Основные понятия
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.
После изучения темы учащиеся должны:
Аналитическая деятельность:
- различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
- осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
- оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
- определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
- приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.
Практическая деятельность:
- строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
- преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
- исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
- работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
- создавать простые и сложные табличные модели.
УМК
- Учебник “Информатика и ИКТ. 9 класс”, авторы И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова;
- задачник-практикум, т.1, под редакцией И.Г. Семакина;
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
ЦОР к учебнику И.Г. Семакина и др.: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/
- Дополнительный ресурс. Презентации к главе 2 “Моделирование и формализация” к учебнику 9 класса, авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/ppt9kl/glava-9-2.zip
Поурочное планирование (9 ч)
№ п/п | Тема урока | Учебник |
1 | Введение в системологию. Понятие “система”, “системный эффект”. Структура системы. Системный анализ. Системная классификация. |
|
2 | Моделирование как метод
познания. Модели и моделирование. Натурные и информационные модели. Формализация. Этапы построения информационной модели. Классификация информационных моделей. |
§6 |
3 | Графические модели. Виды графических моделей. Информационные модели на графах. Решение задач на применение графов. |
§7 |
4 | Решение задач на построение графических моделей (графы). | Пр. работа |
5 | Табличные модели. Основные понятия. Таблицы типа ОС, ООО. |
§8 |
6 | Табличные модели. Построение сложных табличных моделей в текстовом редакторе (таблицы типа ООН, ОСО). |
Пр. работа |
7 | Информационное моделирование на
компьютере. Математические модели. Компьютерные модели. |
§9 Пр. работа |
8 | Обобщение понятий по теме: “Информационное моделирование”. | |
9 | Зачётное занятие по теме: “Информационное моделирование” |
Краткое представление уроков
Урок 1. Введение в системологию
Образовательные цели урока | Основные этапы урока |
Рассмотреть и закрепить понятия: системы, системного эффекта, подсистемы, надсистемы, структуры системы, системного анализа, системной классификации, систематизации |
1. Орг. момент и постановка цели
урока. 2. Введение нового материала (урок-беседа). 3. Закрепление материала. Решение задач. 4. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания. |
Материалы к уроку.
Задачник-практикум под ред. И.Г. Семакина, т.1, §2.1. и задания № 3, 5,6, 18, 20, 21, 26, 27, 28.
Возможно выполнение творческих домашних заданий на компьютере по теме: “Системная классификация”.
Урок 2. Моделирование как метод познания (§6)
Образовательные цели урока | Основные этапы урока |
Рассмотреть понятия: модели,
моделирования, натурной модели, информационной
модели, формализации. Рассмотреть примеры моделей, классификацию моделей и типы информационных моделей. |
1. Орг. момент и постановка цели
урока. 2. Новый материал с демонстрацией ЦОР. 3. Закрепление понятий. 4. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания. |
Материалы к уроку:
Натурное и инф. моделирование: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d3f971ba-ac57-437b-a1ab-4574e0b82ce2/view/
Классификация моделей: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0534e099-3607-454a-b812-a56ee611cfbd/view/
Типы инф. моделей: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/75ac73a5-de66-494e-87bd-189dc3a5398d/view/
Дополнительный ресурс. Презентация 9_2.1. по теме: “Моделирование как метод познания” к учебнику 9 класса, авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.
Урок 3. Графические модели (§7)
Образовательные цели урока | Основные этапы урока |
Рассмотреть примеры графических
моделей: схема, карта, чертёж, график, диаграмма, граф, сеть, дерево. Закрепить навыки работы с графическими моделями. |
1. Орг. момент и постановка цели
урока. 2. Новый материал с демонстрацией ЦОР. 3. Закрепление понятий. Работа с интерактивным задачником в режиме тренировки. 4. Проверка ЗУН. Работа с интерактивным задачником в режиме зачёта. 5. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания. |
Материалы к уроку.
Демонстрация графических моделей с помощью презентации 9_2.3 “Графические модели” к учебнику 9 класса, автор Л.Л. Босова (до слайдов с решением задач): http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/ppt9kl/2.3.ppt
Интерактивный задачник “Графические модели” (режимы тренировка и зачет): http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1b72afbc-9200-485a-a051-68a64aed7bdc/9_60.swf
Домашнее задание http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1f1966aa-d9bc-4a37-ae3d-24203995afea/view/
Урок 4. Решение задач на построение графических моделей (графы)
Образовательные цели урока | Основные этапы урока |
Повторить основные типы
графических моделей. Научить решать задачи с построением графов. Закрепить навыки работы с графическими объектами в PowerPoint и Word. |
1. Орг. момент и постановка цели
урока. 2. Решение задач на использование графов. 3. Выполнение практической работы: задания на построение родословного дерева, классификации системы в виде графа. 4. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания. |
Материалы к уроку.
Использование графов при решении задач и повторение основных понятий темы: “Графические модели” с помощью презентации 9_2.3 автора Л.Л. Босовой (слайды 13-16).
Задачник-практикум под редакцией И.Г. Семакина, т.1, §2.2, задания № 8, 12 на построение биологической классификации и родословной (выполнить в текстовом редакторе Word или программе PowerPoint). Пример выполнения задания №8 (Приложение 1).
Возможно выполнение и представление творческого проекта на построение графа, например, своей родословной или разработки и представления своей задачи с использованием графа.
Урок 5. Табличные модели (§8)
Образовательные цели урока | Основные этапы урока |
Рассмотреть представление
информации в табличной форме. Изучить таблицы типа ОС, ОО, двоичной матрицы. Научить использовать табличную модель для решения информационных задач. Вспомнить основные навыки работы с таблицами в текстовом редакторе Word. |
1. Орг. момент и постановка цели
урока. 2. Новый материал. Знакомство с основными понятиями таблицы. Простые таблицы. 3. Работа в группах. Решение информационных задач на использование табличной модели. 4. Выполнение практической работы на систематизацию и построение простой табличной модели. 5. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания. |
Материалы к уроку.
Примеры табличных моделей http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d68b2443-11a2-4f03-b3e4-16c46b195125/view/
Решение информационных задач с использованием табличной модели (задания на карточках для каждой группы).
Задачник-практикум под редакцией И.Г. Семакина, т.1, §2.3, задание №11 (выполнить в текстовом редакторе).
Домашнее задание http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5057caf9-aef0-43f8-8e5d-df9791e8b85f/view/
Урок 6. Табличные модели
Образовательные цели урока | Основные этапы урока |
Рассмотреть сложную
систематизацию объектов и научить представлять
её в виде таблицы типа ООН. Рассмотреть построение вычислительных таблиц типа ОСО для решения задач. Закрепить навыки работы со сложными таблицами в текстовом редакторе Word. |
1. Орг. момент и постановка цели
урока. 2. Практическая работа в текстовом редакторе на систематизацию и построение сложной таблицы в Word типа ООН. 3. Решение информационных задач с помощью вычислительных таблиц типа ОСО. 4. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания. |
Материалы к уроку.
Задачник-практикум под редакцией И.Г. Семакина, т.1, §2.3.
Задания №12, 16, 17 (по вариантам) на построение сложных таблиц типа ООН в текстовом редакторе Word. Примеры выполнения задания 16 (Приложение 2).
Задания № 21-31 (по вариантам) на построение вычислительных таблиц типа ОСО в текстовом редакторе Word.
Урок 7. Информационное моделирование на компьютере (§9)
Образовательные цели урока | Основные этапы урока |
Познакомить с вычислительными
возможностями компьютера, управлением на основе
моделей. Рассмотреть математические модели и компьютерные математические модели. Рассмотреть вычислительный эксперимент, имитационное моделирование. |
1. Орг. момент и постановка цели
урока. 2. Знакомство с компьютерными моделями. 3. Выполнение практической работы. 4. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания. |
Можно организовать интернет-урок с организацией самостоятельной практической работы учащихся за компьютером.
Материалы к уроку.
Типы компьютерных моделей: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/273cf88d-2993-4ba0-ba53-739f8fdc5fbe/view/
Демонстрационная математическая модель: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6b72ba68-190b-411f-aace-cd5b63656d1d/9_66.swf
Демонстрационная имитационная модель:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e8fefcde-4906-4660-9342-d1b536be2a90/9_67.swf
Практические задания для классной работы:
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fe236ea1-c9bc-43d5-8471-131d6d125110/view/
Домашнее задание: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bf9a562f-da5e-4517-bb83-6c130383b9a6/view/
Урок 8. Обобщение понятий по теме: “Информационное моделирование”
Образовательные цели урока | Основные этапы урока |
Повторить основные понятия темы. Систематизировать и обобщить ЗУН Познакомить с программой Google Планета Земля в качестве примера имитационной модели |
1. Орг. момент и постановка цели
урока. 2. Повторение основных понятий. 3. Обобщение по теме: “Информационное моделирование”. 4. Демонстрация программы Google Планета Земля в качестве примера имитационной модели. 5. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания. |
На уроке можно использовать групповую работу с использованием метода интеллектуальных карт (каждая группа учащихся на большом листе бумаги цветными карандашами или фломастерами рисует свое представление темы “Информационное моделирование”, в качестве источника информации – учебник и тетрадь, ЦОР единой коллекции).
Как альтернативу можно организовать работу с тренировочным тестом на сайте Единой коллекции ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/11e166df-bce0-47e6-8279-8729c7b2e67c/9_11.swf
Материалы к уроку.
Логическая схема понятий по теме: “Информационное моделирование”: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0c62c019-98d2-4e42-bae3-608658d80e1a/view/
Загрузить программу Google Планета Земля можно с сайта: http://www.google.com/earth/index.html
Урок 9. Зачётное занятие по теме: “Информационное моделирование”
Образовательные цели урока | Основные этапы урока |
Проверить степень усвоения базовых ЗУН по теме “Информационное моделирование”, в том числе практических навыков создания моделей с помощью офисных программ. | 1. Орг. момент и постановка цели
урока. 2. Выполнение теоретической части зачёта. 3. Выполнение практической части зачёта. 4. Получение результатов работы. Подведение итогов изучения темы. |
Зачёт по теме: “Информационное моделирование”. (Приложение 3)
В качестве альтернативы можно использовать итоговый тест по теме: “Информационное моделирование” к учебнику И.Г. Семакина и др. Единой коллекции ЦОР:
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b5b3744a-0dd2-4bd3-840f-a3d923a22653/view/
Литература
- И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. Учебник. Информатика и ИКТ для 9 класса: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – с.341.
- Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Учебник. Информатика и ИКТ для 9 класса: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – с.244.
- Информатика. Практикум-задачник в 2 т. Том 1. Под редакцией И.Г. Семакина: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 – с.309.
- Н. Самылкина. Построение тестовых заданий по информатике. Методическое пособие: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 – с.176.
- А. Кузнецов, В. Пугач, Т. Добудько, Н. Матвеева. Тестовые задания. Методическое пособие: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 – с.234.