Современный урок, соответствующий требованиям ФГОС, предполагает, что
- усвоение знаний - средство развития познавательных и творческих способностей ученика, развитие его личности в целом;
– ученик работает в зоне своего ближайшего развития, где он способен решать и новые учебные задачи, в том числе и такие, которых раньше он решать не мог;
– усвоение системных знаний и обобщенных способов их применения основано на поисково-исследовательской деятельности учащихся, организатором которой является учитель;
- усваивается не просто сумма знаний, а определенная система понятий и рациональные приемы оперирования этими понятиями как важное средство формирования понятийного мышления и развития познавательных и творческих способностей учащихся;
– важным видом учебной деятельности на уроке является моделирование усваиваемой информации, сочетание слова и наглядности на разных этапах урока;
– в этих условиях значительно сокращается время вербальной передачи учебной информации учителем, повышается удельный вес самостоятельной познавательной деятельности учащихся, создаются реальные условия (и возможности) для устранения перегрузки учащихся и овладения новыми учебными материалами непосредственно на уроке.
- процесс учения на уроке ориентирован на реализацию принципов сотрудничества, взаимоуважения и соучастия, обеспечивающих атмосферу успеха, благоприятный эмоциональный фон и психологический комфорт для каждого ученика.
Технологическая карта урока (мини-проект учителя) – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Технологическая карта (с конспектом) урока русского языка
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: первичное усвоение новых предметных знаний, умений, навыков.
Класс: 6, УМК под ред. С.И.Львовой.
Тема урока: Неопределенные местоимения.
Ожидаемый результат: формулирование основных понятий темы на основе языкового анализа текста и лингвистического эксперимента, умение находить в исходном тексте неопределённые местоимения, правописание местоимений, умение создавать собственный текст с использованием неопределённых местоимений.
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий):
- языковой анализ текста, определение общего значения неопределённых местоимений;
- преобразование текстовой информации в таблицу;
- анализ таблицы, преобразование информации таблицы в текст;
- лингвистический эксперимент, наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от выбора неопределённого местоимения;
- создание собственного текста с использованием неопределённых местоимений.
Цели урока.
Образовательный аспект:
- формирование представления о том, что такое неопределённые местоимения;
- формирование навыков написания неопределённых местоимений;
- развитие умения использовать в собственном тексте неопределённые местоимения.
Развивающий аспект:
- развивать навыки анализа, сравнения исходного материала;
- развивать навыки работы в парах;
- создать условия для развития умений делать выводы на основе языковых наблюдений;
- содействовать развитию умений осуществлять самооценку учебной деятельности.
Воспитательный аспект:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
- помочь осознать ценность совместной деятельности;
- воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку.
Приложение 1 (Лист 1)
Приложение 2 (Лист 2)
Приложение 3 (Технологическая карта)
Приложение 4 (Презентация)