Цели урока:
- знакомство с буквой К, к; чтение слогов и слов с этой буквой;
- совершенствование умения читать слова со стечением гласных и согласных;
- наблюдение за многозначностью слова; классификация слова по значению;
- знакомство с артистами-легендами цирка;
- развитие речи, внимания, мышления, фонематического слуха;
- поддерживание положительного отношения к уроку чтения через его занимательный характер.
Ход урока
Организационный момент
Есть такая пословица: “Делу время, потехе час”, которая учит тому, что надо больше времени и внимания отдавать делам, чем забавам и развлечениям. Но сегодня на уроке вы не только узнаете много нового и интересного, но и посетите одно из самых любимых детских развлекательных учреждений.
Воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся
Слайд 2.
- Прочитайте гласные буквы, которые мы изучили.
- Назовите гласные, которые обозначают твёрдость согласных звуков. Назовите гласную, которая обозначает мягкость согласных звуков.
- Прочитайте буквы, которые обозначают согласные звуки.
- Прочитаем слоги с изученными буквами.
Актуализация знаний
Слайд 3.
- Отгадайте загадку:
Все глядят на середину
В середине – волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали...
Вы, конечно, там бывали.
- Правильно, это цирк. Кто бывал в цирке? Что вам особенно понравилось? Мы с вами сегодня получили приглашение в цирк от весёлого Петрушки.
Слайд 4.
- Ребята, цирк – это забава, это потеха, но ведь мы с вами не забываем про главное на уроке, это получение знаний.
Сообщение цели урока:
- Сегодня на уроке наша задача познакомиться с новой буквой, научиться находить её в словах, читать с ней слова и предложения. А нашими помощниками в этом деле будут артисты цирка.
Изучение нового материала
Работа по Азбуке на с.86.
- Кто выступает на арене цирка? В чём необычность циркового костюма? Как сказать точнее, что у клоуна на голове: шапка, фуражка, колпак, кепка?
Слайд 5.
Звуковой анализ слов “клоун”, “кепка”. Выделение звуков [к], [к'] и их характеристика.
- Каким звуком начинается слово “клоун”? Правильно, звуком [к].
- Дайте характеристику этого звука: гласный или согласный, твёрдый или мягкий?
- Каким звуком начинается слово “кепка”? Правильно, звуком [к'].
Слайд 6.
Знакомство с буквой К.
- Твёрдый согласный звук [к] и мягкий согласный звук [к'] на письме обозначается буквой К.
Слайд 7.
- Рассмотрим весёлые картинки, которые подсказывают нам, на что похожа буква К.
Работа по Азбуке на с.86
Слайд 8.
- Анализ моделей слов “клоун” и “кепка”. Какие звуки в этих словах обозначены новой буквой?
Чтение слогов с буквой К.
Слайд 9.
Чтение слогов по Азбуке на с.86.
Слайд 10.
Первичное закрепление новых знаний
- Послушайте стихотворение:
Летают тарелки!
Тарелки летают –
Глубокие, мелкие –
Целая стая.
Летают, как птицы,
И скачут, как белки.
Тарелки летают!
Летают тарелки!
А кто из вас знает,
А кто угадает:
Кто эти тарелки
Летать заставляет?
Для тех, кто ответить
Не смог до сих пор,
Скажу по секрету,
Что это – жонглёр.
- Итак, ответьте, кто же такой жонглёр? Да, ребята, жонглёр – это артист цирка.
Жонглирование слогами и словами.
- Кто хочет попробовать жонглировать? Я предлагаю вам жонглировать не шарами, а слогами и словами. Только шары не терять – всё, что написано, правильно читать.
Слайд 11.
- А теперь жонглировать будем по очереди в парах. Постарайтесь составить как можно больше слов с данными слогами.
Работа в парах.
- Из слогов попробуйте в парах составить слова.
- Проверим, какие слова у вас получились. При образовании слова, шарики превращаются в цветочки.
Слайд 12.
- Послушайте стихотворение:
Кто из шляпы достаёт
Зайца всем на удивление?
Это фокусник даёт
В цирке представление.
Слайд 13.
Фокусы со словами.
- кости – кисти
- тАкса – таксИ
- Что поменял фокусник в словах? Что произошло со значением слова. Объясните, что означает каждое слово.
Закрепление изученного
- Кто в цирке самый весёлый? Правильно, клоун.
Слайд 14.
- Послушайте стихотворение, которое расскажет клоун, который пришёл к нам на урок:
Я клоун!
Я к зрителям буду спешить.
Я клоун!
Я зрителей буду смешить.
- Эй, клоун! Смотрите,
какой он растяпа!
- Какая смешная у клоуна шляпа!
- И нос как картошка!
- И уши как груши!
- И щёки как плошки!
- И бант на макушке!
Пожалуйста, смейтесь
И громче кричите,
И все надо мною до слёз хохочите!
Пускай у вас слёзы
От хохота льются!
Я очень люблю,
когда люди смеются.
Екатерина Карганова
Слайд 15.
Рассматривание фотографий, изображающих клоунов Карандаша, Юрия Никулина, Олега Попова.
- Сегодня на уроке я познакомлю вас с клоунами, которые были самыми известными артистами в нашей стране.
Слайд 16.
- Этого клоуна в цирке звали Карандаш. Он был маленького роста, выступал всегда в чёрном костюме и шляпе “пирожок”. Его неизменной спутницей на цирковой арене была маленькая чёрная собачка.
Слайд 17.
- Клоуна Юрия Никулина можно было увидеть не только в цирке, но и в комедийных фильмах. Юрий Никулин был очень весёлым человеком. Он шутил даже тогда, когда давал интервью, т.е. отвечал на вопросы журналистов и зрителей. Послушайте одно такое интервью:
“- Уважаемый Юрий Никулин! Весело ли Вам бывает, когда Вы выступаете в цирке?
- Когда я вижу, что всем весело, то мне тоже становится весело. Я радуюсь. Поэтому выходит, что мы радуемся вместе.
- А если у Вас болит нога?
- Какая нога – правая или левая?
- Левая.
- Тогда веселится одна правая нога”.
Слайд 18.
- Какой знаменитый клоун носил большую клетчатую кепку? Правильно, Олег Попов.
Слайд 19.
- А сейчас мы прочитаем текст об этих клоунах.
Чтение “вполголоса” и вслух.
- Что вы узнали о клоунах?
- Как вы думаете, а каких клоунов не бывает?
Слайд 20.
Клоун Рыжий,
Клоун Белый,
Клоун трус
И клоун смелый,
Клоун Бом
И клоун Бим,
Клоун может
Быть любым.
На проделки их
Глазея,
Мы кричим:
“Вот это да!”...
Только клоуна-злодея
Не бывает никогда!
Лев Яковлев
Упражнение “Добавим слоги”
Слайд 21.
- Догадайтесь, какие слоги нужно добавить, чтобы получились новые слова.
...ни (ко) соба... (ки) кош... (ки)
- Что за животные изображены на слайде. Правильно, цирковые животные.
- Отгадайте загадку.
Слайд 22.
Палочкой помашет –
Хищники пляшут.
Нахмурит лицо –
Лев прыгнет в кольцо.
Он что, регулировщик?
Нет, это... (дрессировщик)
- Кого могут дрессировать эти цирковые артисты?
- Как зовут известного дрессировщика кошек?
Слайд 23.
- Юрий Куклачёв создал единственный в мире театр кошек, который называется “Кошкин дом”. Юрий Куклачёв - основатель образовательного проекта "Международная Ассоциация Школа Доброты". Помимо спектаклей с кошками он регулярно проводит "Уроки Доброты" в школах нашей страны.
Слайд 24.
- Подумайте, чем отличаются слова “кошка” и “киска”. Для этого выполним звуковой анализ этих слов. (Одинаковое количество звуков, одинаковое количество слогов, ударение в обоих словах падает на второй слог. Отличаются первым звуком)
- Итак, какой первый звук в слове “кошка”? [к]? Какой первый звук в слове “киска” [к']? Какой буквой на письме обозначаются звуки [к], [к']?
Слайд 25.
- А на арене опять фокусник, который превращает одно слово в другое. Вы должны прочитать эти слова и ответить на вопрос, почему слово изменилось?
- кости – кисти
- ролики – кролики
- ток – каток
- кот – кит
Закрепление пройденного
- Все актёры цирка говорят быстро и чётко, не запинаясь. А вы сможете так? Попробуем быстро прочитать скороговорки.
Слайд 26.
Клубок упал на пол.
Кот катал клубок.
Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.
- В каких словах и в какой части слова вам встретилась буква “К”?
- Все актёры цирка очень сообразительные. Попробуем и мы разгадать хитрые загадки – ребусы, которые нам подготовил клоун.
Слайд 27, 28, 29.
(Тигр, волк, лиса)
Подведение итогов
- С какой буквой познакомились на уроке? Что узнали об этой букве? Что узнали об артистах цирка? Какие задания на уроке были особенно интересны?
Слайд 30.
- Прочитайте пословицы и объясните, чему они учат?
Корень учения горек, а плод сладок.
Красна птица пером, а человек умом.
- В каких словах встретилась буква К?
Самооценка
- Ребята, я прошу вас оценить свою работу на уроке. Возьмите сигнальный кружок. Кружок зелёного цвета: “Я работал хорошо, у меня все получилось”, жёлтого цвета – “Я работал хорошо, но у меня не все получалось. Мне нужно быть внимательнее”, красного цвета – “Мне нужно быть активнее на уроке”.
Слайд 31.
- Мне очень понравилось, как вы работали. Спасибо за урок!
Используемая литература.
- Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева; Рос.акад.наук, изд-во “Просвещение”. -2-е изд. – М.: 2013. – 304 с.
- Занимательное азбуковедение: кн. Для учителя / Сост. В.В.Волина. – М.: Просвещение. 1991. – 368 с.