Цель: познакомить учащихся с пониманием человека в Православии.
Задачи:
- Раскрыть понятия “человек”, “душа”, “тело”.
- Создать условия, в которых у учащихся формируются понятия о гармоничности, целостности человека.
- Создать ситуацию самостоятельного нравственного осознания учащимися необходимости воспитания своей души.
Ход урока
Актуализация
Звучит песня в исполнении М.Блантера “Когда душа поёт”.
- Кто может назвать тему урока?
- А у кого и где живёт душа?
Человек | Душа | Тело |
- В предложенную таблицу (на доске) впишите свои размышления, ассоциации к словам. (К доске выходит и записывает каждый ученик!)
- Давайте выделим основное в каждом столбике, а в конце урока проанализируем, верны ли были ваши размышления.
- Уточним тему урока.
- Будем говорить не просто о душе, а о человеке в православии.
Работа по теме
1. Слайд 1
Работа со словарём (определение понятий)
2. Приложение 1
Чтение текста “О душе” по ролям подготовленными детьми. (листки на парте у всего класса)
- Согласны ли вы со словами старца о терпении?
- Почему мы должны быть терпеливы друг к другу?
- Кто может привести пример?
3. Слайд 2
- Объясните, как понимаете эти утверждения.
4. Фильм “Человек – существо духовное”
- Что такое “дыхание жизни”?
- Каков рай для тела?
- А для души?
5. Чтение текста учебника стр. 33 от слов Слово “душа” до у животных отсутствуют.
- От какого слова произошло слово “душа”?
- Что человека делает человеком?
6.Слайд 3
- Из предложенного видеоряда дайте определение изображениям, которые соответствуют тексту учебника
Физкультминутка под музыку “От улыбки”
7. Фильм “Богоподобие человека”
- Какими качествами наделил Бог человека?
- Что такое “совершенная мудрость”?
- В результате чего человек приобрёл образ Божий?
- А в результате чего Подобие?
8. Слайд 4, 5
Дай названия изображениям. Сгруппируй изображения и слова, противоположные по смыслу.
9. Продолжение чтения текста учебника стр.33 - 34 до слов: И добрее стал весь мир.
-Что составляет внутренний мир человека в православном учении о человеке? (Запись понятий на доске в левый столбик: свобода, любовь, разум, творчество)
- Какое основное свойство души? (Процитируйте)
10. Приложение 2
К. Д. Ушинский “Размышление маленького христианина о человеке” (чтение текста по цепочке, листки у каждого ученика) - Какова главная мысль размышлений?
- Что является внутренним миром человека со слов мальчика? (запись на доске в правый столбик: память, воображение, дар слова, вера в Бога, желание и возможность сделаться лучше.)
11. Сравнение с левым столбиком и основным в записи учащихся (таблица)
- Какое же православное учение о Человеке?
- Как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать лучше?
Рефлексия
Опишите случай из своей жизни, о которых можно сказать: “было радостно, светло на душе”, или напротив: “тяжело на душе, больно” (У каждого листочки)
Песня в исполнении Шуры “Твори добро”.
Обсуждение.
Домашнее задание
Подберите фотографии из семейного альбома, отражающие разные состояния души.