Урок окружающего мира по теме «Растениеводство в нашем крае». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с отраслями растениеводства (полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство); определения границ знания и “незнания”; способствовать формированию понятия “сорта культурных растений”, представления о растениеводстве в нашем крае; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету “Окружающий мир”.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: получат возможность научиться работать с учебником, организовывать рабочее место;

метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

личностные: проявляют способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер; гербарий полевых культур; зёрна полевых культур; рисунки и фотографии с изображением растений; схема “Растениеводство”.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

В записи звучит песня “Что нам осень принесёт”. Слова Л. Некрасовой, музыка З. Левиной.

- О чём поётся в песне?

- Мы узнаем, как появились культурные растения, какие группы культурных растений выделяют, познакомимся с отраслями производства.

II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

- Почему водоём является природным сообществом?

- Какую роль в водоёме играют растения?

- Как люди могут нарушить экологическое равновесие в водоёме?

- Расскажите о правилах поведения у водоёма.

- Надо ли охранять болота?

Работа по схеме.

- Используя схему, докажите, что водоём — природное сообщество.

Схема “Водоем – природное сообщество”

Самостоятельная работа по карточкам.

а) - Выполните самостоятельную работу по карточкам “Природное сообщество водоёма”.

№ 1. - Укажите стрелками, в каких частях водоема обитают эти животные.

№ 2. - Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими наконечниками, называется… (стрелолист).

Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на весло. Это – … (бобер).

Санитарами пресных водоемов считают … , … (рака, беззубку).

С водоемами связана жизнь птиц – … , … (цапель, уток).

б) - Найдите в каждой строке лишнее название.

а) двустворчатый моллюск, перловица, беззубка, прудовик;

б) рогоз, тростник, ряска, стрелолист;

в) бобр, жаба, выдра, ондатра;

г) карась, плотва, щука

III. Изучение нового материала.

- Послушайте стихотворение удмуртского поэта Флора Васильева и ответьте на вопрос: о каких растениях рассказывается в нём?

К красоте равнодушным он не был,
Тот, кто легким движеньем руки,
Как осколки бездонного неба,
Бросил в спелую рожь васильки.
В этом желто-зеленом море –
Синие островки.
Смотрит небо взглядом влюбленным
На детей своих – на васильки.
Синий цвет не полезный, не хлебный
Есть другие цветы и цвета,
Но бывает порою целебной
Бесполезная их красота.
Понимаю, что сорняки,
Но как поле они украшают,
Голубые глаза-васильки!

- К каким группам относятся эти растения?

- Какие растения называют культурными, а какие — дикорастущими?

- За разведение культурных растений и их выращивание отвечает растениеводство. Как же возникло растениеводство?

(Рассказ учителя сопровождается наглядностью и презентацией)

- Ребята, сядем поудобнее в “машину времени” и отправимся путешествовать в далёкое прошлое. Начали отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1, пуск! И вот мы очутились в прекрасной долине у большой реки, рядом с пещерой, в которой поселились первобытные люди.

- Как они выглядят? Чем питаются?

- Вы правы, люди собирают плоды, съедобные коренья, ягоды, орехи, съедобные листья. Но с каждым годом поселение людей увеличивается, всё больше рождается детей, всё меньше съедобной растительности остаётся в округе. Приходится ходить за пропитанием всё дальше и дальше. И вот одному из членов человеческой общины пришла в голову мысль о том, что некоторые растения можно посадить ближе к пещере, к своему жилью. Посадить и ухаживать за ними, поливать, оберегать их от птиц и зверей. Так зародилось растениеводство. Правда, это всего лишь легенда, но в действительности было примерно так. Люди стали отбирать, сохранять и сеять лучшие семена. Так человек научился выводить разные сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те дикорастущие растения, от которых они происходят. И сейчас наука продолжает заниматься выведением новых сортов.

- Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство. Запишем это в виде схемы:

В каждом крае растениеводствотзависит от природных условий и имеет свои особенности.

- Познакомимся с каждой отраслью. Посмотрите, какие растения выращивает отрасль полеводство. (Ребята рассматривают гербарий и фотографии растений: пшеница, рожь, овёс, гречиха, ячмень, кукуруза, лён, подсолничник, картофель)

- Где выращивают эти растения? Как называют эти культуры?

- Что получают из каждого растения. (Ребята высказывают свои предположения)

- Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры. Из ржи и пшеницы получают муку и пекут хлеб. Пшеница — самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Из пшеницы делают муку, манную крупу и макароны.

Рожь выше пшеницы. Её стебель выше человеческого роста. Эти растения отличаются по форме колосков, у ржи — длинные, твёрдые, разные по высоте усы. Зёрна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Из зерна ржи получают муку, из которой выпекают чёрный хлеб. Кроме муки, изо ржи получают отруби, солому, которыми кормят домашних животных. А из длинных соломенных стеблей делают красивые летние шляпы.

Зёрна овса продолговатые, из них варят кашу.

Гречиха отличается зёрнами коричневого цвета и необычной формы. Из неё получают гречневую крупу. Гречихой растение назвали потому, что привезли его на Русь из Греции.

Из подсолнечника получают подсолнечное масло и семечки.

- А что получают из проса и ячменя?

Из ячменя получают перловую кашу, а из проса — пшено.

- А изо льна?

Изо льна получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду.

- А картофель?

У картофеля в пищу используют подземные части — клубни. Ещё из картофеля получают крахмал.

- Посмотрите, какие растения выращивает отрасль овощеводство (Ребята рассматривают рисунки и фотографии с изображением растений: капуста, огурцы, кабачки, морковь, свёкла, лук)

- Овощи играют огромную роль в питании человека. Лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, так как содержат фитонциды. Поэтому их употребляют в сыром виде во время эпидемии гриппа.

(Ребята рассматривают рисунки и фотографии с изображением плодовых растений: яблоня, груша, слива, малина, вишня и др.)

- Как называется отрасль растениеводства, которая занимается выращиванием этих растений?

Плодоводство — это выращивание плодовых культур. Так называют растения, которые выращивают для получения фруктов. Человек использует в пищу плоды этих растений.

Работа по учебнику. Учащиеся самостоятельно читают статью о цветоводстве в учебнике стр. 206.

- Почему одни растения выращивают в открытом грунте, другие — в теплицах, а третьи — в комнате? (Цветы бывают теплолюбивые и не очень. В комнатах и теплицах цветочные растения выращивают круглый год. А в открытом грунте — только до холодов).

- Мир цветов прекрасен и разнообразен! (Дети рассматривают рисунки и фотографии цветов).

Работа в рабочей тетради.

с. 68 № 1

- Прочитайте. Закончите схему.

- Назовите культуры, которых занимается полеводство.

- Запишите в схему.

- Назовите другие полевые культуры.

- Запишите в схему.

- Назовите культуры, которых занимается овощеводство.

- Запишите в схему.

- Назовите культуры, которых занимается плодоводство.

- Запишите в схему.

- Назовите культуры, которых занимается цветоводство.

- Запишите в схему.

с. 69 № 2

- Прочитайте.

- Соедините стрелками культурные растения с названиями групп.

- Какие культуры относятся к полевым культурам?

- Соедините стрелками.

- Какие культуры относятся к плодовым культурам?

- Соедините стрелками.

- Какие культуры относятся к овощным культурам?

- Соедините стрелками.

- Какие культуры относятся к цветочным культурам?

- Соедините стрелками.

IV. Практическая деятельность.

- Угадайте растение и назовите отрасль растениеводства, которая занимается его выращиванием. (Учащиеся отгадывают загадки)

1. Балерина вышла,
Сборки да оборки.
Складки да подкладки…
А имя у артистки –
Небесной прописки.
(Астра, цветоводство.)

2. Росло – красно, цвело – бело,
А снял зерно – почти черно.
(Гречиха, полеводство.)

3. В садочке есть плод,
Он сладок, как мед,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч, –
Он под самой ножкой
Вытянут немножко.
(Груша, плодоводство.)

4. Закутан ребенок
В сто пеленок
(Капуста, овощеводство.)

5. Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
(Мак, цветоводство.)

6. Вырастаю всем на диво,
Высока, стройна, красива.
Прячу в светлые перчатки
Золотистые початки.
(Кукуруза, полеводство.)

7. В чистом поле – не в лесу
Хворостинок припасу:
Чтоб семья оделась,
Чтобы вкусно елось,
Чтобы хата грелась.
(Лен, полеводство.)

8. Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина, плодоводство.)

9. Живет в поле усан –
Ус длиннее, чем сам.
Пока молодой – ус золотой,
А как перемелется –
Цвет изменится.
(Рожь, полеводство.)

10. Не корень, а в земле;
Не хлеб, а на столе;
И к пище приправа,
И на микробов – управа.
(Чеснок, овощеводство.)

11. Три сестры. Летом зеленые,
К осени одна краснеет,
Другая белеет, третья чернеет.
(Смородина, плодоводство.)

12. Щеки красные, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(Редис, овощеводство.)

13. Посадили зернышко,
Вырастили солнышко.
(Подсолнечник, полеводство.)

14. На клумбе у окошка
Посажена картошка,
Цветы ее огромные,
И светлые, и темные.
(Георгин, цветоводство.)

- А сейчас выполним задания из электронного приложения к учебнику.

V. Итоги урока. Рефлексия.

- Над какой темой работали?

- О каких отраслях растениеводства вы узнали?

- Для чего вам нужна данная информация?

- Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему?

- Выполнение каких заданий не вызвало затруднений?

- как оцениваете свою деятельность?

VI. Домашнее задание.

Учебник, стр. 201–207. Ответить на вопросы рубрики “Проверь себя”.

Выполнить задания в рабочей тетради, стр. 69 № 3.

Подготовить сообщение о культурном растении, выращиваемом на территории нашего края.