьми. (листки на парте у всего класса)

- Согласны ли вы со словами старца о терпении?

- Почему мы должны быть терпеливы друг к другу?

- Кто может привести пример?

3. Слайд 2

- Объясните, как понимаете эти утверждения.

4. Фильм “Человек – существо духовное”

- Что такое “дыхание жизни”?

- Каков рай для тела?

- А для души?

5. Чтение текста учебника стр. 33 от слов Слово “душа” до у животных отсутствуют.

- От какого слова произошло слово “душа”?

- Что человека делает человеком?

6.Слайд 3

- Из предложенного видеоряда дайте определение изображениям, которые соответствуют тексту учебника

Физкультминутка под музыку “От улыбки”

7. Фильм “Богоподобие человека”

- Какими качествами наделил Бог человека?

- Что такое “совершенная мудрость”?

- В результате чего человек приобрёл образ Божий?

- А в результате чего Подобие?

8. Слайд 4, 5

Дай названия изображениям. Сгруппируй изображения и слова, противоположные по смыслу.

9. Продолжение чтения текста учебника стр.33 - 34 до слов: И добрее стал весь мир.

-Что составляет внутренний мир человека в православном учении о человеке? (Запись понятий на доске в левый столбик: свобода, любовь, разум, творчество)

- Какое основное свойство души? (Процитируйте)

10. Приложение 2

К. Д. Ушинский “Размышление маленького христианина о человеке” (чтение текста по цепочке, листки у каждого ученика) - Какова главная мысль размышлений?

- Что является внутренним миром человека со слов мальчика? (запись на доске в правый столбик: память, воображение, дар слова, вера в Бога, желание и возможность сделаться лучше.)

11. Сравнение с левым столбиком и основным в записи учащихся (таблица)

- Какое же православное учение о Человеке?

- Как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать лучше?

Рефлексия

Опишите случай из своей жизни, о которых можно сказать: “было радостно, светло на душе”, или напротив: “тяжело на душе, больно” (У каждого листочки)

Песня в исполнении Шуры “Твори добро”.

Обсуждение.

Домашнее задание

Подберите фотографии из семейного альбома, отражающие разные состояния души.