Урок-исследование по русскому языку «Соединительные гласные "о", "е"- в сложных слова». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели и задачи: создать условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала; научить детей через составленный алгоритм правильно писать соединительные гласные –о-, -е- в сложных словах, то есть решать учебную задачу.

Развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать.

Практические умения: работать с алгоритмами, опорными схемами; развивать память, внимание, речь учащихся.

Воспитательные: Создавать эмоционально-ценностное отношение к предмету, к своему краю, к Родине; воспитывать информационную культуру учащихся через работу с ЦОР, ЭОР. (Слайды №1, №2). Презентация

Оборудование: схема-карта на каждого ученика, карточки с заданиями, модель урока на доске, разноцветные карточки для учащихся. Интерактивное оборудование, программное обеспечение.

Ход урока

I. Орг. момент.

Актуализация опорных знаний.

1. Знакомство с эпиграфом урока. (Cлайд №3)

“Российскому патриоту любой подвиг в охоту” - это эпиграф нашего урока.

- Как понимаете пословицу?

- Кого можно назвать патриотом? (Того, кто любит своё Отечество, предан своему народу, большой и малой родине)

- О каком подвиге идёт речь? (Защита Родины, труд, знание истории, культуры, народных традиций)

- Сегодня очень много говорят о том, что каждый человек должен быть патриотом своей Родины. Ведь тогда страна становится могучей, крепкой.

Родина – это не только страна. Что ещё можно назвать Родиной? (Край, город, дом)

Сегодня на уроке мы поговорим и родине, и о труде, и о доме.

Работа предстоит серьёзная. Настроение должно быть хорошее, рабочее и у вас, и у меня.

2. Моделирование урока.

- Сегодня урок-исследование. Вот модель нашего урока (на доске)

Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду помогать. В течение урока все будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах. Учащиеся получают маршрутные листы. (Слайд №4)

Маршрутный лист. Приложение 2

3. Выявление настроя учащихся на работу, настроения.

II. Актуализация новых знаний.

1. Минута чистописания.

- Зачем этот этап? (Чтобы исследовать новое, нужно вспомнить, что мы уже знаем).

Слайд №5 (И на доске)

Домик

Домработница

Домище

Дом

- Что можно сказать об этих существительных? (Однокоренные, существительные муж./женск. рода, единств. числа, одуш./неодуш., нарицательные)

- Какое слово лишнее? (Домработница)

- Почему? (Т.к. одушевлённое, сложное, состоит из двух основ)

Учащиеся выходят к доске и выделяют основы.

- Что означает слово “сложный”? (Слово, состоящее из двух основ).

- Сложные слова будут в центре внимания и сегодня. Тема урока – Сложные слова.

/Запись темы на доске. Записать число, классная работа в тетради/

- С чего начинается работа в тетради? (С минуты чистописания)

- Зачем этим нужно заниматься? (Тренируем руку, это необходимо для правильного и красивого письма)

- Догадайтесь, что будем писать на минутке чистописания? Это сочетание букв, которое образует общий корень в этих родственных словах.

- Списать однокоренные слова. Разобрать их по составу.

- Оцените свою работу на этом этапе.

2. Постановка проблемы.

- Посмотрите на доску. Какое задание можно предложить по предложенной записи?

Слайд №6

(Составьте другие сложные слова с этими же корнем, соединяя только основы).

Вывод - проблема

- Всегда ли достаточно только две основы, чтобы получились сложные слова?

- Какова цель урока? (Узнать как нужно соединить две основы, чтобы получилось сложное слово)

- Как решать эту проблему? (Провести наблюдение исследование)

- Оцените, насколько хорошо вы поняли цель урока.

Если проблема ясна, в путь.

3. “Открытие”

- Отгадайте и запишите слова, которые мы будем исследовать.

Слайд №7

Я вдыхаю много пыли,
Чтобы вы здоровы были.

Слайд №8

Пылесос

Слайд №9

Закричу, заурчу,
Под небеса улечу.

Слайд №10

Вертолёт

Слайд №11

Назовите древнейшее занятие кабардинцев и балкарцев

Слайд №12

Земледелие

Слайд № 13

А сейчас загадка о лекарственном растении Кабардино-Балкарии. В народе его называют травой от 99 болезней. В старину оно считалось волшебным растением, говорили, что оно отгоняет злых духов, болезни и предохраняет человека от нападения диких зверей. Что это за удивительное растение?

Слайд №14

Зверобой

4. Наблюдение за словами.

- Расскажите, как вы исследовали слова. (Подбор однокоренных слов).

- Какой вывод можно сделать?

- Что соединяет основы? (Чтобы получились сложные слова, нужны соединительные гласные).

- Давайте отдохнём, а потом составим алгоритм наших действий для определения соединительных гласных в сложных словах.

Физкультминутка

Мы листики осенние.
Дунул ветер – полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покружил и на землю опустил.

Дети выполняют действие (приседают, кружатся) в соответствии с текстом.

5. Создание алгоритма правописания сложных слов с соединительными гласными.

- Итак, что мы планировали сделать? (Составить алгоритмы)

Слайд №15. Значок “велосипед”

- Что означает этот знак?

- Работа в парах.

- Правильно. Работаем в парах.

Проверяем

- С чего начнём?

Читаем слова, выделяем основы.

___________ ? ____________

- Какой итог будет первым? (Все записанные слова имеют по две основы).

- Что делаем потом? (Выделяем соединительные гласные)

________ о__________ ___________ е __________

6. Значок “Давай подумаем”. (Слайд №16)

(Сформулируйте правило, т.е. сделаем вывод)

(Слова, состоящие из двух основ, называются сложными словами. Соединительными гласными в сложных словах могут быть только гласные буквы -о-, -е-.)

- А что ещё интересного заметили на уроке? (Не все сложные слова соединяются с помощью гласных. Например, домработница).

- Хочется ещё обратить внимание на то, что в русском языке есть слова-исключения, в которых пишется не соединительная гласная -о- или -е-.

Например, Пятигорск.. Название города “Пятигорск” произошло от балкарского Беш (пять)+тау (гора) – Пятигорье.

- Вернёмся к словам, которые создали проблему в начале урока. Объясните их написание. (Домохозяйка, домосед, домовладелец)

- Проверим, как вы поняли основное правило урока.

- Почему мы исследовали слова, связанные с нашим домом? (Это малая родина).

- Предлагаю совершить путешествие по нашей Родине в разные уголки страны, туда, где люди совершают свой трудовой подвиг.

7. Работа в группах.

- Выберите, в какую отрасль производства вы бы хотели отправиться.

1) Животноводство.

2) Растениеводство.

3) Градостроение.

4) Земледелие.

5) Приборостроение.

6) Машиностроение.

Задания для групп

1 гр. Выпишите сложные слова. Выделите основы, подчеркните соединительную гласную.

Пастух, скотовод, животновод, птицевод, птичник, коневод, конюх, пчеловод, овцевод, барашек.

2 гр. Выпишите сложные слова. Выделите основы, подчеркните соединительную гласную.

Цветовод, цветник, цветной, овощевод, садовод, овощехранилище, овощной, зерновоз.

3 гр. Вставьте соединительную гласную:

Сам…свал

стал…вар

град…строитель

мног…этажка

груз…перевозки

бетон…мешалка

4 гр. Вставьте соединительную гласную:

Хлеб…уборка, сен…кос, земл…пашец, земл…делец, зерн…воз, хлеб…воз.

5 гр. Вставьте соединительную гласную:

Мыш…ловка, зуб…чистка, дыр…кол, стекл…рез, огн…тушитель.

6 гр. Выбрать слова, которые подходят к данной схеме:

               

(8 букв)

Бензовоз, луноход, электровоз, пароход, вертолёт, молоковоз, самолёт, паровоз.

Представители от каждой группы называют соединительную гласную в словах своей группы.

- Оцените, как вы поняли основное правило урока.

8. Самостоятельная работа

(Разноуровневые задания).

- Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.

- Выбрать уровень и показать соответствующий сигнал

1-й уровень. Списать, вставить соединительную гласную. Выделить основу, корень.

Скал…лаз, камн…пад, вод…лаз, мор…ход, солнц…пёк.

2-й уровень. Составить и записать сложные слова с основой: хлеб, снег, лист, лес.

3-й уровень. Придумайте по 3 слова с соединительными гласными -о-, -е-.

- Оцените свою работу.

III. Итог.

- Какова была цель урока?

- Мы её достигли?

- Воспроизведёте по алгоритму правило?

- Что вам понравилось на уроке?

- Что показалось трудным?

- Вспомните эпиграф урока. Почему на уроке использовались слова, связанные с домом, профессией, трудом людей.

(Дом – это маленькая родина, труд – это тоже подвиг)

- Оцените свою работу на листах с комментированием. (Слайд №17,18)

Д/з: стр. 86, упр. 4 (списать, вставляя пропущенные безударные гласные, которые можно проверить ударением). (Слайд №19)