Цели урока:
Оборудование: доска, портреты русских писателей, иллюстрации оберегов, раздаточный материал: набор карточек с заданиями к уроку.
1. Организационный момент.
Всем, всем добрый день!
В школе каждый ученик
Учит свой родной язык
Буквы правильно писать,
Книги умные читать!
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
2. Актуализация знаний.
Что изучали на прошлом уроке? Безударные гласные в корне слов.
Что нового узнали на прошлом уроке? Как проверять безударные гласные.
Открыли тетради, записали число, классная работа.
На минутке чистописания мы запишем словосочетание: русский народ.
Румсские — самый многочисленный коренной народ России, самый многочисленный европейский народ. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года - составляет более 80 % населения России.
3. Постановка проблемы.
На доске слово: в_с_лил
Прочитайте и вставьте пропущенные буквы.
Какие буквы необходимо вставить? е е
Кто считает по - другому?
Что надо сделать, чтобы правильно вставить букву?
Подобрать проверочное слово.
Какие проверочные слова вы подобрали? Весело, весёлый.
Подбирали мы с вами раньше 2 проверочных слова к одному? Нет.
4. Формулирование новой темы. Открытие нового знания.
Работа в группах.
Вставьте пропущенные слова:
Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать _________ слово, чтобы __________гласная стала ____________.
Безударная гласная в корне слова – это ____________________.
Слова для справок: ударной, орфограмма, однокоренное, безударная.
Проверяем.
Какие пропущенные слова вставили?
Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной.
Безударная гласная в корне слова – это орфограмма.
Так чему мы будем учиться сегодня на уроке? Будем учиться правильно писать безударные гласные в корне слова.
Сформулируйте тему урока. Безударные гласные в корне слова.
Работа в группах.
Составьте предложение, используя эти слова. На, вдвойне, милей, чужой, ст_р_не, родина.
Какая пословица получилась? На чужой стороне родина милей вдвойне.
Когда так говорят?
Прочитайте ещё раз слово с пропущенными буквами. Стороне.
Поставьте ударение в слове.
Выделите корень.
Как проверить первую безударную гласную? Подобрать проверочное слово.
Подберите проверочное слово к первой безударной гласной. Стороны.
Как проверить вторую безударную гласную? Подобрать проверочное слово.
Подберите проверочное слово ко второй безударной гласной. Сторонка.
Запишите предложение в тетрадь. Выделите орфограмму.
Вы уже немножко поработали, давайте отдохнем. Физминутка.
Дружно встали Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И на право, и еще
Через левое плечо.
Буквой “Л” расставим ноги.
Точно в танце – руки в брюки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
Александр Иванович Куприн
1870–1938
(Рисунок 1)
Русский писатель Александр Иванович Куприн говорил:
“Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сб_р_жение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью”.
Что значит: не праздным занятием? Выслушиваются предположения обучающихся.
Работа со словарем.
В каком словаре мы можем посмотреть значение слова? В толковом словаре.
Из толкового словаря Ожегова:
Сергей Иванович Ожегов
1900-1964
(Рисунок 2)
“Праздный - ничем не занятый, без дела, без полезных занятий. Праздная жизнь”.
У нас в классе – выставка книг русского писателя Александра Ивановича Куприна.
На перемене можете посмотреть эти книги и взять домой почитать.
Найдите в тексте слово сбережение.
1. Поставьте ударение.
2. Выделите корень.
3. Подберите проверочные слова. Бережный, оберег.
4. Запишите слово в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.
5. Обозначьте орфограмму.
У нас получился алгоритм действий.
Что такое оберег? Выслушиваются высказывания детей.
Что говорит словарь?
Из толкового словаря Ожегова: “Оберег - предмет, оберегающий, охраняющий от чего-нибудь.
Подкова над дверью — оберег дому”.
С самых первых дней своего существования, еще в древнем мире человек не был защищенным от всего, что происходило вокруг. Поэтому он искал способы обезопасить себя и своих близких от сложностей, происходящих в непонятном и страшном мире. Человек верил в то, что существуют некоторые вещи, которые смогут уберечь его от всяких опасностей. В течение многих тысяч лет каждый дом на Руси имел свои обереги. Одним из самых распространенных оберегов является подкова, которые многие люди вешают у себя в доме и сегодня. Железо в те давние времена было дорогим удовольствием и большой редкостью, поэтому ему приписывались очень сильные свойства. Люди считали, что железо в состоянии противоборствовать со злыми людьми и духами, и не даст им переступить порог дома. Спящего человека от дурных сновидений охраняла подкова, которую подвешивали рядом с кроватью. Подкову можно подвешивать по-разному. Если ее закрепить острыми концами вверх, то она будет похожа на чашу, в которую будет якобы собираться счастье. Если подкову закрепляют острыми концами вниз, то она защитит дом от воздействия злобных сил.
А вот такие обереги раньше на Руси носили женщины.
(Рисунок 3)
(Рисунок 4)
5. Первичное закрепление.
Работа в группах.
Задание:
- Выбрать слово с двумя безударными в корне.
- Работать по алгоритму.
Д_р_вянный, М_скв_, кр_с_вый.
С_лнц_, пох_л_дало, м_р_з.
С_рдц_, д_р_гой, п_д_рок.
Р_сск_й, м_л_дой, кр_сть_нин.
Проверка (на доске):
Деревянный - дерево, деревья.
Похолодало - холод, холодный.
Дорогой - дорого, дороже.
Молодой - молод, молоденький.
Самостоятельная работа.
Задание:
1. Составьте предложение, используя данные слова.
2. Запишите предложение в тетрадь.
3. Подчеркните грамматическую основу предложения.
6. Итог урока. Рефлексия.
С какой орфограммой мы сегодня работали? Орфограмма – безударная гласная в корне.
Чему учились на уроке? Подбирать проверочные слова и работать с алгоритмом.
Кому понравился урок?
Что особенно понравилось?
Оцените себя кружками.
Кто поднял красный кружок, почему было трудно?
Желтый? Что было не понятно?
Зеленый?
Запишите домашнее задание.
1. Записать в тетрадь 5 слов с двумя безударными гласными в корне слова.
2. По желанию: составить несколько предложений, используя подобранные слова.