Цели:
- сформировать представление о сложных словах, способах их образования и правилах написания;
- воспитывать доброжелательность, умение дарить людям тепло и заботу;
- знакомить с общечеловеческими ценностями;
- развивать связную устную и письменную речь.
Ход урока
I. Организационный момент.
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в счастье верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
Ведь от слова доброго тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек.
- Ребята, отчего человек может быть хмурым? (Когда его обидят, ему плохо, грустно).
- Какими качествами обладают люди, желающие помочь тем, кто попал в беду? (Доброта, чуткость).
- Сегодня мы рассмотрим способ образования некоторых слов, характеризующих такие качества.
II. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, чтобы узнать какая у нас тема сегодняшнего урока, мы отгадаем загадки. Потом вы сами скажете тему. И так вы готовы? Обратимся к загадкам.
В синем небе пролетает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? (Самолёт)
Почему его так назвали? Какие слова помогли вам догадаться?
Ходит, бродит по коврам, водит носом по углам.
Он вдыхает много пыли, чтобы все здоровы были.
Что это? (Пылесос)
- Какие слова помогли вам догадаться?
Сидел на заборе, пел да кричал, а как все собрались, взял да замолчал (Петух)
III. Сообщение темы урока, постановка цели урока.
- Ребята, какое слово здесь лишнее? (Петух)
- Почему так думаете? (Потому что петух- простое слово, а самовар и пылесос- сложные)
Докажите, что эти сложные слова. (Ученик называет и выделяет корни)
Как видите, есть слова, у которых 2 корня.
- Значит это не одно слово, а группа слов и они имеют своё название. Мы уже знаем, как они называются? Попробуйте вспомнить их название.
Итак, с какими словами мы уже знакомы? (Сложные слова).
Учитель прикрепляет карточку со словами – Сложные слова
- Что общего в этих словах, кроме того, что они сложные?
(состав слова, 3 слога, обозначают предмет, отвечают на вопрос что?)
Чем отличаются эти слова? (Смыслом, гласной между корнями)
Как вы думаете, какую работу выполняет гласная между корнями слов? (Соединяет)
Как можно назвать эту гласную? (Соединительная).
Итак, тема нашего урока: Правописание сложных слов
Отгадайте загадку ещё одну загадку:
Через реки, через горы
Слышим музыку и говор.
Нам услышать их помог
Этот чудо-сундучок.
- Верно, это радиоприемник. Как образовалось это слово? (Сложное слово, оно образовано из двух основ).
2. Чтение рассказа.
- Однажды по радио я услышала рассказ Ю.Ермолаева “Лучший друг”. Давайте его сейчас прочитаем.
“Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Чулков катается. Рассердился Коля и во двор побежал.
“Сейчас, - думает, - отлуплю Вовку, чтоб чужие вещи без спроса не брал”.
Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял:
- Знакомься, Игорек, это мой лучший друг Коля. Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:
- Что же вы на самокате- то не катаетесь…”
- Встретилось ли в тексте сложное слово? (Самокат).
- Почему Коля смутился? (Стало стыдно за свою жадность).
- Как вы думаете, будет ли теперь Коля давать свой самокат ребятам? (Конечно).
- Как же надо себя вести с людьми, чтобы не было самому за себя стыдно? (Так, как хочешь, чтобы обращались с тобой).
- Запишите слово и выполните его морфемный разбор: самокат.
- Какую схему образования сложных слов можно построить? (Корень + соединительная гласная + корень).
IV. Наблюдение над особенностями сложных слов.
1. Подбор однокоренных слов.
- А как вы понимаете слово “доброта”?
- В словаре С.И.Ожегова дано такое толкование: “Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим”.
- Подберите к слову “доброта” однокоренное прилагательное. (Добрый).
- Поработаем в группах.
Карточка № 1. Запишите, пожалуйста, сложные слова - имена прилагательные, которые являются однокоренными со словом “добрый”.
- Давайте проверим слова каждой группы.
- Прочитайте на доске: добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский.
- Допишите в свои тетради те слова, которых у вас нет. Выделите в них корень.
- Что общего в правописании этих слов? (Соединительная гласная “о”).
2. Подбор синонимов.
- С.И.Ожегов так толкует слово “добрый”: “Проявляющий заботу, искренние чувства ко всем живым существам, несущий благо и готовый всегда прийти на помощь”.
- Подберите, пожалуйста, синонимы. Каждая группа запишет свои слова на листах.
- Проверка слов каждой группы.
- Запишите в тетрадях: благодушный, милосердный. Выполните их морфемный разбор.
- Что заметили? (Оба слова – сложные, образованы из двух основ).
- Выпишите из толкового словаря значение слова “милосердный”. (Милосердный - готовый помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия).
- Что обнаружили в толковании слова? (Слово “человеколюбие” тоже образовано из двух основ).
3. Беседа по тексту.
- Можно ли назвать милосердными ребят из рассказа М.Водопьянова “Один за всех, все за одного”?
“Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был еще учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Мальчик был удручен настигшей его катастрофой.
Однажды домой пришли Левины товарищи и твердо заявили, что они всем классом помогут ему.
И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции.
С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и членом-корреспондентом Академии наук”.
- А как вы помогаете друг другу? Можно ли о нашем классе сказать: “Один за всех, все за одного”?
V. Упражнение в написании сложных слов.
1. Работа над лексическим значением слов.
- Прочитайте слова и объясните, от основ каких двух слов образовано каждое из них. Какая гласная стоит между двумя основами?
Благожелательный, благонравный, благородный, благотворный.
- Что заметили? (Одинаковая первая основа).
- Как вы понимаете слово “благо”? (Добро; то, что дает достаток, удовлетворяет потребности).
2. Разноуровневая групповая работа.
- Выберите одно из заданий по своим силам.
I уровень:
Спишите эти слова и выполните их разбор по составу:
благожелательный
благонравный
благородный
благотворный
II уровень:
Составьте из этих слов три словосочетания им. прил.+ им. сущ.
Благожелательный_____________________
Благонравный_________________________
Благородный__________________________
Благотворный_________________________
Слова для справок: человек, поступок, перевод, стиль общения, город, юноша, олень, фонд, климат.
III уровень:
Составьте и запишите три связных по смыслу предложения, используя данные слова: благожелательный, благонравный, благородный, благотворный.
Слова для справок: человек, поступок, перевод, стиль общения, город, юноша, олень, фонд, климат.
- Послушаем, что у вас получилось.
VI. Тест.
1) Слова, у которых два корня, называются
м) сложными; н) простыми.
2) В сложных словах есть буквы соединительных гласных .
о) о, е; п) у, а; р) и, ы.
3) После букв твердых согласных пишется соединительная буква
к) е; л) о; м) у.
4) После букв мягких согласных пишется соединительная буква
о) е; п) о; р) у.
5) Укажите слово, в котором пишется буква е
г) неб…склон; д) птиц…лов; е) звезд…пад.
6) Укажите слово, в котором допущена ошибка
г) водовоз; д) овцевод; е) пешиход.
7) Какое слово сложное?
х) перелёт; ц) овцевод; ч) полёт.
Если ученики правильно работали, получается слово МОЛОДЕЦ
VII. Итог урока.
1. Рефлексия.
- Чему учились на уроке?
- Какие слова называются сложными?
- Какие гласные могут соединять основы? Как называются эти гласные?
- С каким новым способом образования слов вы сегодня познакомились? (Сложение двух основ).
- Приведите примеры сложных слов.
- Какие чувства испытали на уроке? С чем это связано?
- Какие выводы для себя сделали?
Оценки.
Рефлексия.
- Давайте создадим чудо-цветок. Цветок настроения. Он будет именно таким, какое настроение у вас на уроке, оцените свою работу на уроке. На парте у каждого из вас лежит по одному лепестку. Раскрасьте его тем цветом, который соответствует вашему рабочему настроению. Кто справится, подойдёт ко мне. (Учитель склеивает лепестки в цветок)
- Цветок получился ярким, весёлым, радужным. Как его можно назвать?
- (Цветик – пятицветик, учитель прикрепляет слово под цветком)
- Что вы можете сказать об этом слове? (Сложное)
- Назовите корни этого слова?
- О чём бы вы хотели меня спросить? (Почему соединительная гласная и)
- Всё ли мы знаем о сложных словах? (Нет)
- Это значит, что на уроках русского языка нас ждут новые открытия.
2. Домашнее задание.
А сейчас давайте напишем домашнее задание по выбору.
1. Придумайте по 2 слова с соединительными гласными о, е. Составьте и запишите предложения с этими словами.
2. Найти три загадки, отгадками которых являются сложные слова. Записать их в тетрадь, выделить корни и букву соединительного гласного.
- Вы выйдете из школы уже взрослыми людьми, изберете свой дальнейший путь. Но, кем бы ни стал в будущем каждый из вас - ученым, артистом, инженером или врачом, - прежде всего, будь Человеком. А этому нужно учиться уже сейчас. И я предлагаю вам дома продумать, какое реальное дело может осуществить каждый в отдельности и весь класс вместе, чтобы с вами рядом стал счастливым хотя бы один человек. Я думаю, что внимательные дети, слушая телепередачи и читая местные газеты, сразу почувствуют чужую боль и определят, кому нужна наша помощь.
Спасибо за сотрудничество. Урок окончен.