Химическая связь. Электронная схема образования ковалентной полярной и неполярной связи

Разделы: Химия


Актуальность использования средств ИКТ Визуализация изучаемых явлений, обработка умений и навыков с помощью интерактивных тренажёров.
Время проведения 7 марта, в 1030
Продолжительность урока 90 минут (спаренный урок)
Класс 8
Место урока в системе уроков данного раздела: 1 и 2 уроки в разделе “Химическая связь. Строение веществ”
Тип урока: Урок изучения нового материала с первичным закреплением знаний
Вид урока: Мультимедиа урок
Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации о химической связи.
Цели урока по содержанию:
  1. Изучение и первичное закрепление учебного материала по теме “Химическая связь. Электронная схема образования ковалентной неполярной и полярнойсвязи” для использования знаний при освоении основной, образовательной программы ФГОС.
  2. Создать условия для усвоения и первичного закрепления нового учебного материала, через самостоятельную, творческую деятельность обучающихся.
  3. Создать условия для воспитания культуры общения, умения слушать, работать в парах, развития самостоятельности, ответственности каждого за полученный результат.
Девиз урока: “Познание начинается с удивления” (Аристотель)
Задачи урока:

Обучающие:

1. На основании знаний о строении атома начать формирование понятий “химическая связь”, “ковалентная связь”, “электроотрицательность”, “ковалентная полярная и неполярная связь”.

2. Выработать навыки учащихся по составлению электронных формул молекул различных веществ.

3. Ознакомить учащихся с одинарными и кратными связями.

4. Разъяснить смысл электронных и структурных формул.

Развивающие: 1. Развивать навыки умения  записывать схемы образования ковалентной неполярной и полярной связи.

2. Формировать умение объяснять внешние признаки путем понимания особенностей внутреннего строения вещества.

3. Развивать умение работать в коллективе - генерировать идеи, оценивать действия партнёра, черпать от товарищей вдохновение, проявляя самостоятельное мышление, способность выражать свои мысли, вступать в диалог.

Воспитательные: 1. Развиватьу обучающихся умения выделять главное в изученном материале, умение сравнивать, обобщать, систематизировать.

2. Создать условия для воспитания активности и самостоятельности, убежденности в познаваемости мира;

3. Формировать“умение учиться”.

4. Развивать мышление, способности четко формулировать свои мысли.

Вид используемых на уроке средств ИКТ Компьютер, проектор, видеоматериалы.
Педагогическая технология Компетентностный подход к обучению
Форма занятия Урок-поиск
Форма организации деятельности обучающихся Индивидуальная и групповая.
Оснащение занятия Шаростержневые модели водорода, кислорода, хлороводорода, воды. Таблица: Периодическая система Д. И. Менделеева. Алгоритм составления электронной схемы образования ковалентной связи.
Организационная структура урока
I. Организационный этап (2 мин.) УУД Ресурсы
Цель этапа Проверка полной готовности к занятию
Деятельность преподавателя
  • Приветствие обучающихся, проверка готовности присутствующих к занятию.
  • Класс разбивается на группы (по 5–6 человек). В каждой группе назначается командир-консультант, который следит за правильностью выполнения задания.
Личностные УУД.
(смыслообразование).

Регулятивные УУД.
(оценка, саморегуляция).

Коммуникативные УУД.
(планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками)

 
Деятельность обучающихся
  • Проверяют наличие тетрадей, ручек; выключают мобильные устройства.
  • Готовятся к восприятию информации:
  • Знакомятся с раздаточным материалом, планом занятия.
II. Объявление темы учебного занятия, его цели и задачи (3 мин.)
Цель этапа Доведение до обучающихся темы, целей, задач занятия, активизация познавательной деятельности.
Деятельность учителя
  • Активизация познавательной деятельности:

Мы продолжаем говорить о строении атома. Наверняка многие из вас знают, что из атомов и молекул состоят все вещи в мире.

Сегодня нам с вами предстоит выяснить: как атомы связаны друг с другом в молекулах?

Учитель обращается к моделям молекул, например воды. Он ставит перед классом вопросы: что заставляет атомы соединяться друг с другом в молекулы? Какие силы приводят к образованию молекулы воды из атомов? Почему в молекуле воды на один атом кислорода приходится именно два атома водорода, а не один или три?

Приложение 1.

Учитель подводит учащихся к самостоятельному определению темы урока. Объявляются тема, задачи и план занятия.

Познавательные УУД.

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущем уроке.

Коммуникативные УУД.

Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД.

Уметь планировать свое действие в соответствии поставленной задачи.

Модели молекул: водорода, кислорода, воды.
Деятельность обучающихся
  • Слушают учителя, перерабатывают информацию, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
  • В тетрадях записывают дату, тему и план занятия.
III. Этап актуализации субъектного опыта обучающихся.(10 мин)
Цель этапа Сохранить активность обучающихся и подчеркнуть важность знаний предыдущего раздела “Периодический закон и ПСХЭД.И. Менделеева. Строение атома” для изучения настоящей темы “Химическая связь. Электронная схема образования ковалентной неполярной и полярнойсвязи”.
Деятельность учителя
  • Фронтальный опрос по пройденной теме (электронное тестирование): Приложение 2.
  • Работа обучающихся с электронным тренажером:
  • Приложение 3.
  • Работа обучающихся с макетным тренажером:
  • Приложение 4.
  • Ответы ребят комментируются и оцениваются.
Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Познавательные УУД.

Уметьориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

Регулятивные УУД.

Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (свой - чужой), анализировать собственную работу.

Электронный тест

Электронный тренажер

Макетный тренажер

Деятельность обучающихся
  • Отвечают на вопросы, дополняя друг друга.
  • Работают с электронным и макетным тренажерами.
IV. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. (25 мин)
Цель этапа Реализация замысла - непосредственная работа с информацией, развитие критического мышления. Соотнесение новой информации с собственными знаниями.
Деятельность учителя Чаще всего символом чего-то страшного, разрушающего является чёрный цвет и громкий звук. На столах находятся надувные шары чёрного цвета. На счет 1,2,3, воспользовавшись булавкой, прокалываем эти шары. Из шаров выпал лист бумаги с информацией об инертных газах. Приложение 5.

Даётся задание для обучающихся:

Прочитать информацию об инертных газах, обсудить с членами группы и составить тезисный отчёт (из 3-5 пунктов):

  • Почему в природе они находятся в виде одиночных атомов?
  • Почему инертные газы называют благородными?
  • Исходя из схем строения атомов инертных газов, ответьте на вопросы: что общего в строении их атомов?
  • Чем объяснить устойчивость внешнего восьмиэлектронного уровня
Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Уметь анализировать и исправлять ошибки.

ПознавательныеУУД.

Уметьориентироваться в предложенном тексте, находить нужную информацию.

Текстовый материал

“Пробиркин в сонном царстве”

  Для этого обучающиеся должны:
  • Структурировать собранную информацию. Отсеять ненужную информацию.
  • Расшифровать и осмыслить непонятное.
  • Упростить язык (о сложном - просто), преобразовать печатный текст в разговорную речь.
Самостоятельно делать выводы, выбирать решение, обосновывать вывод.

Регулятивные УУД.

Уметь находить нужную информацию.

 
Деятельность обучающихся
  • Прокалывают булавками чёрные воздушные шары..
  • Забирают листы с информацией об инертных газах.
  • Осваивают информацию, используя предложенные учителем активные методы работы.
  • Обучающиеся сообща составляют тезисный отчёт (из 3–5 пунктов).
Деятельность обучающихся
  • Обучающиеся делают краткие записи в тетрадях, слушая выступающих:

Благородными данные газы являются, потому что в обычных условиях они не вступают в реакции химического соединения или какого-либо взаимодействия  с другими веществами. “Нормальные” элементы всегда стремятся дополнить свою электронную оболочку так, чтобы на ней располагалось восемь электронов. Инертные же газы уже содержат эти восемь электронов и, следовательно, им незачем вступать в какие либо реакции. Гелий, правда, содержит только два электрона, но это не меняет сути дела: его электронная оболочка также завершена.

Деятельность учителя Информация

Поскольку электронная конфигурация благородного газа очень устойчива, то её стремятся достичь и атомы других элементов. Все атомы, объединяясь в молекулы, сделать это могут либо, отдав электроны, либо приняв электроны, либо обобществив свои электроны с электронами других атомов.

Число электронов, необходимых атомам разных химических элементов до завершения внешнего электронного слоя, различно. Внешние электронные слои атомов других химических элементов могут содержать как спаренные, так и не спаренные электроны.

 

Даётся задание для обучающихся:

Используя таблицу, подсчитайте, сколько электронов не хватает атомам каждого из химических элементов второго периода для завершения внешнего электронного слоя. Приложение 6.

  Таблица заполнения электронами внешних слоёв атомов
Деятельность обучающихся
  • Рассматривают, анализируют, обсуждают. Записывают результаты в тетради.
  • Делают вывод: если в атоме нет непарных электронов и нет возможности для их распаривания, как у инертных газов, они не образуют химической связи и соединений не образуют, потому и инертны. В образовании химической связи участвуют в основном непарные электроны наружного слоя атома. Сущность образования химической связи состоит в спаривании непарных электронов.
Деятельность учителя Ребята, мы ответили на один вопрос, поставленный в задачу нынешнего урока.

- Что заставляет атомы соединяться друг с другом в молекулы?

А вот как происходит это спаривание, нам предстоит разобраться.

Рассмотрим, например, как осуществляется связь между атомами элементов-неметаллов, которые имеют сходную тенденцию к присоединению электронов? Рассмотрим вначале, как образуется связь между атомами одного и того жехимического элемента, например в веществах, имеющих двухатомные молекулы.

Два одинаковых атома элемента - неметалла могут объединяться в молекулу только одним способом: обобществив свои внешние электроны, то есть, сделав их общими для обоих атомов.

Приложение 7.

  ЭОР

“Механизм образования молекулы фтора”

  Когда атомы обобществляют свои электроны, образуется ковалентная связь.    
Деятельность обучающихся Делают запись в тетрадях, а один из обучающихся - на доске. Ковалентная связь - это химическая связь, возникающая в результате образования общей электронной пары между взаимодействующими атомами.
Деятельность учителя Информация

Ковалентная связь бывает двух видов - ковалентная неполярная и ковалентная полярная. Связано такое деление с тем, где именно между ядрами будут располагаться общие электронные пары - ровно посередине или будут смещены в сторону одного из ядер.

Расположение общих электронных пар между ядрами связывающихся атомов зависит от  электроотрицательности атома.

  • Дает пояснения по ряду электроотрицательности.
Деятельность обучающихся
  • Делают запись в тетрадях, а один из обучающихся - на доске.

Электроотрицательность - это способность атомов химического элемента оттягивать к себе общие электронные пары, участвующие в образовании химической связи.

Деятельность учителя Информация

Если молекула состоит из атомов одного вида, электроотрицательность которых равна, то общие электронные пары будут находиться посередине между ядрами двух связывающихся атомов, поскольку ядра притягивают общие электронные пары в равной степени. В этом случае между атомами образуется ковалентная неполярная связь.

  Ковалентная неполярная связь образуется в таких молекулах как Н2, F2, N2 и т.д.
  • Учитель вводит понятие кратности связи.
   
Деятельность обучающихся Делают запись в тетрадях, пишут структурные формулы.
Деятельность учителя Информация
При соединении атомов одного элемента никакого смещения электронов не происходит, т.к. их электроотрицательность одинакова.

Если ковалентная связь образуется между атомами с различной ЭО, то общая электронная пара смещается в сторону атома с большей ЭО. Приложение 7.

   
Деятельность обучающихся Делают запись в тетрадях, пишут схему образования молекулы HF.
V. Этап первичной проверки понимания изученного.
Цель этапа Выявить уровень понимания изученного. Закрепление полученных знаний  для  самостоятельной  работы,  с  новым  материалом.
Деятельность учителя
  • Для проверки уровня знаний по новой теме предлагается выполнить тестовое задание. Приложение 8.
  • Подводятся итоги по результатам тестовой проверочной работы.
  • Анализируются наиболее типичные ошибки и затруднения.
  • Ответы ребят комментируются и оцениваются.
Личностные УУД.
(самоопрделение).

Регулятивные УУД.

Уметь находить нужную информацию.

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

ЭОР
Деятельность обучающихся Отвечают на вопросы, дополняя друг друга.
VI. Физкультминутка
Цель этапа Научить выполнять комплекс дыхательной гимнастики.
Деятельность учителя Обучает комплексу дыхательной гимнастики на личном примере. Познавательные УУД.

Уметь выполнять действия по алгоритму.

 
Деятельность обучающихся Выполняют комплекс дыхательной гимнастики.
VII. Информация о домашнем задании (2 мин.)
Цель этапа Мотивация на правильное выполнение домашнего задания.
Деятельность учителя Поясняет домашнее задание. Познавательные УУД.

Уметь выбирать решение, обосновывать выбор.

 
Деятельность обучающихся Записывают домашнее задание.
VIII. Этап закрепления изученного.
Цель этапа Закрепление полученных знаний  для  самостоятельной  работы  с  новым  материалом. Проверить своё умение применять алгоритм составления схемы ковалентной связи на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Деятельность учителя Даётся задание для групп обучающихся:

Самостоятельно, пользуясь алгоритмом, составьте схему химической связи молекул кислорода, азота, хлороводорода и воды. Приложение 9.

  • Проводится выявления причин, допущенных ошибок.
  • Ответы ребят комментируются и оцениваются.
Личностные УУД.

Самоопределение.

Регулятивные УУД.

Уметь находить нужную информацию.

Коммуникативные УУД. Сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

Текстовый материал “Алгоритмы”

ЭОР

Деятельность обучающихся
  • После выполнения работы проверяют правильность по эталону.
  • Самостоятельно находят и исправляют допущенные ошибки.
  • Обсуждают группой, затем один из обучающихся озвучивает ответ.
IХ. Этап обобщения и систематизации полученных знаний (5 мин)
Цель этапа Закрепление изученного материала, осмысление и обобщение полученной информации.
Деятельность учителя Координирует составление кластера обучающимися. Познавательные УУД.

Уметь осуществлять построение логической цепи рассуждений, выведение следствий. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать.

ЭОР
Деятельность обучающихся Обучающиеся составляют кластер. Приложение 10.
Х. Этап подведения итогов учебного занятия
Цель этапа Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.
Деятельность учителя
  • Беседует, связывая результаты урока с его целями.
  • Подводит обучающихся к выводу  урока.
  • Акцентирует внимание на конечных  результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
  • Выставляет оценки, комментирует их.
Регулятивные УУД.

Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности. (“Что сделано?”).

Коммуникативные УУД.

Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Уметь анализировать и исправлять ошибки.

 
Деятельность обучающихся Командиры-консультанты подводят общие итоги, в том числе ответили мы или нет на вопросы, поставленные в начале урока?  
ХI. Этап рефлексии. (5 мин.)
Цель этапа Оценка деятельности командиров-консультантов, групп и обучающихся на занятии. Подчеркнуть важность участия каждого в творческом процессе при изучении новой темы. Подведение общих итогов, в том числе ответ на вопрос: достигнуты ли намеченные цели? Решены ли поставленные задачи?
Деятельность учителя
  • Оценка деятельности групп, командиров-консультантов и обучающихся в целом и индивидуально.

А именно их: организованность, готовность прийти на помощь, способность к диалогу, умение находить решения проблем, умение работать с разными источниками информации, осознание последствий профессиональной деятельности на окружающих, умение оценивать результаты своего труда.

  • Выставление оценок. Награждение лучшего командира (по мнению учителя).
  • Благодарит учащихся за урок.
Личностные УУД.

Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

 
Деятельность обучающихся
  • Командиры-консультанты и члены групп делают выводы, делятся впечатлениями о совместной работе, о результатах своей деятельности, о выполнении задач, поставленных в начале занятия.
  • Выражают отношение к уроку.