Цели и задачи: создать условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала; научить детей через составленный алгоритм правильно писать соединительные гласные –о-, -е- в сложных словах, то есть решать учебную задачу.
Развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать.
Практические умения: работать с алгоритмами, опорными схемами; развивать память, внимание, речь учащихся.
Воспитательные: Создавать эмоционально-ценностное отношение к предмету, к своему краю, к Родине; воспитывать информационную культуру учащихся через работу с ЦОР, ЭОР. (Слайды №1, №2). Презентация
Оборудование: схема-карта на каждого ученика, карточки с заданиями, модель урока на доске, разноцветные карточки для учащихся. Интерактивное оборудование, программное обеспечение.
Ход урока
I. Орг. момент.
Актуализация опорных знаний.
1. Знакомство с эпиграфом урока. (Cлайд №3)
“Российскому патриоту любой подвиг в охоту” - это эпиграф нашего урока.
- Как понимаете пословицу?
- Кого можно назвать патриотом? (Того, кто любит своё Отечество, предан своему народу, большой и малой родине)
- О каком подвиге идёт речь? (Защита Родины, труд, знание истории, культуры, народных традиций)
- Сегодня очень много говорят о том, что каждый человек должен быть патриотом своей Родины. Ведь тогда страна становится могучей, крепкой.
Родина – это не только страна. Что ещё можно назвать Родиной? (Край, город, дом)
Сегодня на уроке мы поговорим и родине, и о труде, и о доме.
Работа предстоит серьёзная. Настроение должно быть хорошее, рабочее и у вас, и у меня.
2. Моделирование урока.
- Сегодня урок-исследование. Вот модель нашего урока (на доске)
Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду помогать. В течение урока все будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах. Учащиеся получают маршрутные листы. (Слайд №4)
Маршрутный лист. Приложение 2
3. Выявление настроя учащихся на работу, настроения.
II. Актуализация новых знаний.
1. Минута чистописания.
- Зачем этот этап? (Чтобы исследовать новое, нужно вспомнить, что мы уже знаем).
Слайд №5 (И на доске)
Домик
Домработница
Домище
Дом
- Что можно сказать об этих существительных? (Однокоренные, существительные муж./женск. рода, единств. числа, одуш./неодуш., нарицательные)
- Какое слово лишнее? (Домработница)
- Почему? (Т.к. одушевлённое, сложное, состоит из двух основ)
Учащиеся выходят к доске и выделяют основы.
- Что означает слово “сложный”? (Слово, состоящее из двух основ).
- Сложные слова будут в центре внимания и сегодня. Тема урока – Сложные слова.
/Запись темы на доске. Записать число, классная работа в тетради/
- С чего начинается работа в тетради? (С минуты чистописания)
- Зачем этим нужно заниматься? (Тренируем руку, это необходимо для правильного и красивого письма)
- Догадайтесь, что будем писать на минутке чистописания? Это сочетание букв, которое образует общий корень в этих родственных словах.
- Списать однокоренные слова. Разобрать их по составу.
- Оцените свою работу на этом этапе.
2. Постановка проблемы.
- Посмотрите на доску. Какое задание можно предложить по предложенной записи?
Слайд №6
(Составьте другие сложные слова с этими же корнем, соединяя только основы).
Вывод - проблема
- Всегда ли достаточно только две основы, чтобы получились сложные слова?
- Какова цель урока? (Узнать как нужно соединить две основы, чтобы получилось сложное слово)
- Как решать эту проблему? (Провести наблюдение исследование)
- Оцените, насколько хорошо вы поняли цель урока.
Если проблема ясна, в путь.
3. “Открытие”
- Отгадайте и запишите слова, которые мы будем исследовать.
Слайд №7
Я вдыхаю много пыли,
Чтобы вы здоровы были.
Слайд №8
Пылесос
Слайд №9
Закричу, заурчу,
Под небеса улечу.
Слайд №10
Вертолёт
Слайд №11
Назовите древнейшее занятие кабардинцев и балкарцев
Слайд №12
Земледелие
Слайд № 13
А сейчас загадка о лекарственном растении Кабардино-Балкарии. В народе его называют травой от 99 болезней. В старину оно считалось волшебным растением, говорили, что оно отгоняет злых духов, болезни и предохраняет человека от нападения диких зверей. Что это за удивительное растение?
Слайд №14
Зверобой
4. Наблюдение за словами.
- Расскажите, как вы исследовали слова. (Подбор однокоренных слов).
- Какой вывод можно сделать?
- Что соединяет основы? (Чтобы получились сложные слова, нужны соединительные гласные).
- Давайте отдохнём, а потом составим алгоритм наших действий для определения соединительных гласных в сложных словах.
Физкультминутка
Мы листики осенние.
Дунул ветер – полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покружил и на землю опустил.
Дети выполняют действие (приседают, кружатся) в соответствии с текстом.
5. Создание алгоритма правописания сложных слов с соединительными гласными.
- Итак, что мы планировали сделать? (Составить алгоритмы)
Слайд №15. Значок “велосипед”
- Что означает этот знак?
- Работа в парах.
- Правильно. Работаем в парах.
Проверяем
- С чего начнём?
Читаем слова, выделяем основы.
___________ ? ____________
- Какой итог будет первым? (Все записанные слова имеют по две основы).
- Что делаем потом? (Выделяем соединительные гласные)
________ о__________ ___________ е __________
6. Значок “Давай подумаем”. (Слайд №16)
(Сформулируйте правило, т.е. сделаем вывод)
(Слова, состоящие из двух основ, называются сложными словами. Соединительными гласными в сложных словах могут быть только гласные буквы -о-, -е-.)
- А что ещё интересного заметили на уроке? (Не все сложные слова соединяются с помощью гласных. Например, домработница).
- Хочется ещё обратить внимание на то, что в русском языке есть слова-исключения, в которых пишется не соединительная гласная -о- или -е-.
Например, Пятигорск.. Название города “Пятигорск” произошло от балкарского Беш (пять)+тау (гора) – Пятигорье.
- Вернёмся к словам, которые создали проблему в начале урока. Объясните их написание. (Домохозяйка, домосед, домовладелец)
- Проверим, как вы поняли основное правило урока.
- Почему мы исследовали слова, связанные с нашим домом? (Это малая родина).
- Предлагаю совершить путешествие по нашей Родине в разные уголки страны, туда, где люди совершают свой трудовой подвиг.
7. Работа в группах.
- Выберите, в какую отрасль производства вы бы хотели отправиться.
1) Животноводство.
2) Растениеводство.
3) Градостроение.
4) Земледелие.
5) Приборостроение.
6) Машиностроение.
Задания для групп
1 гр. Выпишите сложные слова. Выделите основы, подчеркните соединительную гласную.
Пастух, скотовод, животновод, птицевод, птичник, коневод, конюх, пчеловод, овцевод, барашек.
2 гр. Выпишите сложные слова. Выделите основы, подчеркните соединительную гласную.
Цветовод, цветник, цветной, овощевод, садовод, овощехранилище, овощной, зерновоз.
3 гр. Вставьте соединительную гласную:
Сам…свал
стал…вар
град…строитель
мног…этажка
груз…перевозки
бетон…мешалка
4 гр. Вставьте соединительную гласную:
Хлеб…уборка, сен…кос, земл…пашец, земл…делец, зерн…воз, хлеб…воз.
5 гр. Вставьте соединительную гласную:
Мыш…ловка, зуб…чистка, дыр…кол, стекл…рез, огн…тушитель.
6 гр. Выбрать слова, которые подходят к данной схеме:
(8 букв)
Бензовоз, луноход, электровоз, пароход, вертолёт, молоковоз, самолёт, паровоз.
Представители от каждой группы называют соединительную гласную в словах своей группы.
- Оцените, как вы поняли основное правило урока.
8. Самостоятельная работа
(Разноуровневые задания).
- Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.
- Выбрать уровень и показать соответствующий сигнал
1-й уровень. Списать, вставить соединительную гласную. Выделить основу, корень.
Скал…лаз, камн…пад, вод…лаз, мор…ход, солнц…пёк.
2-й уровень. Составить и записать сложные слова с основой: хлеб, снег, лист, лес.
3-й уровень. Придумайте по 3 слова с соединительными гласными -о-, -е-.
- Оцените свою работу.
III. Итог.
- Какова была цель урока?
- Мы её достигли?
- Воспроизведёте по алгоритму правило?
- Что вам понравилось на уроке?
- Что показалось трудным?
- Вспомните эпиграф урока. Почему на уроке использовались слова, связанные с домом, профессией, трудом людей.
(Дом – это маленькая родина, труд – это тоже подвиг)
- Оцените свою работу на листах с комментированием. (Слайд №17,18)
Д/з: стр. 86, упр. 4 (списать, вставляя пропущенные безударные гласные, которые можно проверить ударением). (Слайд №19)