Форма урока: интегрированный урок немецкого языка и географии.
Цели и задачи.
- Формирование представлений о стране на базе уже имеющихся знаний.
- Применение знаний из других учебных дисциплин.
- Развитие познавательного интереса.
- Реализация интеллектуальных способностей учащихся.
Учебно-методическое обеспечение:
- физическая карта “Европа”,
- контурные карты,
- картины с изображением природы,
- флаг ФРГ,
- презентация
- раздаточный печатный материал,
Цель: формирование и закрепление системы знаний, умений по теме “Германия” путем интеграции школьных предметов: немецкого языка и географии.
Задачи:
а) образовательная – выявить общие сведения и особенности географического
положения ФРГ, закрепить использование новой лексики с географическими
названиями.
б) развивающая – продолжить развитие исследовательских, творческих
способностей, развивать умение извлекать информацию из нового текста.
в) воспитательная – формировать коммуникативные умения, способность
работать коллективно, повышать мотивацию к изучению предметов и страны, повышать
лингвострановедческую компетенцию, воспитывать уважение к стране изучаемого
языка.
Оборудование.
• Политическая карта Европы.
• Презентация.
• Контурные карты.
Ход урока
Учитель географии: Добрый день, ребята.
Учитель немецкого языка: Guten Tag! Wer hat heute Klassendienst?
Дежурный: Ich bin heute Dienst. Alle sind da und zur Stunde bereit.
Учитель географии: Сегодня мы проведем необычный урок – интегрированный, на котором объединяются знания из разных учебных предметов.
Учитель немецкого языка: Wir machen heute eine ungewöhnliche Stunde Geografie und Deutsch zusammen und sprechen zum Thema “ Deutschland” (Слайд 1). Wir sprechen heute über Deutschland nach folgendem Plan: (Слайд 2)
1. В какой части материка расположена страна. Как называется её столица. Wo
liegt das Land? Wie heisst die Hauptstadt des Landes?
2. Государственная граница (протяженность, крайние точки), соседние государства.
Welche Nachbarlander hat die BRD? Wo liegen sie?
3. Особенности рельефа и полезные ископаемые. Wie sind die Landschaften? An
welchen Naturschatzen ist die BRD reich?
4. Климатические условия страны. Wie ist das Klima?
5. Крупные реки и озера. Wie heissen die grossten Flusse und Seen?
6. Природные зоны.
7. Народы, населяющие страну. Wie ist die Befolkerung des Landes?
8. Хозяйство страны. Wie ist die Wirtschaft des Landes?
9. Достопримечательности страны
Welche Sehenswurdigkeiten der BRD sind besonders interessant?
Учитель географии: На уроках географии мы побывали на разных континентах. А сегодня мы остановимся в Евразии. Более подробно мы рассмотрим одну из стран Евразии: Германию. Когда мы начинаем изучать страну, то определяем её географическое положение (Слайд №3 - политическая карта Европы). Работаем с контурной картой. Германия расположена на холмистой Среднеевропейской равнине. Лежит в центре Европы в окружении высокоразвитых стран и природными границами её являются два отрезка береговой линии, на севере это Северное и Балтийское моря, на юго-западе р. Рейн и Баварские Альпы на юго-востоке. Территория вытянута с севера на юг. Расположена страна на пересечении крупных транспортных магистралей.
Учитель немецкого языка: Deutschland grenzt mit 9 Staaten. Nennt bitte diese Nachbarländer. (Слайд 4)
Учитель географии: А сейчас мы с вами выполним работу на контурных картах.
(У каждого учащегося имеется контурная карта Западной Европы, на которой они
отмечают Германию и соседние с ней страны, подписывая названия на русском и
немецком языках)
Надо отметить, что некоторые учащиеся раскрасили территории стран в
соответствии с цветом государственных флагов
Учитель немецкого языка: Woran grenzt Deutschland im Norden, im Süden,
im Osten, im Westen?
Учитель географии: А теперь мы перейдём к рассмотрению ландшафтов Германии (слайд 8). Рельеф Германии разнообразен. Территория страны повышается с севера на юг. Самая наивысшая точка г. Цугшпице (2963 м). Северная часть Германии представлена равниной, образовавшейся во время ледникового периода, и называется она Северо-Германская низменность с чётко выраженными формами ледникового рельефа холмами и озёрами. Вторая зона - это плоскогорья, возвышенности. Средневысотные горы –Шварцвальт, Рудные горы, Рейнские горы . Они очень древние и имеют плоские вершины, чередующиеся с равнинами, на юге протянулись северные отроги Альп. (Слайд 9, 10)
Учитель географии рассказывает о климате Германии: (Слайд 11)
Учащиеся находят соответствующую климатограмму.
Учитель немецкого языка: Beanwortet meine Fragen:
Welcher Monat ist am wärmsten? Welcher Monat ist am kältesten ? Welches Gebiet ist am wärmsten? Wo ist es in Deutschland am kältesten?
Учитель географии: Продолжаем своё путешествие по Германии. Площадь лесов Германии составляет 11,1 млн. га, что является 30% площади страны. Когда-то согласно географическому положению Германии, в стране преобладали дубово-буковые леса. Теперь же они в большей части вырублены и заменены хвойными. Для германского леса характерно преобладание сосны, ели, пихты на юго-западе и лиственницы в Альпах. Дубово-буковые леса местами сохранились лишь в горах. Первичные леса сохранились только в заповедных зонах и охраняемых территориях. Лесная зона протянулась от Балтийского моря до южных районов страны, увлажнение в лесах избыточное, много болот, рек, озёр. Лес имеет и промышленное значение: его используют для заготовки древесины, изготовления мебели, бумаги. А сейчас я расскажу вам немного о знаменитом Баварском лесе и Чёрном лесе.
Баварский лес. (Слайд 12)
Раскинувшийся на границе между Германией и Чехией, древний Баварский лес занимает около 2 020 квадратных километров.
Мощные деревья расступаются здесь только по берегам рек, перед озерами и вокруг рассеянных болот. Баварский лес – крупнейший из сохранившихся естественных лесов. В 1969 году здесь был учрежден Национальный парк “Баварский лес”. Здесь царят хвойные породы. Но на склонах встречаются клен, вяз, ясень, ольха, бук и липа. В этом смешанном лесу легко встретить папоротник. Лесные массивы и болота удивляют богатством животной жизни. Дикие олени рогами задевают лапы ветвей, а рысь, выдра и куница прячутся от незваного гостя. Лес озвучен голосами множества птиц. Мерно отстукивает дятел. Многочисленны в Баварском лесу и хищные птицы, особенно обыкновенный осоед, ястребы. Также ведется работа по возвращению в эти древние леса таких видов, как филин, длиннохвостая неясыть и ворон.
Шварцвальд (Слайд 13)
В переводе с немецкого Schwarzwald — “чёрный лес”, в отличие от пронизанного светом, Баварского леса, склоны гор в Шварцвальде поросли темными елями. Поэтому он и называется – черным. Горный массив в земле Баден-Вюртемберг на юго-западе Германии. Простирается с севера на юг вдоль течения Рейна. Преимущественно покрыт густым хвойным или буковым лесом, содержит множество живописных горных озёр. Часто встречаются минеральные источники, что обусловило наличие ряда курортов, таких как Баден-Баден или Баденвейлер. В Шварцвальде берёт исток вторая по величине река Европы — Дунай.
Для жителей Шварцвальда характерны самобытные традиционные наряды, особая местная архитектура и кухня. Шварцвальдский регион известен производством часов, прежде всего настенных. Шварцвальд также считается родиной знаменитого вишнёвого торта со взбитыми сливками и популярной в Европе шварцвальдской ветчины.
"Всякий, кому случалось побывать в Шварцвальде, скажет вам, что никогда в другом месте не увидишь таких высоких и могучих елей, нигде больше не встретишь таких рослых и сильных людей. Кажется, будто самый воздух, пропитанный солнцем и смолой, сделал обитателей Шварцвальда непохожими на их соседей, жителей окрестных равнин". Так, начиная сказку "Холодное сердце", описывает Шварцвальд Вильгельм Гауф.
Учитель немецкого языка: Welche Sehenswurdigkeiten der BRD sind besonders interessant? (Презентация)
В заключении урока проводится викторина.
Wo liegt Deutschland?
Wie sind die Staatsfarben?
Wie heiβen die gröβten Städte Deutschland?
Aus wie viel Bundesländer besteht Deutschland?
Wie viel Einwohner leben hier?
Wie heiβt die Hauptstadt?
Wo liegt die Zugspitzе?
Wie heiβt der romantischste aller deutschen Flüsse?
Welche Sehenswurdigkeiten der Berlin kennt ihr?
Учитель немецкого языка: Die Stunde ist zu Ende. Danke für eure Zusammenarbeit! Auf Wiedersehen!
Использованная литература, источники:
УМК для 7-ого класса. Немецкий язык для общеобразовательных школ. Авторы: Бим И.Л. Садомова Л.В. Москва “Просвещение” 2012 г. 2-е издание.
География материков и океанов для 7-ого класса. Авторы: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А.
Ресурсы:
http://nature.1001chudo.ru/germany_1200.html
http://www.albaavis.ru/img/country/map/germany.gif - карта Германии
http://www.sunandskihomes.co.uk/images/germany_map.gif - карта Германии
http://toptour.com.ua/toptour.com.ua/pic/ger.gif - карта, федеральные земли
http://meldaputeri.files.wordpress.com/2010/07/deutschlandkartepropertydaten.gif?w=497&h=479 – карта, федеральные земли
http://www.webknow.ru/geografija/00047/text.files/image004.gif - карта (контурная) пограничные государства
http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/67/Climate_diagram_Nordhorn_Germany.png - климатограмма
http://static-p4.fotolia.com/jpg/00/04/08/29/400_F_4082903_8IkRMO5q6DBPPVFKvWO8tuZmD9N5D4XB.jpg - карта рельеф
http://a23002.rimg.info/icon/193089800097c23cd3d398c3fef1d8eaa685b165a6.jpg , http://cruise.space-travel.ru/upload/gallery_photo_foto_96.jpeg - фото, Шварцвальд
http://s002.radikal.ru/i197/1004/3c/309bade1f6cf.jpg, http://blog.spielaffe.de/wp-content/uploads/2010/02/rosenmontagszug.jpg - фото, Кельнский карнавал.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/96/Bayerischer_wald1.jpg/796px-Bayerischer_wald1.jpg - рис. Баварский лес.