Психолого-педагогический анализ ситуации
Проблема гиперактивности и дефицита внимания у учащихся младших классов приобрела особую актуальность в последнее время. Это связано с постоянным ростом числа детей с нарушениями внимания, двигательной расторможенностью, проблемами в поведении, которые негативно сказываются на процессе обучения детей.
Особую остроту эта проблема приобретает в отношении детей с интеллектуальными нарушениями, у которых названные нарушения могут значительно осложнить проявление интеллектуальной недостаточности [8].
Пояснительная записка
Актуальность, цель программы
В настоящее время происходят прогрессивные изменения реформирования системы образования. На этом фоне развитию эмоциональной сферы ребёнка уделяется не всегда достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Л.С. Выготский, А.В. Запорожец справедливо отмечали, что согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности [4]. Педагоги-классики: Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.И. Шацкий, В.А. Сухомлинский подчёркивали важность воспитания у детей произвольного поведения. Проявление гиперактивности затрудняет личностное развитие ребёнка и препятствует повышению уровня учебно-воспитательного процесса, поэтому проблема гиперактивности детей младшего школьного возраста приобрела особую актуальность в последнее время. Невозможно обойти вниманием детей с интеллектуальным недоразвитием. К основным первичным нарушениями добавляются, как правило, вторичные нарушения. Гиперактивные дети нарушают правила, так как не способны их усвоить и применить в повседневной жизни. Они нетерпеливы, неусидчивы и импульсивны. Окружающие устают от их суеты и бесконечной двигательной возбудимости. Эта категория детей в большей степени беспокоит окружающих [1]. Интеллектуальная недостаточность и проявления гиперактивности негативно сказываются на состоянии ребёнка, осложняют социальную адаптацию, увеличивают риск формирования асоциальных форм поведения. Такой ребёнок не способен самостоятельно справляться с физиологическими проблемами. Внимание к обозначенной проблеме вызвано не только тем, что число детей с нейродинамическими нарушениями с каждым годом растёт, но и стремлением помочь педагогам и психологам справиться хотя бы с некоторой частью трудностей, связанных с поведенческими особенностями детей с интеллектуальным недоразвитием младшего школьного возраста. Все эти факторы способствовали созданию данной программы, что является весьма актуальным для работы с данным контингентом детей.
Цель программы: психологическая коррекция эмоциональной сферы и поведения ребёнка, направленная на повышение социальной компетентности.
Задачи:
1. Тренировка функций внимания;
2. Тренировка необходимых двигательных навыков, обучение выразительным движениям;
3. Развитие двигательной координации;
4. Обучение снятию мышечного и эмоционального напряжения;
5. Формирование моральных представлений;
6. Регуляция поведения;
7. Обучение конструктивным навыкам взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Целевая аудитория: гиперактивные дети младшего школьного возраста с интеллектуальным недоразвитием.
Условия реализации:
- включение игровых приёмов;
- частые переключения с одного вида деятельности на другой;
- избегать эмоционально бедных ситуаций, то когда ничего не происходит;
- следует избегать ограничений активности и сильной регламентации поведения детей;
- организация щадящего режима;
- получение соответствующей медикаментозной поддержки;
- регулярное отслеживание результатов лечения и коррекционной работы;
- коррекционная работа должна проводиться комплексно, когда специалисты различных направлений сотрудничают на основе совместно согласованного плана действий с учётом индивидуальности каждого гиперактивного ребёнка, выполняя свои функции [приложение 2].
Этапы
I этап – выявление степени и особенностей проявления гиперактивности [приложение 3]:
- первичная беседа с воспитателями, учителями, (родственниками);
- анкетирование;
- анализ документации (классного журнала, тетрадей, рисунков);
- рекомендации учителю, воспитателю по взаимодействию с гиперактивным ребёнком[1], [презентация].
II этап – индивидуальные занятия:
- тренировка функций внимания;
- развитие двигательных навыков, координации, обучение выразительным движениям, снятие мышечного и эмоционального напряжения;
- формирование контроля над своими действиями, развитие волевых механизмов поведения.
(Схема: развиваем одну слабую функцию, затем присоединяем ещё одну и развивает параллельно две, затем три слабые функции).
III этап – групповые занятия:
- обучаем взаимодействию с одним ребёнком;
- обучаем взаимодействию со взрослыми и сверстниками (от 2 – 4 человек и более);
На II и III этапах используются этюды, психогимнастика, упражнения и игры [2,3,4,6,7,9], [приложение 4].
IV этап – закрепление полученных навыков: проводится работа с классным руководителем, воспитателями, социальным педагогом;
V этап – оценка эффективности психокоррекции.
Средства коррекции: этюды, психогимнастика, упражнения, игры [2,3,4,6,7,9].
Количество занятий: индивидуально, зависит от достижения ребёнком устойчивых положительных результатов.
Продолжительность занятия: 15-25 минут.
Ожидаемые результаты – частичное улучшение в снижении степени гиперактивности:
- улучшение качеств функций внимания;
- снижение неконтролируемой двигательной активности;
- ослабление эмоционального напряжения;
- снижение частоты проявления поведенческих нарушений;
- ребёнок обучается решению проблем, новым навыкам поведения;
- проявление способности лучше справляться с физиологическими проблемами;
- повышение реабилитационного потенциала гиперактивного ребёнка;
- оптимизация поведения в целом;
- повышение социального статуса.
Список литературы.
1. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /П. Альтхерр, Л.Берг. А Вёльфль и др.; под ред. М. Пассольта; Пер. с нем. В.Т. Алтухова; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – М.: Издательский центр “Академия”. 2004. – 160 с.
2. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру./ С.А. Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками./ Л.И.Л.И. Катаева. – М.: “ЛИНКА – ПРЕСС”, 2000 г. – 224 с.
3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство “Речь”. 2000 – 190 с.
4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000 – 48 с.
5. Методические рекомендации и инструктивные материалы по организации, коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреждениях Ростовской области (Сборник подготовлен специалистами отдела специального коррекционного образования МО и ПОРО и научно-методического отдела ОПП и МСЦ; выпуск; № 4, 2000 г.)
6. Овчарова р.В. Справочная книга школьного психолога – 2-е изд., дораб. – М. “Просвещение” Учебная литература, 1996 – 352 с.
7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ “Сфера”, 1999 – 240 с.
8. Психологическая наука современному учителю: теория и практика. // Материалы научно-практического семинара – “ЗАО” Ростиздат”, Ростов-на-Дону, 2010 – 225 с.
9.Чистякова М.И. Психогимнастика /Под реакцией М.И. Буянова – 2-е. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 – 160 с.