Программа курса “Мой край родной – Милютинский район” предназначена для учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 70 часов: по 35 часов в каждом классе, он реализует региональный компонент географического образования в 5- 6 классах.
Данная программа курс тесно связана с физической географией 5-6 классов, а также ориентирована на возрастные особенности учащихся. Содержание курса позволяет учащимся на основе комплексного подхода получить целостное представление о природе, населении, истории своего края, и направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Он является комплексным интегрированным курсом, формирующим у учащихся знания о природе и истории родного края, способствующий воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа. Изучение своего края позволит школьникам ощутить себя его составной частью, реализовать свою активность, ощутить социальную значимость в жизни родной земли.
Программа носит ярко выраженный краеведческий характер. Краеведческий подход в образовании и воспитании позволяет закрепить содержание базовых учебных дисциплин (географии и истории), показать значимость получаемых знаний на практике, иллюстрировать научные положения конкретными примерами на местном материале, воспитать нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.
Цель курса: формирование у учащихся целостного, неповторимого образа территории, Милютинского района, развитие широких практических знаний и умений, необходимых учащимся для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни. Воспитание гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и любящего свой край, станицу, хутор (его традиции, памятники природы, истории и культуры), и желающего принять активное участие в его развитии.
При изучении курса в 5-6 классах решаются следующие задачи:
1. Изучение особенностей природных компонентов своей местности, установление причинно-следственных связей между ними.
2. Формирование практических навыков в изучении природы: рельефа, климата и погода, реки, озера, почв, растительного и животного мира.
3. Овладение знаниями, необходимыми для бережного отношения к природе Родины (Ростовской области, своего населенного пункта).
4. Вовлечь учащихся в активную исследовательскую и практическую деятельность по изучению природы своего края, её преобразованию и охране.
5. Формирование приемов работы с географическими источниками информации, приборами и инструментами.
Программа ориентирована на деятельный подход в обучении: в 5 классе – 9 практических работ, в 6 классе - 8 практических работ.
Формы организации учебного процесса: лекции, беседы. Большая роль отводиться экскурсиям и практическим работам на местности.
Планируемы результат: формирование краеведческих знаний о своей местности, образа родного края, развитие и саморазвитие личности ученика на основе практических навыков, творческих индивидуальных знаний и умений, опыта эмоционально-ценностных отношений к природе, хозяйству и людям родного края.
Использование приобретенные знания и умения в практической деятельности, и повседневной жизни: применять географические знания о своей области для активной адаптации к быстро меняющейся природной и социально-экономической среде;
Использовать географические знания о природе
Ростовской области и ее специфике для
самоопределения и будущей трудовой
деятельности; использовать простейшие
приемы подготовки и презентации
рефератов, докладов, эссе.
Содержание программы
Введение (2 часа).
Что изучают в курсе. Источники географических и краеведческих знаний. Методы исследования: наблюдение, опыт, картографический, статистический, исторический, математический, аэрокосмический.
Раздел 1. История освоения и населения нашего края (10 часов).
Древние поселения на Дону. Основные этапы заселения территории Ростовской области и Милютинского района. Памятные даты истории и культуры. Виды населенных пунктов. Исторические особенности названия хуторов Дона. Казаки их традиции и быт.
Образование Ростовской области, Милютинского района и хутора Петровского.
Виды хозяйственной деятельности на территории нашего района.
Образ жизни населения. Влияние природы на развитие хозяйства, обычаи и быт людей Донского края.
Выдающиеся люди нашей местности и их роль в развитии края, всей страны. Природные и культурные памятники нашей местности.
Знать:
- названия древних поселений, народы, проживающие на Дону;
- основные этапы заселения территории;
- виды населенных пунктов и их хозяйственная деятельность.
Уметь:
- проводить самостоятельную работу по поиску географической информации о своей местности из различных источников;
- приводить примеры влияния природы на развитие хозяйства, обычаи и быт людей Донского края.
Раздел 2. План и карта (10 часов).
План местности, его чтение и составление. Определение направлений и расстояний. Способы ориентирование на местности, используемые на Дону.
Многообразие географических карт области, особенности работы с ними. Изучение способов изображения географических объектов и явлений на тематических картах области.
Географическое положение остовской РРРрр Ростовской области, района, хутора.
Ученик должен знать:
- содержание понятий: план местности, географическая карта, масштаб;
- особенности различных видов изображения местности;
- особенности географического положения своей местности и их влияние на природу.
Уметь:
- определять по плану и географической карте объекты территории, направления, расстояния; географические координаты;
- определять, используя компас стороны горизонта и азимуты;
- составлять план местности отдельного участка;
- составлять описание географического положения своей местности.
Практические работы:
1. Ориентирование. Съемка местности и построение плана участка центральной части хутора Нижнепетровского.
2. Определение направлений, азимутов и расстояний по топографической карте Ростовской области и Милютинского района.
3. Определение с использованием компас сторон горизонта и азимутов на местности.
4. Определение географического положения своей местности: нанесение на контурную карту границ Ростовской области, Милютинского района, хутора Нижнепетровского.
Раздел 3. Литосфера - 12 часов.
Общая характеристика поверхности территории нашей местности и ее геологическое строение. Особенности рельефа Ростовской области. Разнообразие и главные формы рельефа. Причины образования оврагов и балок. Роль текучих вод на формирование рельефа нашей местности. Горные породы, слагающие территорию нашей области, осадочное происхождение горных пород. Виды минеральных ресурсов: пески, глины, известняки, уголь. Месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование минеральных богатств области.
Образование антропогенных форм рельефа в результате хозяйственной деятельности человека: карьеры, шахты, терриконы, курганы. Влияние рельефа на условия жизни, особенности природы и виды деятельности человека.
Ученик должен знать:
- основные формы рельефа своей местности (долины рек, овраги, балки, холмы) и их происхождение;
- своеобразие горных пород и особенности их залегания.
Уметь:
- описывать рельеф и выявлять особенности рельефа своей местности;
- объяснять причины равнинного характера рельефа;
- составлять описание обнажений горных пород;
- определять горные породы, распространенные в своей местности;
- применять приборы и инструменты для определения высоты своей местности;
- проведение наблюдений за изменением по времени форм рельефа : образование оврага.
Практические работы:
1. Определение и описание горных пород нашего хутора. Составление коллекции.
2. Описание форм поверхности нашей местности.
3. Выявление способов использования местных строительных материалов в хозяйственной деятельности.
4. Установление причин образования оврагов и балок. Разработка мер по защите территории от оврагов.
5. Обозначение на контурной карте основных форм рельефа, месторождений полезных ископаемых Ростовской области и Милютинского района.
Раздел 4. Гидросфера (8 часов).
Состав вод суши на территории Ростовской области и Милютинского района. Поверхностные и подземные воды и их виды. Природные и искусственные водоемы. Река-главная часть состава вод суши и её значение в жизни населения области и нашей местности. Режим и питание реки. Влияние рельефа и климата на воды суши.
Ученик должен знать:
- понятия: поверхностные и подземные воды, река, исток, устье, бассейн, русло, пойма, речная долина;
- меры по охране водных ресурсов.
Уметь:
- объяснять особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа, климата;
- давать описание рек и родников своей местности;
- определять гидрологические показатели воды;
- делать выводы, проводить сравнительный анализ;
- составлять экологический паспорт водного объекта.
Практические работы:
1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы Ростовской области.
2. Описание реки Берёзовая по типовому плану.
3. Составление экологического паспорта Корнева родника. Разработка программы по его сохранению.
Раздел 5. Атмосфера (9 часов).
Годовое движение Земли и изменение высоты Солнца над горизонтом своей местности. Смена времен года. Типы погод и сезонов в Ростовской области. Температура воздуха по сезонам. Распределение июльских и январских температур, распределение осадков, преобладающие направления ветра. Влияние климата на условия жизни и деятельности человека в нашей области. Положительное и отрицательное влияние климата на жизнь человека. Стихийные бедствия нашей местности: засухи, суховеи, пыльные бури, град, гололед, заморозки и способы их предупреждения.
Ученик должен знать:
- тепловой пояс, в котором находиться Ростовская область и Милютинский район;
- времена года и их типичные погоды нашей местности;
- климатические показатели погоды области.
Уметь:
- определять высоту Солнца над горизонтом на широте школы;
- определять температуры воздуха, атмосферного давления, влажность, облачность, направление ветра на местности при помощи метеорологических приборов;
- вычислять среднюю температуру за сутки, месяц, год, амплитуду температур по данным календаря погоды;
- вычерчивать графики хода температур, строить розу ветров по данным наблюдений;
- давать описание погоды за сутки, месяц, типы погод различных сезонов своей местности;
- выделять основные факторы, влияющие на климат Ростовской области и Милютинского района;
- приводить примеры влияния климата на жизнь человека.
Практические работы:
1. Устанвление особенностей месячного хода температуры воздуха на основе построения графика (по материалам календаря погоды).
2. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков за месяц.
3. Описание погоды за день по плану.
Раздел 6. Биосфера. Природные комплексы нашей местности (10 часов).
Типы почв, их распространение и плодородие.
Биосфера: распространение растений и животных на территории области, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека.
Ученик должен знать:
- растительный и животный мир зоны степей, их приспособленность к условиям обитания, хозяйственное использование;
- главные типы почв области. Зависимость плодородия почвы от условий их формирования;
- растения и животные Донского края, занесенные в Красную книгу;
- особо охраняемые Ростовской области и Милютинского района;
- взаимосвязи и взаимозависимости природных компонентов друг от друга.
Уметь:
- определять растения по внешнему виду и по определителю;
- оформлять гербарий собранных растений;
- давать характеристику флоры и фауны своей местности;
- объяснять причины произрастания растений, обитания животных на данной территории;
- читать почвенную карту области.
Практические работы:
1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными нашей местности.
2. Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Раздел 7. Экологические проблемы родного края (6 часов).
Экологические проблемы области и нашей местности и пути их решения.
Правила поведения человека в природе. Антропогенное влияние человека на природу.
Меры по преобразованию и охраны природы на Дону. Мониторинг окружающей среды. Экологическое образование и воспитание.
Ученик должен знать:
- о взаимосвязи и взаимозависимости природных компонентов друг от друга;
- характеристику экологических проблем своей местности.
Уметь:
- приводить примеры влияния хозяйственной деятельности на природу;
- проводить анкетирование, на основе его результатов делать соответствующие выводы;
- доказать ближайшему социуму необходимость природоохранных мероприятий;
- рассказать о природных объектах, требующих охраны и благоустройства;
- вовлечь в природоохранную деятельность как можно большее число участников.
Практические работы:
1. Учебный проект: Как спасти реку Берёзовая? Проектный продукт: Правила поведения, для отдыхающих на берегах реки Берёзовая.
Итоговое занятие: Защита проекта: Как у нас на Тихом Дону.
Форма проведения: общешкольное внеклассное мероприятие.
Литература
1. Алексенко В.Н., Мартынова М.И. “География Ростовской области: учебник. –Ростов-на-Дону; ООО “Терра”; 2005.
2. Андрианов В.И., Терещенко А.Г. “Донские памятники”. Ростов н/Д, 2001.
3. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. “Природа и история родного края”. – Ростов на Дону: “Изд-во БАРО-ПРЕСС”, 2006.
4. Атлас Ростовской области, ООО “ДИ ЭМ БИ”, 2004.
5. Круглов Ю.Н. “Многоликий мир казачества”. - Ростов на Дону: “Изд-во БАРО-ПРЕСС”, 2007.
6. Нагорный Б.А., Левченко В.С. На донском меридиане. Учебное пособие для учащихся средней школы. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1984.
7. Природа, население и хозяйство Ростовской области. Учебное пособие. /Под редакцией Смагиной Т.А., Кизицкого М.И./ Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. обл. ИУУ, 1995.
8. Н.И.Приходько. Летопись Милютинского края. ЗАО “Волгодонское полиграфобъединение”, 2001. – 248 с.