Что обозначает глагол

Разделы: Русский язык


Цель: систематизировать знания о глаголе, полученные в начальных классах; учить находить глаголы в тексте и определять их роль.

Задачи.

Образовательные: повторить и закрепить сведения о глаголе как части речи, уметь находить в тексте, определять морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении.

Развивающие: развивать и обогащать речь учащихся, интеллектуальные и коммуникативные навыки, орфографическую и пунктуационную зоркость.

Воспитывающие: воспитывать любовь к слову, родному языку, нравственные качества (товарищество, взаимопомощь, дисциплинированность, ответственность, самоконтроль).

Оборудование: презентация (приложение 1), раздаточный материал для проверки усвоения нового материала.

Ход урока

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Мотивация учебной деятельности Задачи: настроить учащихся на восприятие учебного материала. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
  • Организует проговаривание правил поведения на уроке

Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем. (слайд 1). Презентация

  • Организовать проговаривание девиза урока

Девиз урока: “Знаешь – говори, не заешь - слушай”

- Чему будет посвящен наш урок?

  • Организует игру

“Собери слово” (слайд 2)

В словах выделить только указанную морфему.

Безрадостный – приставку(без-)

Ошибка – корень (- ошиб-)

Порядочный – суффикс (-очн-)

Сладкая – окончание (-ая)

- Такой должна быть наша устная и письменная речь.

- Подберите синонимы к составленному вами слову. Что такое синонимы?

Задачи: настроиться на восприятие учебного материала.

 

Слушают учителя, проговаривают правила поведения на уроке

 

Проговаривают девиз урока

Отвечают на поставленный вопрос

 

Систематизируют изученный материал. Самостоятельная работа : составляют слово - безошибочная

 

Отвечают на вопрос, подбирают синонимы (грамотная, правильная…)

Проверка домашнего задания Задачи: контроль усвоения материала, изученного на прошлом уроке

Организует игру “Четвертый лишний”.

Раздаточный материал – карточки. Приложение 2

  1. Он, лес, на, большой
  2. И, от, дымок, не
  3. Веселый, карамель, звонкая, добрый
  4. Золотой, веселится, отдыхают, поют
  • Организует фронтальный опрос

- Какие части речи вам известны?

- Как их можно сгруппировать?

Задачи: степень усвоения материала

Слушают учителя, во время самостоятельной работы находят четвертое лишнее:

1) на предлог, служебная часть речи;

2) дымок самостоятельная часть речи;

3) карамель – имя существительное;

4) золотой – имя прилагательное.

Отвечают на вопрос учителя (существительное, прилагательное…)

Самостоятельные (существительное, прилагательное…)

Служебные (предлог, союз, частица)

Формулирование темы и цели урока Задачи: формировать умение формулировать тему и цель урока.
  • Организует работу по формулированию темы и цели урока

- Обратимся к строчкам одной известной сказки

“Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет …”

- Из какой сказки эти строки?

- Кто автор сказки?

(слайд 3, 4)

А.С.Пушкин – великий наш поэт. С детства мы любим и знаем его замечательные сказки, стихи. Читая Пушкины, мы учимся добру и красоте.

- Обратите внимание на выделенные слова

- К какой части речи они относятся?

- Как вы это определили?

Мы не случайно обратились к этим словам

- Попытайтесь сформулировать тему нашего урока

  • Организует формулирование цели урока

- Чему должны научиться на уроке? (слайд 5, 6)

- Запишите тему урока в тетрадь

Задачи: учиться формулировать тему и цель урока

 

“Сказка о царе Салтане”

А.С.Пушкин

Читают строки из сказки

 

Глагол

Отвечают на вопрос “Что делает?”

 

С помощью учителя формулируют тему “Глагол. Что обозначает глагол”

 

Формулируют цель урока:

Находить глагол в тексте, определять его роль в предложении

Один ученик записывает тему урока на доске, остальные в тетради

Изучение нового материала

Актуализация знаний

Изучение нового материала

Физкультминутка

Задачи: формировать умение находить глагол в тексте, определять, что обозначает, роль в предложении
  • Организует работу с учебником

- Откройте учебник на стр.194 рубрика “Вспомните”.

Работа по вопросам, отвечаем “по цепочке”

- Упр.577(устно) совместно с учителем

  • Организует работу с учебником

Чтение лингвистического текста (упр.578)

- Что нового узнали?

- Что обозначает глагол?

- Для чего служит глагол? Можем ли мы обойтись без глагола?

Какую роль в предложении выполняет глагол?

- Скажите, что такое глагол?

(Правило стр. 194)

Глагол занимает второе место после существительного по частоте употребления

Задачи: смена деятельности учащихся (слайд 7)

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонились вправо, влево 
И берёмся вновь за дело.

- Назовите глаголы, которые встретились вам в тексте.

Что они обозначают?

Задачи: научиться находить глаголы в тексте, определять, что обозначает, их роль в предложении

Открывают учебник, читают и отвечают на вопросы

 

Выполняют упражнение

 

Читают текст, отвечают на вопросы учителя

- Оживляют речь, показывают окружающий мир в движении

 

Учащиеся читают правило

 

Выполняют упражнение

 

Называют глаголы, встретившиеся в тексте, отвечают на вопросы учителя

Закрепление изученного материала Задачи: организовать работу по совершенствованию навыков нахождения глаголов в тексте, определения значения и роли в предложении
  • Организует работу с открывками из произведений Пушкина А.С.

- Перед вами строки из произведений, в которых пропущены глаголы.

- Вставьте пропущенные слова, вспомните, откуда эти строки, кто автор (слайд 8, 9)

Приложение 3

- Выпишите из предложенных текстов глагольные словосочетания

- Какие словосочетания называют глагольными?

- Вспомните, какие еще произведения великого поэта вы знаете?

- Может кто-то прочитаем наизусть какое-нибудь стихотворение?

  • Организует работу с текстом

Спишите текст, у глаголов выделите окончания, подчеркните их как члены предложения.

(Текст дан на карточках) Приложение 4

Проверка (слайд 10)

  • Организует работу с учебником

Упражнение 579 (работа у доски)

С одним из глаголов составьте предложение

Задачи: совершенствовать навыки нахождения глаголов в тексте, определение значения и роли в предложении

 

Работают с отрывками, отвечают на вопросы устно

 

Отвечают на вопрос, выписывают глагольные словосочетания

 

Вспоминают произведения А.С.Пушкина

 

Самостоятельная работа

 

Один из учащихся работает у доски, остальные в тетрадях

Рефлексия

 

Домашнее задание

Организует рефлексию

- Вот и подходит к концу наш урок. Вспомните, какие цели мы ставили?

- Что узнали нового, интересного? Кто назовёт изученное правило?

- Работали вы хорошо, а сейчас оцените себя сами. (На столах листы со смайликами). Приложение 5

Учитель выставляет оценки.

- Приклейте выбранные смайлики на лист ватмана, расположенный на доске.

Домашнее задание (слайд 11)

§71. Творческая работа – придумайте сказку на тему “Глагол”

Отвечают на вопросы

 

Оценивают свою работу на уроке, свое настроение