Технологическая карта к уроку с подробным описанием применения презентации
Цель урока. Сформировать у учащихся общее представление об особенностях развития России в эпоху дворцовых переворотов. Планируемые результаты. Познакомившись с материалами урока, учащиеся смогут:
|
Понятийный аппарат: дворцовый переворот, фаворитизм, кондиции, тайная канцелярия, “верховники”, кабинет министров. |
||||||
Оборудование: презентация к уроку “Дворцовые перевороты”, схема “Россия в эпоху дворцовых переворотов”, карты “Семилетняя война”, “Русско-турецкая война 1735-1739 гг.” | |||||||
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе изучения темы | |||||||
Задача | Пути реализации | Индикаторы решения задачи | |||||
Формировать информационные компетенции | Организация работы по
поиску информации в схемах, презентации на
этапах целеполагания, изучения нового материала. Выяснение особенностей развития различных сфер жизнедеятельности российского общества в эпоху дворцовых переворотов и форматирование таблицы по материалам текста. Организация работы с понятиями дворцовый переворот, фаворитизм, кондиции, тайная канцелярия, верховники, кабинет министров. |
Определение учащимися цели урока на основе анализа содержания понятия “дворцовый переворот” (слайд №3) и аудиоинформации, предоставляемой учителем; верное соотнесение понятий и их содержания; верное распределение информации по столбцам таблиц (слайды №№ 7, 13, 17, 18). | |||||
Формировать ценностно-смысловые и общекультурные компетенции | Организация работы по
осмыслению действий участников дворцовых
переворотов с точки зрения нравственности. Создание условий для самоидентификации учащихся как граждан своей страны. Выяснение роли России в европейской политике. |
Высказывания учащихся по оценке действий участников дворцовых переворотов; определение учащимися отношения современников к монархам, не ценившим русских традиций; анализ роли России в мире. | |||||
Формировать учебно-познавательные компетенции | Организация работы по
целеполаганию. Определение алгоритма деятельности, основываясь на цели урока. Предложение проблемы. Определите свое отношение к высказыванию Николая Петровича Ерошкина: “Преемниками Петра I, царствовавшими до 1762 года, оказались слабовольные и малообразованные люди, проявлявшие подчас больше заботы о личных удовольствиях, чем о делах государства”. |
Верные ответы учащихся на
вопросы учителя. Активное участие в обсуждении (слайды №№ 1,2,5). Презентация Верная оценка степени достижении цели урока и выполнения его алгоритма. |
|||||
Формировать коммуникативные компетенции | Организация обсуждения с
соблюдением правил ведения дискуссии. Организация работы по корректной трансляции информации при формулировке высказываний, выражающих собственное мнение. |
Корректное поведение учащихся во время дискуссии. Корректные формулировки при изложении собственной позиции. | |||||
Особенности урока: наличие интегрированных заданий по истории и обществознанию. | |||||||
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока. | |||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Работа с презентацией | Время | |||
Мотивационный | Предложение для анализа
высказывания В. О. Ключевского: “… престол … отдан на волю случая и стал его игрушкой”. Предложение выразить свое отношение к мнению историка: “…Когда отсутствует или бездействует закон, политический вопрос обыкновенно решается господствующей силой”. В. О. Ключевский Предложение к учащимся высказать свои предположения по содержанию материала урока. |
Предположения, какой период
развития государства можно характеризовать
подобным образом. Высказывания по содержанию второго предложения: определение собственной позиции (согласия/ несогласия); выявление причинно-следственной связи между первым и вторым предложениями; предположения по содержанию событий, которые будут рассматриваться на уроке; анализ темы урока. |
Слайд №1 … престол … отдан на волю случая и стал его игрушкой. Выведение второй части текста щелчком после обсуждения первой части высказывания …Когда отсутствует или бездействует закон, политический вопрос обыкновенно решается господствующей силой. В. О. Ключевский Слайд №2 Тема урока “Дворцовые перевороты” |
5 минут | |||
Целеполагание | Подведение учащихся к
формулировке цели, основываясь на анализе темы
урока в предложенной формулировке: выяснить
особенности развития России в эпоху дворцовых
переворотов. Предложение ответить на вопрос: Какую информацию можно получить из предложенной формулировки темы, а какие вопросы, вытекающие из подобного изложения темы урока, требуют своего решения? Организация работы по определению задач урока на основе анализа содержания понятия: Признаки дворцового переворота Цель дворцовых переворотов Причины дворцовых переворотов Движущие силы дворцовых переворотов. |
Определение цели урока, а также
алгоритма действий по формуле: исходя из темы, мне известно… (был факт дворцовых переворотов); требуется определить - содержание понятия; -причины дворцовых переворотов; - ход событий; - участников событий. Анализ содержания понятия: “дворцовый переворот – захват политической власти в России XVIII столетия, имеющий причиной отсутствие чётких правил наследования престола, сопровождающийся борьбой придворных группировок и совершающийся, как правило, при содействии гвардейских полков”. Определение задач урока, исходя из предложенных критериев. |
Слайд №3 Выведение по щелчку вопросительного знака после слов “Дворцовый переворот - ”, высказывания учащихся по содержанию; выведение по щелчку информации: захват политической власти в России XVIII столетия, имеющий причиной отсутствие чётких правил наследования престола, сопровождающийся борьбой придворных группировок и совершающийся, как правило, при содействии гвардейских полков. выведение по щелчку задания: определите критерии для анализа информации выведение по щелчку таблиц для самопроверки критерий – содержание |
5 минут | |||
Определение проблемы | Организация работы: по определению одной из причин дворцовых переворотов; по выяснению, является ли эта причина единственной; по обсуждению, содержится ли в оценке Н. П. Ерошкина информация о причинах дворцовых переворотов. Предложение высказать свое мнение по отношению к высказыванию Н. П. Ерошкина: “ Преемниками Петра I, царствовавшими до 1762 года, оказались слабовольные и малообразованные люди, проявлявшие подчас больше заботы о личных удовольствиях, чем о делах государства”. Подведение учащихся к выводу о недостаточности информации для окончательного суждения и необходимости продолжения исследования проблемы. |
Ответы на предлагаемые вопросы. Анализ информации, представленной на слайдах № №4-5 “5 (16) февраля 1722 г. Пётр I издал указ о престолонаследии, согласно которому глава государства мог сам по своему усмотрению назначать себе преемника” “Последними словами Петра I были: "Отдайте всё...". Назвать своего преемника Пётр I не успел”. Ознакомление со списком императоров и оценкой их деятельности Н.П. Ерошкиным: выяснение наличия/ отсутствия информации о причинах дворцовых переворотов в цитате и объяснение своей точки зрения; высказывание мотивированных суждений по содержанию оценки о преемниках Петра I. |
Слайд №4 “5 (16) февраля 1722 г. Пётр I издал указ о престолонаследии, согласно которому глава государства мог сам по своему усмотрению назначать себе преемника” выведение по щелчку текста с фрагментом указа Слайд №5 Посмертный портрет Петра I Выведение поочередно на экран щелчком текста: “Последними словами Петра I были: "Отдайте всё...". Назвать своего преемника Пётр I не успел”; списка императоров, царствовавших в 1725-1762 гг. (использован дополнительный эффект “после предыдущего”); текста с высказыванием Н.П. Ерошкина. |
5 минут | |||
Усвоение нового материала | Организация работы по
изучению развития России в 1725-1730 гг. на основе
текстовой и графической информации: определение особенностей прихода императоров к власти и выяснение роли верховного совета; выявление противоречий среди верховников; определение развития сфер жизнедеятельности российского общества в 1725-1730 гг.; определение точности оценки Н.П. Ерошкиным личностей правителей на примерах Екатерины I и Петра II. |
Ознакомление с информацией.
Определение роли и целей верховного совета в
возведении на престол Екатерины I и Петра II. Заполнение столбцов таблицы по развитию политической, экономической, духовной и социальной сфер в 1725-1727 гг. Определение разногласий между членами верховного совета в 1727-1730 гг. Форматирование схемы в текст. Определение согласия/ несогласия с оценкой Екатерины I и Петра II. Н.П. Ерошкиным. |
Слайд №6Изображения
Екатерины I и верховников. Выведение поочередно
на экран щелчком информации о возведении
императрицы на престол. Слайд №7Краткая информация о правлении Екатерины I. Задание по классификации информации по столбцам таблицы. Слайд №8 Информация о возведении на престол Петра II. Слайды № №9-10Графическая информация о времени правления Петра II, на слайде №9 сформатированная с помощью анимации (выведение по щелчку). |
5 минут | |||
Организация работы по
изучению особенностей правления Анны Иоанновны
на основе текстовой информации: условия приведения к престолу; замена верховного совета кабинетом министром; определение развития сфер жизнедеятельности российского общества в 1730-1740 гг.; особенности жизни российского двора при Анне Иоанновне и регентстве Анны Леопольдовны; определение точности оценки Н.П. Ерошкиным личностей правителей на примере Анны Иоанновны. |
Определение справедливости
оценки приведения императрицы к престолу как
попытки заменить самодержавие дворянской
олигархией. Анализ содержания кондиций. Заполнение столбцов таблицы по развитию политической, экономической, духовной и социальной сфер в 1730-1740 гг. Объяснение понятия “бироновщина”. Выяснение влияния отношения к национальным традициям на степень авторитета монарха. Определение согласия/ несогласия с оценкой Анны Иоанновны Н.П. Ерошкиным. |
Слайды № №11-12 Иллюстративная и текстовая информация о приведении императрицы на престол. Выведение на экран щелчком информации с оценкой действий верховников, содержанием кондиций; замены верховного совета кабинетом министров. Слайд №13 Краткая информация о правлении Анны Иоанновны. Задание по классификации информации по столбцам таблицы Слайды № №14-15 Информация об особенностях жизни российского двора в 1730-1741 гг. |
5 минут | ||||
Организация работы по
изучению особенностей правления Елизаветы
Петровны на основе текстовой информации: условия восшествия на престол; отношение к немцам при дворе; определение развития сфер жизнедеятельности российского общества в 1741-1761 гг.; определение точности оценки Н.П. Ерошкиным личности правителей на примере Елизаветы Петровны. |
Работа с текстовой информацией,
выяснение личностных качеств императрицы и
особенностей выбранного ею политического курса. Заполнение столбцов таблицы по развитию политической, экономической, духовной и социальной сфер в 1741-1761 гг. Сравнительный анализ правления Елизаветы Петровны с правлением ближайших предшественников. |
Слайд №16 Информация о личности императрицы, ее окружении. Объекты с текстом выводятся на экран щелчком. Слайды № №17-18 Текстовая информация о времени правления Елизаветы Петровны, ее внутри- и внешнеполитического курсов. Задание по форматированию текста в таблицу по заданным критериям выводится по щелчку |
5 минут | ||||
Организация работы по
изучению особенностей правления Петра III на
основе текстовой информации: условия восшествия на престол; отношение к российским традициям; определение точности оценки Н.П. Ерошкиным личности правителей на примере Петра III. |
Анализ текстовой информации: выяснение условий становления личности Петра III; определение легитимности наследования российского престола Петром III; определение причин дворцового переворота 1762 г. |
Слайды № 19-21 Описание условий воспитания Петра III, его восшествия на российский престол. Описание отношения к российским традициям Петром III и его супругой; указание одной из причин дворцового переворота 1762 г. |
5 минут | ||||
Подведение итогов | Организация дискуссии по
проблеме урока. Проверка усвоения материала урока. |
Участие в дискуссии. Ответы на вопросы о причинах и особенностях дворцовых переворотов. | Слайды № №22-23 Текст с высказыванием Н.П. Ерошкина. Задания с самопроверкой. |
5 минут | |||
Рефлексия | Предложение определить, достигнута ли цель занятия. | Мотивированные высказывания по определению степени достижения цели. | 2 минуты | ||||
Домашнее задание | Подготовка сообщений по схеме и картам, письменное заполнение таблиц, предложенных в презентации | Уточняющие вопросы. Запись задания. |
1 минута |