Письменное деление на двузначное число

Разделы: Начальная школа


Оборудование: учебник: Математика ч.2. Автор: М.И. Моро; цветы и кочки с заданиями, картинка Дюймовочки, карточки с буквами “спасибо”.

Формируемые умения/ личностные качества (планируемые результаты обучения):

Предметные умения.

Актуализировать учебное содержание – общий случай деления на двузначное число и зафиксировать его с помощью алгоритма.

Универсальные учебные действия.

Личностные УУД:

  • формировать положительное отношение к процессу учения;
  • способствовать развитию самооценки;
  • формировать уважительное отношение к мнению одноклассников.

Регулятивные УУД:

  • понимать и выполнять инструкции учителя;
  • ставить учебную задачу;
  • контролировать процесс выполнения действий одноклассниками и их результат.
  • осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

  • проводить наблюдения за математическими объектами;
  • учиться определять границы собственных знаний;
  • вычерпывать информацию, представленную в разных формах;
  • анализировать, сравнивать объекты, коллективно делать умозаключения, обобщения.

Коммуникативные УУД:

  • говорить на уроке и слушать других; отвечать на вопросы; соблюдать правила общения на уроке;
  • сотрудничать с учителем, одноклассниками.

Тип урока: урок знакомства с новым материалом.

Цель урока: формировать умение письменного деления на двузначное число, совершенствовать ранее приобретённые умения.

Содержание урока

Этапы урока Ход урока
Организационная часть Ребята, сегодня у нас необычный урок - мы отправляемся на математическую поляну. (На доске висят цветки, на лепестках которых выражения, задача, уравнения). Там, на математической поляне вам предстоит открыть новое знание и спасти одну маленькую девочку. Вы готовы? Включается песня из мультфильма “Паравозик из Ромашково”. Мы отправляемся…
1. Постановка учебной задачи - Перед нами болото. Давайте доберемся до полянки, перепрыгивая с кочки на кочку. Ответ первого примера, это начало второго. (10*4=40—>40:8=5—>5*6=30—>30:2=15—>15*6=90—>90:9=10)

- Ребята, эта математическая поляна не простая, а заколдованная. Здесь потерялась Дюймовочка и найти мы ее сможем, когда откроем все лепестки цветов. Поможем Дюймовочке?

Разворачивается первый цветок, на лепестках выражения

312 : 6 445 : 5 162 : 54

Первый пример решают с комментированием, проговаривая алгоритм письменного деления.

Второй пример самостоятельно.

На третьем примере дети останавливаются.

- Какое же новое знание мы должны открыть? Чему научиться сегодня?

(Делению трехзначных чисел на двузначные)

2. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала Разворачивается другой цветок, на котором записано:

64:16 72:24 69:13 96:32 75:5

Дети устно находят значения выражений

Как вы действовали при делении на двузначное число?

(Подбирали)

3. Изучение нового материала Вернемся к нашему выражению 162 : 54

(учитель записывает на доске идеи, которые проговаривают дети)

Чтобы было легче найти цифру частного, разделю 164 не на 54, а на 50. Для этого разделим 16 на 5, получу … (Дети – 3). Это цифра пробная., ее пока нельзя записывать в частном, сначала проверим. Умножим 54 на 3. Получу 162. Вычту 162 из 162, получу нуль. Наше предположение оказалось верным, записываем в частном цифру 3.

Откроем учебники на стр. 72 и рассмотрим деление на двузначное число. Правильно ли мы рассуждали?

4. Закрепление - Ребята, но мы так и не нашли Дюймовочку. Может она под цветками, которые еще не открыты? Давайте посмотрим.

Открывается следующий цветок с уравнениями:

208 : х = 52 85 · х = 510 х · 14 = 126

Решение уравнений сопровождается устным комментированием.

- Продложим поиски…

Открывается следующий цветок с задачей.

Крот запас 128 кг зерна, а мышь в 16 раз меньше. Сколько кг зерна запасла мышь?

Решение задачи комментируется устно одним из учеников.

Открывается последний цветок с выражениями.

336:56 133:19 184:23

228:57 171:19 215:43 234:78

- Попробуйте самостоятельно найти значение этих выражений у себя в тетради.

Пока дети работают самостоятельно, радом с каждым выражением приписывается буква

336:56 - О 133:19 - А 184:23 - И

228:57 - С 171:19 - С 215:43 - Б 234:78 – П, а на доске открывается таблица

             

4

3

7

9

8

5

6

- Давайте проверим, справились ли в с заданием? Результаты частного расположены на нижней строке. Рядом с каждым выражением приписана буква. Подберите результат частного к соответствующей букве. Запишите буквы на верхней строке.

7 человек по цепочке вписывают буквы, в результате чего таблица приобретает следующий вид:

С

П

А

С

И

Б

О

4

3

7

9

8

5

6

Рядом с таблицей появляется картинка Дюймовочки.

5. Итог урока - Чему вы научились на сегодняшнем уроке? (Делить трехзначные числа на двузначные)

- Как вы это делали? (По алгоритму: …)

- Дома потренируйтесь делить на двузначные числа, выполните № …