Урок литературного чтения во 2-м классе. Тема: «В. Осеева "Хорошее"»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать умения выделять главную мысль произведения;
  • давать правильную характеристику героя на основе его намерений и поступков.

Задачи:

  • создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей учащихся, ознакомить с произведением В. Осеевой “Хорошее”;
  • создать условия для развития речи, мышления, умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст, совершенствовать навыки беглого выразительного чтения;
  • воспитание нравственных качеств личности ребенка: честности и чувства ответственности за свои поступки, воспитывать вежливое, доброе отношение к окружающим людям.

 Коррекционные задачи. Повышать интерес к учебе, расширять словарный запас, развивать зрительную и смысловую память.  

План урока.

  • Организационный момент.
  • Первичное восприятие. Чтение рассказа учителем.
  • Ориентировочная беседа.
  • Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение и беседа по рассказу.
  • Аналитическая беседа.
  • Обобщение по теме урока.
  • Выполнение творческого задания.
  • Подведение итогов урока.

Оборудование урока: учебник с текстом В. Осеевой “Хорошее”, иллюстрации к рассказу, выставка книг В. Осеевой.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Метод: эвристическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять,
Многое хочу узнать.

II. Сообщение темы и задач урока.

1. Разминка.

1. Работа над скороговоркой.

Прочитать скороговорку 3 раза - медленно, быстрее, очень быстро, но без ошибок и четко проговаривая все звуки.

На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.

2. Работа над дыханием.

а) Звукоподражание:

Шум леса - Ш-ш-ш

Полёт пчелы - З-з-з

Рисунки

Полёт жука – Ж-ж-ж

Накачивание воздуха – Ф-ф-ф

Сдутие мяча – С-с-с

Заканчивается работа над дыханием тем, что дети вдыхают аромат цветка.

б) Работа с полосками бумаги:

Дети ставят полоски на уровне губ, набирают больше воздуха и начинают выдыхать его на полоску так, чтобы она не шевелилась. Дети учатся сдерживать дыхание.

2. Жужжащее чтение. (Чтение рассказов В.А.Осеевой)

(Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение пяти минут.)

3. Развитие внимания. (Запись пословицы в тетрадь). Не мил и свет, когда друга нет.

4. Вступительная беседа.

Звучит музыкальная заставка.

Учитель: Что это?

Учащиеся: Это позывные сигналы радиопередачи.

Учитель: Для кого звучит радиопередача? (Радиослушателей)

Учитель: Итак наши микрофоны установлены во 2г классе. У нас в гостях радиослушатели-учителя нашей школы.

Тема нашей радиопередачи рассказы Валентины Александровны Осеевой, обсудим проблемы, которые она поднимает в этих рассказах и подумаем как надо вести себя в подобных ситуациях.

Наши корреспонденты познакомят с творчеством писательницы.

Показ портрета.

Лента жизни писательницы. (На доске)

1902 г. 1923 г. 1937 г. 1951 г. 1969 г.

1 корреспондент. Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств. В 1923 году семья Осеевых переезжает в Москву. С 1937 года она начинает печатать свои книги. Ее стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборник “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, “Отцовская куртка”, “Простое дело”.

2 корреспондент. Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она работала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.

Заслуги В.А. Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Василек Трубачев и его товарищи”. Это трилогия. По 2 части создан кинофильм “Отряд Трубачева сражается”. В.А.Осеева прожила 67 лет.

6. На доске записан кроссворд, давайте проверим, хорошо ли вы знаете рассказы В.А. Осеевой.

- Как звали мальчика из рассказа “Волшебное слово”? (Павлик)

- Как называется рассказ, в котором Алеша упал с ветки? (Отомстила)

- Мальчик не умел играть с игрушками. (Сторож)

- Как называется рассказ, в котором мама мешала ложечкой неначатый чай, а бабушка жевала корочку черного хлеба? (Печенье)

- О ком разговаривали женщины около колодца? (Сыновья)

- Как называется рассказ, в котором Валя не пришла в класс, а дома лежала с завязанной щекой? (Навестила)

7. - Наши корреспонденты познакомят по рисункам с рассказом Валентины Осеевой “Волшебное слово”. И к концу беседы постараемся ответить на вопрос, что значит быть вежливым.

Корреспонденты рассказывают по рисункам рассказ Валентины Осеевой “Волшебное слово”.

8. - Сейчас я проверю, как вы внимательно слушали рассказ.

1 Бабушка дала Павлику… (Пирожок)

2. Павлик попросил у Лены… (Краски)

3. У старшего брата была… (Лодка)

4. У старика была длинная седая. (Борода)

5. В руках старик держал… (Зонтик)

6. Когда говоришь “Волшебное слово” нужно смотреть в… (Глаза)

- Изменилось поведение мальчика после того, как он узнал волшебное слово?

- Каким стал Павлик? (Вежливым)

9. - Я тоже хочу подарить вам несколько слов. Послушайте маленькие стихотворения и сами вставьте последнее слово в каждом из них в рифму и подумайте, какое слово спрятало солнышко на своих лучах?

Растает ледяная глыба

От слова теплого… спасибо.

Зеленеет старый пень,

Когда услышит … добрый день.

Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь… здравствуйте.

Когда нас бранят за шалости,

Говорим… прости, пожалуйста.

И во Франции и в Дании

На прощанье говорят… до свидания.

Всегда я маме говорю: “За обед…” благодарю

Перед сном приятно очень услыхать:… спокойной ночи

- Почему эти слова называют волшебными?

- Как еще иначе называют эти слова. (Вежливые)

Спасибо

До свидания

Добрый день Доброта Благодарю

Спокойной ночи

Здравствуйте Пожалуйста

Простите

10. Восстановление деформированных пословиц, объяснение значение их. (Работа на доске)

Жизнь на дана дела добрые. (Жизнь дана на добрые дела.)

Мудрым не родился, никто а научился. (Мудрым никто не родился, а научился)

(Вежливости открываются все двери.)

- Что значит быть вежливым? (Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, не делом)

Звучит песня “Если добрый ты” слова Хайта, музыка Б. Савельева.

Физминутка.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Один, два, три, четыре, пять.
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем.

 Изучение нового материала.

- Мы прочитаем сегодня рассказ с очень приятным названием “Хорошее”.

- О чем может говориться в этом рассказе? Что означает слово “хорошо”? Мы посмотрим в словаре Ожегова. (“Хорошо” — это как?) В каких случаях мы употребляем слово “хорошо”?

1. Имеющие положительные приятные свойства, качества.   

- Неплохой, недурной, славный, что надо, хоть куда (разговор).

- Плохой, нехороший, дурной.

  Основная часть.

1. Первичное восприятие. Чтение рассказа учителем.

- Оправдались ли ваши ожидания? Какой это рассказ — веселый или грустный? Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?

2. Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение и беседа по рассказу.

Исследовательская работа по тексту проводится в парах. После прочтения дети самостоятельно должны отметить в тексте, о чем мечтал Юра.

- Хорошие ли были у него мечты? Хотел ли он что-то сделать для себя? Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими? Что такое “героический”? Кто такой герой? (Герой - человек, который готов протянуть руку помощи в трудный момент. Герой - человек способен на подвиг, подвиг на благо другого человека. Человек - храбрый, сильный, отважный, смелый.)

- О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

- В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)

- Почему Юра не заметил простых дел? Какой же был Юра? Выберите те качества, которые соответствуют характеру Юры.
Смелый.
Заботливый.
Умный.
Думающий о себе.
Добрый.
Грубый.

- Как автор относится к своему герою? Найдите подтверждение своих мыслей в тексте.

- В. Осеева написала этот рассказ очень давно. Когда рассказ был напечатан первый раз, то он заканчивался так: “Что бы мне такое хорошее сделать?” — спрашивает Юра. А мама и отвечает: “Погуляй с сестренкой, помоги няне, напои собаку”.

- Почему в следующем издании Осеева изменила конец этого рассказа?

3. Самостоятельное чтение текста с использованием упражнения “Бросок-засечка”.

(Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда учителя “Засечка” дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” дети должны отыскать глазами то место в книге, на котором они остановились и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут. Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте).

4. Игра-соревнование “Спринт”. Награждение победителей соревнования.

(К доске выходят несколько учеников (3-5). Им предлагается отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде учителя они начинают читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. При этом упражнении дети учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.)

5. Выполнение творческого задания.

- Сейчас нам предстоит прочитать этот рассказ по ролям. Для этого разделимся на группы: одни будут режиссерами (в их работу входит давать советы, как прочитать ту или иную фразу), другие — актерами, которые будут играть роли.

Предварительная проверка.

  • Сколько героев в этом рассказе? (5) автор, Юра, сестра, няня, Трезор, мама.
  • Есть ли слова у Трезора? (Да, то, что он думает, как будто хочет сказать.)
  • Как можно читать мысли Юры? (Мечтательно.)
  • А слова, обращенные к сестре, няне и собаке? (Грубо, резко.)

Чтение рассказа по ролям.

6. Игра “Кто сказал?”

- Послушайте высказывание героев, отгадайте, кому они принадлежат.

- Погуляй со мной, Юра! (Сестра)

- Убери посуду, Юрочка! (Няня)

- Дай мне попить, Юра! (Трезор)

- Погуляй с сестренкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору. (Мама)

7. Найди в таблице действующих лиц рассказа. (Сестра, няня, Трезор, мама)

н б с е с т р а ю а ф о
и т е ц у н я н я щ ъ г
т с щ е Т р е з о р х ъ
к м а м а к у ш ч о л ж

8. Какие пословицы подходят к этому рассказу? (На доске)

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Не спеши языком, торопись делом.

- Какие хорошие поступки , вы можете делать каждый день?

- Будете ли вы ждать награды?

- О каких человеческих качествах заставляют задуматься рассказы В.А.Осеевой? А вас хочет поблагодарить солнышко. Какое слово спрятало солнышко? (Доброта)

Добрым быть, совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Если доброта, как солнце светит,
Радуются и взрослые и дети.

Мы можем сравнить доброту с солнцем, а его лучами являются добрые слова. Не забывайте в жизни пользоваться добрыми, волшебными словами. Иногда вас будут называть вежливыми и воспитанными. Добрые слова - это цветы человеческой души. Так не скупитесь же раздавать эти замечательные цветы окружающим. Помните, что усилить красоту этих слов вам помогут улыбка и доброжелательный взгляд.

Эти чудные цветы
Добавят красоты,
И станет в мире меньше зла
И больше доброты.

9. Творческая работа.

Я попрошу вас нарисовать эти чудные цветы и на их лепестках написать вежливые слова. (Самостоятельная работа). Подарите друг другу на память эти цветы.

10. Песня “Улыбка”. Музыка Шаинского.

11. Заключение.

  • Итог урока.
  • Домашнее задание. Чтение рассказа по ролям.
  • Оценивание.

Радиопередача закончена, тема следующей радиопередачи знакомство с рассказом В.А. Осеевой “Почему”.