В свете сложившейся социально-экономической и политической ситуации не только в России, но и приграничных государствах, отмечается рост количества детей, которые по различным причинам оказались в трудных жизненных условиях. По нашим наблюдениям, а также по заключению ряда других специалистов, подростки, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, испытывают серьёзный стресс, не имеют достаточных навыков совладания с собственными эмоциональными переживаниями, испытывают затруднения в общении, склонны проявлять агрессивное поведение, затрудняются в выстраивании сколько-нибудь определенной жизненной позиции, не умеют сотрудничать с представителями других культур. Это актуализировало необходимость разработки специальной программы занятий по обеспечению психологической безопасности подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и детей-мигрантов “Я в мире, мир во мне”.
Программа реализуется в течение года в рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся. Работа в рамках данной программы направлена, прежде всего, на развитие элементарных навыков общения, умений сотрудничать, прислушиваться к мнению другого, уступать. Кроме этого, в систему работы включено обучение детей приемлемым способам избавления от гнева и других негативных эмоций. Важным в работе с детьми является развитие способности анализировать свое поведение, чувства, качества личности, а также формирование чувства эмпатии и других положительных качеств (толерантности, ответственности за свои поступки и др.). Эта работа создает условия для оптимальной социальной и психолого-педагогической адаптации ребенка путем развития его личности.
Цель программы: создание условий для личностного роста подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, и детей-мигрантов.
Задачи:
- развитие навыков восприятия невербальной информации;
- тренировка навыков выражения эмоций;
- обсуждение ситуаций переживания горя, потери близких;
- формирование навыков борьбы со стрессам;
- формирование навыков умения активно слушать;
- формирование навыков использования невербальных элементов общения;
- формирование навыков начинать, поддерживать и прекращать разговор;
- тренировка уверенного в себе поведения;
- отработка навыка сказать “нет”;
- выработка стратегии поведения при встрече с новой культурой.
В соответствии с целью и задачами программа работы состоит из четырех блоков:
I. Как справиться с эмоциями. Горе и потеря. Стресс (4 занятия).
II. Развитие навыков общения (3 занятия).
III. Тренировка уверенного поведения (2 занятия).
IV. Столкновение культур: толерантность и сотрудничество (1 занятие).
Программа рассчитана на детей-подростков 12-16 лет (обучающихся в 6-9 классах средней школы). Включает в себя 11 занятий по 2 академических часа, проводимых с периодичностью один раз в неделю. Таким образом, программа может быть реализована в условиях массовой школы в течение учебной четверти. Число детей в группе: 9-12 человек. Помещение для занятий должно позволять расставить стулья для участников по кругу. Проведение ряда занятий требует специальной подготовки (квалификации) ведущего, поэтому в качестве ведущего будет выступать психолог.
Все занятия проводятся в форме практических занятий частично содержащих информационные блоки.
Групповые методы и методические средства, используемые при реализации программы:
- информирование;
- мини-лекции;
- психогимнастические упражнения;
- групповая дискуссия;
- анализ ситуаций;
- мозговой штурм;
- дебрифинг.
Планируемые результаты реализации программы:
- гармонизация внутреннего эмоционального состояния;
- повышение самооценки;
- повышение стрессоустойчивости;
- снижения уровня агрессивности
- развития навыков общения.
Тематическое планирование занятий
№ | Тема занятия | Цель занятия | Кол-во часов |
1 | Знакомство. | Знакомство ведущего с участниками группы, знакомство участников между собой, с целями и программой занятий, выработка правил работы в группе. | 2 |
2 | Эмоции. Виды эмоций. | Знакомство с видами эмоций; достижение понимания того, что испытывать любые эмоции – это нормально; развитие навыков восприятия невербальной информации, отражающей эмоциональные состояния человека. | 2 |
3 | Учимся управлять своими эмоциями. | Знакомство со способами овладения своими эмоциями, тренировка навыка выражения эмоций. | 2 |
4 | Горе и потеря. | Обсуждение вопросов, касающихся конечности жизни человека, ситуаций переживания горя, потери близких. | 2 |
5 | Стресс. Способы борьбы со стрессом. | Изучение понятия стресса и его стадий, способов борьбы со стрессом, отработка навыков борьбы со стрессом. | 2 |
6 | Умение слушать. | Исследование приемов эффективного и неэффективного слушания; отработка навыков умения активно слушать. | 2 |
7 | Виды и формы общения. | Исследование разных видов общения, выделение вербальных и невербальных элементов общения, отработка навыков использования невербальных элементов общения. | 2 |
8 | Умение начинать, поддерживать и прекращать разговор. | Знакомство с этапами разговора; выделение роли вербальных и невербальных компонентов в умении начинать, поддерживать и прекращать разговор; отработка навыков начинать, поддерживать и прекращать разговор. | 2 |
9 | Поведение уверенное, неуверенное и агрессивное. | Исследование понятий уверенности в себе, неуверенности и агрессивности, обучение различению агрессивного, неуверенного и уверенного поведения, выделение ситуаций, при которых чаще всего испытывают неуверенность в себе. Тренировка уверенного в себе поведения. | 2 |
10 | Умение постоять за себя, отстаивать свои права (умение сказать “НЕТ!”). | Изучение разных способов отстаивания своего мнения, отработка навыка сказать “нет”, знакомство с правами человека на уверенность в себе, отработка умения анализировать ситуации, выявляя свое ошибочное суждение ведущее к неуверенности. | 2 |
11 | Встреча с новой культурой: стратегия поведения. | Ознакомление участников с особенностями “восточной” и “западной” культур, выработка рекомендаций человеку, вынужденному сменить страну проживания и столкнувшемуся с незнакомой культурой. | 2 |
Для оценки эффективности реализации программы необходимо проведение психологической диагностики с учащимися с последующей фиксацией ее результатов до и после проведения занятий. Психологическую диагностику следует проводить по следующим методикам:
- Проективная методика “Несуществующее животное” [4].
- Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан [6].
- Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса [9].
В Приложении 1 представлены подробные конспекты занятий. В Приложении 2 представлен список используемой литературы.