Цель урока: | Способствовать формированию способности учащихся к новому способу действия (сравнение дробей с равными числителями, равными знаменателями), расширение понятийной базы за счет введения понятия сравнения дробей, формирование умения “видеть” равные и неравные дроби, приводить примеры таких дробей, применять при выполнении сравнения дробей. | |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Моделировать в предметной форме и с помощью координатной прямой отношения “больше” и “меньше” для обыкновенных дробей. Сравнивать дроби с равными знаменателями и равными числителями. | |
Задачи урока: | Образовательные | Вывести правило сравнения дробей с равными числителями и равными знаменателями, формировать умение применять это правило при выполнении различных заданий |
Развивающие | Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать устную речь | |
Воспитательные | Формировать потребность в знаниях, воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству | |
Новые термины и понятия: | сравнение дробей, сравнение дробей с помощью координатной прямой | |
Технологии | системно-деятельностный подход, ИКТ, здоровьесберегающие | |
Методы | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный |
Планируемый результат: | УУД | Личностные: сравнивают дроби, используют эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении |
Познавательные: выбирают и формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров | ||
Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней, оценивают свою работу | ||
Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий |
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Подготовка к изучению алгебры и физики | фронтальная, индивидуальная, парная, устные упражнения, эвристическая беседа |
учебник, тренажер, раздаточный материал, опорная схема, компьютер, интерактивная доска, презентация, ноутбуки для учащихся, “Математический тренажер”, электронная лаборатория “Координатная прямая” |
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Органи- зационный момент |
Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка
подготовленности к учебному занятию,
организация внимания детей. Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели. Посмотрите на часы. Что будет, если мы уберем одну деталь? Вот также и знания человека состоят из маленьких “деталей”. И только, когда эти “детали” собраны вместе и не упущена ни одна, тогда знания начинают действовать и их можно применить в жизни. То, что мы узнаем на уроке сегодня и являются такими “деталями” ваших знаний. Поэтому девиз нашего урока пословица: “Мудрым никто не родился, а научился” Приложение 1 - Как понимаете эти слова? |
Включаются в деловой ритм урока. Отвечают на вопросы | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Организует устную работу
“Арифметическая минутка”
Давайте попробуем отгадать ту “деталь”, которую вы должны добавить к своим знаниям. Найдите значение выражения, если вы правильно посчитали, то постепенно откроется слово. Попробуйте сформулировать тему урока. |
Учащиеся выполняют задания
устного счета. В конце появляется слово
“сравнение” Формулируют тему урока: Сравнение дробей. Записывают тему урока в тетрадь. |
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организует фронтальную работу. Повторим то, что знаем. Что называют дробями? Какие приобрели умения, навыки при изучении дробей? Прочтите дроби: Что означает дробь, что показывает знаменатель, числитель? Назовите знаменатели. Назовите числители. Разбейте эти дроби на две группы Ребята, могли бы вы назвать из записанных дробей самую маленькую, самую большую; расставить дроби в порядке возрастания? Сомневаетесь? Значит, вам не всё ещё известно о дробях. Сформулируйте возникшую проблему. Сформулируйте цель урока: что вы должны научится делать? А пока выполним сравнение натуральных чисел и величин. Приложение 2 |
Учащиеся отвечают на вопросы,
выполняют задания, вспоминают понятие дроби.
Заслушивают сообщение об истории возникновения
дробей. При выполнении заданий возникает проблема сравнения дробей. Формулируют цель урока. Выполняют задания на сравнение чисел и величин |
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем и
сверстником. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: рефлексия. |
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения. Первичное закрепление. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: сравнение дробей. | Сравнение дробей с одинаковыми
числителями. Проблема: Как сравнить 1/3 и 1/5? 1/2 и 1/4? Флеш-демонстрация “Доли” (Электронное приложение к учебнику для 5 классов общеобразовательных учреждений / Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова) Сравните части по рисунку. Назовите самую большую дробь, самую маленькую. Расположите их в порядке возрастания. Сравните дроби 1/3 и 1/5. Сделайте вывод. Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми числителями. Запишите это правило в опорную схему. Выполните задания, используя правило. Тренажер № 210(б) Организует решение заданий в тренажере, фронтальную работу по решению задачи. Задача. Бабушка испекла пирожки. Девятую часть съел дедушка, третью съел папа, всех пирожков съел Тузик, часть съел Витя. Кто съел больше? Приложение 2 Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями. Организует работу по мини-исследованию “Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями” Организует выполнение задания из учебника № 509. |
Обучающиеся отвечают на вопросы,
делают выводы, формулируют правило, заполняют
опорную схему. Обучающиеся выполняют задания в тренажере с комментарием с места, устно решают задачу, используют при этом опорную схему. Ребята, работая в группах, выполняют задание. Затем эксперт каждой группы сообщает результаты и выводы всему классу: Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше. Записывают правило в опорную схему. Приложение3 Выполняют задание из учебника, несколько человек решают с объяснением у доски, затем проверяют. |
Коммуникативные: постановка
вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
5.Физкультминутка | снятие мышечного напряжения | |||
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения. Первичное закрепление. (продолжение) | Организует работу в электронной
лаборатории “Координатная прямая” (Электронное
приложение к учебнику для 5 классов
общеобразовательных учреждений / Е.А. Бунимович,
Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Л.В. Кузнецова, С.С.
Минаева, Л.О. Рослова) Отметьте на координатной пря мой дроби , , , , ,Какая из них самая большая? Где она расположена по отношению к другим? Какая из них самая маленькая? Где она расположена по отношению к другим? Сделайте вывод. |
Выполняют задания в электронной лаборатории, отвечают на вопросы, делают выводы. Один обучающийся выполняет задание на интерактивной доске. | ||
5.Физкультминутка | гимнастика для глаз Приложение 2 |
|||
6. Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | Организует выполнение тестовой
работы на компьютере. Тест № 67 “Сравнение
дробей” (Электронное приложение к учебнику для 5
классов Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.) Организует решение задания в учебнике № 510 и дальнейшую взаимопроверку этого задания. |
Обучающиеся самостоятельно
выполняют задания теста. Оценку выставляет
компьютер. Взаимопроверка. |
Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и осознание того, что уже
усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание
качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
7. Подведение итогов урока. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Сегодня в ваши знания добавилась
еще одна “деталь”. Какая? Что изучили сегодня на уроке? Что вы научились делать? Сформулируйте правила сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми числителями и одинаковыми знаменателями? |
Отвечают на вопросы. Проговаривают правила. |
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Учитель комментирует задание. 1. У: с.144 (фрагмент 1), №511 Т: № 210(а), 195 2. Ответить на вопрос: “Почему дроби назывались “ломаные числа”?” |
Записывают задание. | |
9. Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Пословица “Мудрым никто не
родился, а научился”. Можно ли сказать, что вы
стали чуть-чуть мудрее? Оцените себя, свою работу на уроке. Заполните лист самооценки. Приложение 5 Учитель проводит игру “Назови дробь”: учитель называет дробь, а ученик называет меньшую (большую). |
Заполняют лист самооценки. Называют по очереди дробь или меньшую, или большую той, которую назвал учитель. |
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли; Регулятивные: рефлексия. |