Урок по теме «Сравнение дробей». 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цель урока: Способствовать формированию способности учащихся к новому способу действия (сравнение дробей с равными числителями, равными знаменателями), расширение понятийной базы за счет введения понятия сравнения дробей, формирование умения “видеть” равные и неравные дроби, приводить примеры таких дробей, применять при выполнении сравнения дробей.
Характеристика основных видов деятельности обучающихся Моделировать в предметной форме и с помощью координатной прямой отношения “больше” и “меньше” для обыкновенных дробей. Сравнивать дроби с равными знаменателями и равными числителями.
Задачи урока: Образовательные Вывести правило сравнения дробей с равными числителями и равными знаменателями, формировать умение применять это правило при выполнении различных заданий
Развивающие Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать устную речь
Воспитательные Формировать потребность в знаниях, воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству
Новые термины и понятия: сравнение дробей, сравнение дробей с помощью координатной прямой
Технологии системно-деятельностный подход, ИКТ, здоровьесберегающие
Методы проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

 

Планируемый результат: УУД Личностные: сравнивают дроби, используют эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении
Познавательные: выбирают и формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров
Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней, оценивают свою работу
Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий

 

Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Подготовка к изучению алгебры и физики фронтальная, индивидуальная,

парная, устные упражнения, эвристическая беседа

учебник, тренажер,

раздаточный материал, опорная схема,

компьютер, интерактивная доска, презентация,

ноутбуки для учащихся, “Математический тренажер”,

электронная лаборатория “Координатная прямая”

 

Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Органи-
зационный момент
Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели.

Посмотрите на часы. Что будет, если мы уберем одну деталь?

Вот также и знания человека состоят из маленьких “деталей”. И только, когда эти “детали” собраны вместе и не упущена ни одна, тогда знания начинают действовать и их можно применить в жизни. То, что мы узнаем на уроке сегодня и являются такими “деталями” ваших знаний. Поэтому девиз нашего урока пословица:

“Мудрым никто не родился, а научился” Приложение 1

- Как понимаете эти слова?

Включаются в деловой ритм урока. Отвечают на вопросы Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Организует устную работу “Арифметическая минутка”

Приложение 1

Давайте попробуем отгадать ту “деталь”, которую вы должны добавить к своим знаниям. Найдите значение выражения, если вы правильно посчитали, то постепенно откроется слово.

Попробуйте сформулировать тему урока.

Приложение 2

Учащиеся выполняют задания устного счета. В конце появляется слово “сравнение”

Формулируют тему урока: Сравнение дробей.

Записывают тему урока в тетрадь.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Актуализация опорных знаний и способов действий. Организует фронтальную работу.

Повторим то, что знаем.

Что называют дробями?

Какие приобрели умения, навыки при изучении дробей?

Прочтите дроби:

Что означает дробь, что показывает знаменатель, числитель?

Назовите знаменатели. Назовите числители. Разбейте эти дроби на две группы

Ребята, могли бы вы назвать из записанных дробей самую маленькую, самую большую; расставить дроби в порядке возрастания?

Сомневаетесь? Значит, вам не всё ещё известно о дробях. Сформулируйте возникшую проблему. Сформулируйте цель урока: что вы должны научится делать?

А пока выполним сравнение натуральных чисел и величин.

Приложение 2

Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания, вспоминают понятие дроби. Заслушивают сообщение об истории возникновения дробей.

При выполнении заданий возникает проблема сравнения дробей.

Формулируют цель урока.

Выполняют задания на сравнение чисел и величин

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: рефлексия.

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения. Первичное закрепление. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: сравнение дробей. Сравнение дробей с одинаковыми числителями.

Проблема: Как сравнить 1/3 и 1/5? 1/2 и 1/4?

Флеш-демонстрация “Доли” (Электронное приложение к учебнику для 5 классов общеобразовательных учреждений / Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова)

Сравните части по рисунку. Назовите самую большую дробь, самую маленькую. Расположите их в порядке возрастания. Сравните дроби 1/3 и 1/5. Сделайте вывод. Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми числителями. Запишите это правило в опорную схему.

Приложение 3

Выполните задания, используя правило. Тренажер № 210(б)

Организует решение заданий в тренажере, фронтальную работу по решению задачи.

Задача. Бабушка испекла пирожки. Девятую часть съел дедушка, третью съел папа, всех пирожков съел Тузик, часть съел Витя. Кто съел больше?

Приложение 2

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

Организует работу по мини-исследованию “Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями”

Приложение 4

Организует выполнение задания из учебника № 509.

Обучающиеся отвечают на вопросы, делают выводы, формулируют правило, заполняют опорную схему.

Обучающиеся выполняют задания в тренажере с комментарием с места, устно решают задачу, используют при этом опорную схему.

Ребята, работая в группах, выполняют задание. Затем эксперт каждой группы сообщает результаты и выводы всему классу:

Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше.

Записывают правило в опорную схему. Приложение3

Выполняют задание из учебника, несколько человек решают с объяснением у доски, затем проверяют.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

5.Физкультминутка   снятие мышечного напряжения    
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения. Первичное закрепление. (продолжение)   Организует работу в электронной лаборатории “Координатная прямая” (Электронное приложение к учебнику для 5 классов общеобразовательных учреждений / Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова)

Отметьте на координатной пря мой дроби , , , , ,Какая из них самая большая? Где она расположена по отношению к другим? Какая из них самая маленькая? Где она расположена по отношению к другим? Сделайте вывод.

Выполняют задания в электронной лаборатории, отвечают на вопросы, делают выводы. Один обучающийся выполняет задание на интерактивной доске.  
5.Физкультминутка   гимнастика для глаз

Приложение 2

   
6. Организация первичного контроля Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. Организует выполнение тестовой работы на компьютере. Тест № 67 “Сравнение дробей” (Электронное приложение к учебнику для 5 классов Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.)

Организует решение задания в учебнике № 510 и дальнейшую взаимопроверку этого задания.

Обучающиеся самостоятельно выполняют задания теста. Оценку выставляет компьютер.

Взаимопроверка.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

7. Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых Сегодня в ваши знания добавилась еще одна “деталь”. Какая?

Что изучили сегодня на уроке? Что вы научились делать?

Сформулируйте правила сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми числителями и одинаковыми знаменателями?

Отвечают на вопросы.

Проговаривают правила.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
8. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Учитель комментирует задание.

1. У: с.144 (фрагмент 1), №511

Т: № 210(а), 195

2. Ответить на вопрос: “Почему дроби назывались “ломаные числа”?”

Записывают задание.  
9. Рефлексия Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Пословица “Мудрым никто не родился, а научился”. Можно ли сказать, что вы стали чуть-чуть мудрее?

Оцените себя, свою работу на уроке. Заполните лист самооценки. Приложение 5

Учитель проводит игру “Назови дробь”: учитель называет дробь, а ученик называет меньшую (большую).

Заполняют лист самооценки.

Называют по очереди дробь или меньшую, или большую той, которую назвал учитель.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: рефлексия.