Урок изучения нового материала по теме «Дворцовые перевороты». 7-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


Технологическая карта к уроку с подробным описанием применения презентации

Цель урока.

Сформировать у учащихся общее представление об особенностях развития России в эпоху дворцовых переворотов.

Планируемые результаты.

Познакомившись с материалами урока, учащиеся смогут:

  • назвать 3-4 причины дворцовых переворотов;
  • сформулировать 5-6 тезисов об особенностях эпохи дворцовых переворотов;
  • определять особенности экономического, политического, культурного и социального развития России в периоды правления Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны.
Понятийный аппарат:

дворцовый переворот, фаворитизм, кондиции, тайная канцелярия, “верховники”, кабинет министров.

Оборудование: презентация к уроку “Дворцовые перевороты”, схема “Россия в эпоху дворцовых переворотов”, карты “Семилетняя война”, “Русско-турецкая война 1735-1739 гг.”
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе изучения темы
Задача Пути реализации Индикаторы решения задачи
Формировать информационные компетенции Организация работы по поиску информации в схемах, презентации на этапах целеполагания, изучения нового материала.

Выяснение особенностей развития различных сфер жизнедеятельности российского общества в эпоху дворцовых переворотов и форматирование таблицы по материалам текста.

Организация работы с понятиями дворцовый переворот, фаворитизм, кондиции, тайная канцелярия, верховники, кабинет министров.

Определение учащимися цели урока на основе анализа содержания понятия “дворцовый переворот” (слайд №3) и аудиоинформации, предоставляемой учителем; верное соотнесение понятий и их содержания; верное распределение информации по столбцам таблиц (слайды №№ 7, 13, 17, 18).
Формировать ценностно-смысловые и общекультурные компетенции Организация работы по осмыслению действий участников дворцовых переворотов с точки зрения нравственности.

Создание условий для самоидентификации учащихся как граждан своей страны.

Выяснение роли России в европейской политике.

Высказывания учащихся по оценке действий участников дворцовых переворотов; определение учащимися отношения современников к монархам, не ценившим русских традиций; анализ роли России в мире.
Формировать учебно-познавательные компетенции Организация работы по целеполаганию.

Определение алгоритма деятельности, основываясь на цели урока.

Предложение проблемы. Определите свое отношение к высказыванию Николая Петровича Ерошкина: “Преемниками Петра I, царствовавшими до 1762 года, оказались слабовольные и малообразованные люди, проявлявшие подчас больше заботы о личных удовольствиях, чем о делах государства”.

Верные ответы учащихся на вопросы учителя.

Активное участие в обсуждении (слайды №№ 1,2,5). Презентация

Верная оценка степени достижении цели урока и выполнения его алгоритма.

Формировать коммуникативные компетенции Организация обсуждения с соблюдением правил ведения дискуссии.

Организация работы по корректной трансляции информации при формулировке высказываний, выражающих собственное мнение.

Корректное поведение учащихся во время дискуссии. Корректные формулировки при изложении собственной позиции.
Особенности урока: наличие интегрированных заданий по истории и обществознанию.
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока.
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Работа с презентацией Время
Мотивационный Предложение для анализа высказывания В. О. Ключевского:

“… престол … отдан на волю случая и стал его игрушкой”.

Предложение выразить свое отношение к мнению историка:

“…Когда отсутствует или бездействует закон, политический вопрос обыкновенно решается господствующей силой”.

В. О. Ключевский

Предложение к учащимся высказать свои предположения по содержанию материала урока.

Предположения, какой период развития государства можно характеризовать подобным образом.

Высказывания по содержанию второго предложения:

определение собственной позиции (согласия/ несогласия);

выявление причинно-следственной связи между первым и вторым предложениями;

предположения по содержанию событий, которые будут рассматриваться на уроке;

анализ темы урока.

Слайд №1

… престол … отдан на волю случая и стал его игрушкой.

Выведение второй части текста щелчком после обсуждения первой части высказывания

…Когда отсутствует или бездействует закон, политический вопрос обыкновенно решается господствующей силой.

В. О. Ключевский

Слайд №2

Тема урока “Дворцовые перевороты”

5 минут
Целеполагание Подведение учащихся к формулировке цели, основываясь на анализе темы урока в предложенной формулировке: выяснить особенности развития России в эпоху дворцовых переворотов.

Предложение ответить на вопрос:

Какую информацию можно получить из предложенной формулировки темы, а какие вопросы, вытекающие из подобного изложения темы урока, требуют своего решения?

Организация работы по определению задач урока на основе анализа содержания понятия:

Признаки дворцового переворота

Цель дворцовых переворотов

Причины дворцовых переворотов

Движущие силы дворцовых переворотов.

Определение цели урока, а также алгоритма действий по формуле:

исходя из темы, мне известно… (был факт дворцовых переворотов);

требуется определить

- содержание понятия;

-причины дворцовых переворотов;

- ход событий;

- участников событий.

Анализ содержания понятия: “дворцовый переворот – захват политической власти в России XVIII столетия, имеющий причиной отсутствие чётких правил наследования престола, сопровождающийся борьбой придворных группировок и совершающийся, как правило, при содействии гвардейских полков”.

Определение задач урока, исходя из предложенных критериев.

Слайд №3

Выведение по щелчку вопросительного знака после слов “Дворцовый переворот - ”, высказывания учащихся по содержанию;

выведение по щелчку информации: захват политической власти в России XVIII столетия, имеющий причиной отсутствие чётких правил наследования престола, сопровождающийся борьбой придворных группировок и совершающийся, как правило, при содействии гвардейских полков.

выведение по щелчку задания:

определите критерии для анализа информации

выведение по щелчку таблиц для самопроверки

критерий – содержание

5 минут
Определение проблемы Организация работы:

по определению одной из причин дворцовых переворотов;

по выяснению, является ли эта причина единственной;

по обсуждению, содержится ли в оценке Н. П. Ерошкина информация о причинах дворцовых переворотов.

Предложение высказать свое мнение по отношению к высказыванию Н. П. Ерошкина: “ Преемниками Петра I, царствовавшими до 1762 года, оказались слабовольные и малообразованные люди, проявлявшие подчас больше заботы о личных удовольствиях, чем о делах государства”.

Подведение учащихся к выводу о недостаточности информации для окончательного суждения и необходимости продолжения исследования проблемы.

Ответы на предлагаемые вопросы.

Анализ информации, представленной на слайдах № №4-5

“5 (16) февраля 1722 г. Пётр I издал указ о престолонаследии, согласно которому глава государства мог сам по своему усмотрению назначать себе преемника” “Последними словами Петра I были: "Отдайте всё...". Назвать своего преемника Пётр I не успел”.

Ознакомление со списком императоров и оценкой их деятельности Н.П. Ерошкиным:

выяснение наличия/ отсутствия информации о причинах дворцовых переворотов в цитате и объяснение своей точки зрения;

высказывание мотивированных суждений по содержанию оценки о преемниках Петра I.

Слайд №4

“5 (16) февраля 1722 г. Пётр I издал указ о престолонаследии, согласно которому глава государства мог сам по своему усмотрению назначать себе преемника”

выведение по щелчку текста с фрагментом указа

Слайд №5

Посмертный портрет Петра I

Выведение поочередно на экран щелчком

текста: “Последними словами Петра I были: "Отдайте всё...". Назвать своего преемника Пётр I не успел”;

списка императоров, царствовавших в 1725-1762 гг. (использован дополнительный эффект “после предыдущего”);

текста с высказыванием Н.П. Ерошкина.

5 минут
Усвоение нового материала Организация работы по изучению развития России в 1725-1730 гг. на основе текстовой и графической информации:

определение особенностей прихода императоров к власти и выяснение роли верховного совета;

выявление противоречий среди верховников;

определение развития сфер жизнедеятельности российского общества в 1725-1730 гг.;

определение точности оценки Н.П. Ерошкиным личностей правителей на примерах Екатерины I и Петра II.

Ознакомление с информацией. Определение роли и целей верховного совета в возведении на престол Екатерины I и Петра II.

Заполнение столбцов таблицы по развитию политической, экономической, духовной и социальной сфер в 1725-1727 гг.

Определение разногласий между членами верховного совета в 1727-1730 гг. Форматирование схемы в текст.

Определение согласия/ несогласия с оценкой Екатерины I и Петра II.

Н.П. Ерошкиным.

Слайд №6Изображения Екатерины I и верховников. Выведение поочередно на экран щелчком информации о возведении императрицы на престол.

Слайд №7Краткая информация о правлении Екатерины I. Задание по классификации информации по столбцам таблицы.

Слайд №8 Информация о возведении на престол Петра II.

Слайды № №9-10Графическая информация о времени правления Петра II, на слайде №9 сформатированная с помощью анимации (выведение по щелчку).

5 минут
Организация работы по изучению особенностей правления Анны Иоанновны на основе текстовой информации:

условия приведения к престолу;

замена верховного совета кабинетом министром;

определение развития сфер жизнедеятельности российского общества в 1730-1740 гг.;

особенности жизни российского двора при Анне Иоанновне и регентстве Анны Леопольдовны;

определение точности оценки Н.П. Ерошкиным личностей правителей на примере Анны Иоанновны.

Определение справедливости оценки приведения императрицы к престолу как попытки заменить самодержавие дворянской олигархией.

Анализ содержания кондиций.

Заполнение столбцов таблицы по развитию политической, экономической, духовной и социальной сфер в 1730-1740 гг.

Объяснение понятия “бироновщина”. Выяснение влияния отношения к национальным традициям на степень авторитета монарха.

Определение согласия/ несогласия с оценкой Анны Иоанновны Н.П. Ерошкиным.

Слайды № №11-12

Иллюстративная и текстовая информация о приведении императрицы на престол. Выведение на экран щелчком информации с оценкой действий верховников, содержанием кондиций; замены верховного совета кабинетом министров.

Слайд №13

Краткая информация о правлении Анны Иоанновны.

Задание по классификации информации по столбцам таблицы

Слайды № №14-15

Информация об особенностях жизни российского двора в 1730-1741 гг.

5 минут
  Организация работы по изучению особенностей правления Елизаветы Петровны на основе текстовой информации:

условия восшествия на престол;

отношение к немцам при дворе;

определение развития сфер жизнедеятельности российского общества в 1741-1761 гг.;

определение точности оценки Н.П. Ерошкиным личности правителей на примере Елизаветы Петровны.

Работа с текстовой информацией, выяснение личностных качеств императрицы и особенностей выбранного ею политического курса.

Заполнение столбцов таблицы по развитию политической, экономической, духовной и социальной сфер в 1741-1761 гг.

Сравнительный анализ правления Елизаветы Петровны с правлением ближайших предшественников.

Слайд №16

Информация о личности императрицы, ее окружении. Объекты с текстом выводятся на экран щелчком.

Слайды № №17-18

Текстовая информация о времени правления Елизаветы Петровны, ее внутри- и внешнеполитического курсов. Задание по форматированию текста в таблицу по заданным критериям выводится по щелчку

5 минут
  Организация работы по изучению особенностей правления Петра III на основе текстовой информации:

условия восшествия на престол;

отношение к российским традициям;

определение точности оценки Н.П. Ерошкиным личности правителей на примере Петра III.

Анализ текстовой информации:

выяснение условий становления личности Петра III;

определение легитимности наследования российского престола Петром III;

определение причин дворцового переворота 1762 г.

Слайды № 19-21

Описание условий воспитания Петра III, его восшествия на российский престол.

Описание отношения к российским традициям Петром III и его супругой; указание одной из причин дворцового переворота 1762 г.

5 минут
Подведение итогов Организация дискуссии по проблеме урока.

Проверка усвоения материала урока.

Участие в дискуссии. Ответы на вопросы о причинах и особенностях дворцовых переворотов. Слайды № №22-23

Текст с высказыванием Н.П. Ерошкина. Задания с самопроверкой.

5 минут
Рефлексия Предложение определить, достигнута ли цель занятия. Мотивированные высказывания по определению степени достижения цели.   2 минуты
Домашнее задание Подготовка сообщений по схеме и картам, письменное заполнение таблиц, предложенных в презентации Уточняющие вопросы.

Запись задания.

  1 минута