Музейная педагогика относительно недавно пришла в дошкольные образовательные учреждения. Музейная педагогика - область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями (Педагогический словарь). Мини-музей в детском саду имеет свою специфику – он хотя и отражает особенности этих учреждений культуры, но отличается от них.
Мини-музей в детском саду – не просто стенды с экспонатами, о которых рассказывает взрослый. Мини-музей – это возможность изучать предметы окружающего мира, действовать с ними, изготавливать их из различных материалов, проявлять фантазию, творчество, играть.
Мини-музей в работе с детьми с нарушением развития не только является отражением лексической темы, но и способствует решению задач познавательного, речевого, художественно-эстетического развития.
В плане познавательного развития мини-музей обеспечивает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. В плане речевого развития развивает умение владеть речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Мини-музей решает такие задачи художественно-эстетического развития, как развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Кроме того, он позволяет решать большое количество коррекционных задач: развитие представлений об окружающем, развитие внимания, памяти, мышления, развитие воображения и творческих способностей, коррекция речевых недостатков, развитие связной речи, воспитание уверенности в своих силах, желания принимать участие в коллективных делах группы.
При организации мини-музея в коррекционной группе необходимо учитывать ряд принципов.
- Принцип интеграции: мини-музей помогает реализовать общие задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста, а также задачи отдельных разделов программы. Предполагает тесное сотрудничество всех работников детского сада, воспитанников и членов их семей. Музей помогает детям узнать изучаемый предмет в различных аспектах, отражает разные стороны действительности, тесно связанные между собой.
- Принцип деятельности и интерактивности: предполагает возможность реализации различных видов детской деятельности, поддерживает детскую инициативу. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в музее. Например, в музее кукол можно сделать кукол из различных материалов, в музее воды провести эксперименты с водой.
- Принцип научности: экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном, но в тоже время научном уровне.
- Принцип природосообразности: предусматривает необходимый учет психо-физиологических особенностей детей разного возраста, следование объективным законам их развития и создание условий для раскрытия личностного потенциала каждого ребенка.
- Принцип культуросообразности: мини-музей приобщает детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.
- Принцип гуманизации: включает создание условий для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности и индивидуально-ориентированный подход в образовании. Реализация принципа гуманизации требует создания условий для новых отношений в системе “ребенок-педагог”, использование диалоговой формы обучения.
- Принцип динамичности-вариативности: наполнение мини-музея должно периодически меняться по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т.д.
- Принцип разнообразия: экспонаты музея должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам, материалам изготовления и т.д. экспонаты должны отражать историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира.
- Принцип экологичности и безопасности: экспозицию должны составлять экологически чистые материалы, безопасные для здоровья ребенка. Ребенок должен свободно доставать до каждого уголка музея, доступными для детей должны быть только безопасные материалы и экспонаты.
- Принцип глобализма и регионализма: наполнение музея должно отражать как глобальные проблемы, так и региональную тематику. Например, в музее камня могут быть образцы, которые добываются в других частях света, и образцы, добываемые в регионе.
- Принцип креативности: поддержка творческой инициативы и детей, и взрослых.
- Принцип непрерывности: мини-музей тесно связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражает тематику занятий, экскурсий, бесед и т.д.
- Принцип партнерства: является результатом сотрудничества взрослых и детей, учитывает контакты с социумом.
Этапы создания мини-музея:
- Подготовительный этап – выбор темы (либо исходя из потребностей, обусловленных образовательной программой, либо исходя из предложений родителей, либо идеей могут служить вопросы детей) и определение путей создания мини-музея, подготовка к участию в проекте педагогов, родителей, детей. Педагогам необходимо составить перечень экспонатов, которые составят основу коллекции, и предложить родителям дополнить его.
- Практический этап. Главная его задача – оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголков самостоятельной деятельности, изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов. Осуществляется работа с родителями и детьми (реализация перспективного план, семейных проектов, музейных образовательных программ). Оформление мини-музея может быть различным и располагаться как в горизонтальной плоскости, так и на подвесных полочках, ширмах, стендах). Оформляется стилизованное название музея. Педагоги подготавливают дополнительную информацию об экспонатах музея, чтобы ею могли воспользоваться родители. Этот этап включает постепенное наполнение экспонатов музея, их замену в процессе ознакомления с ними детей. Педагоги предусмотривают игры для мини-музея. Которые помогут детям закрепить представления по теме (лото, бродилки, игра-солнышко, чудесный мешочек, чья тень, найди отличия, четвертый лишний, разрезные картинки и т.д.).
- Заключительный или обобщающий этап. Проводится торжественное открытие музея, на котором дети рассказывают родителям, педагогам, или детям из других групп об экспонатах музея. Разрабатываются и проводятся экскурсии, экскурсии-путешествия, праздники, спектакли, выставки рисунков или поделок.
В качестве примера может выступить реализованный в коррекционной группе проект мини-музея Бабы Яги. Мини-музей Бабы-Яги – это литературный мини-музей, основной целью которого является формирование у детей системы ценностей, приобщение к мировой и отечественной культуре, развитие познавательного интереса, формирование интереса к чтению, воспитание бережного отношения к книге.
Это мини-музей сказки. В нем были представлены:
- “волшебные” предметы, которые хранит в сундуке Баба Яга (волшебный клубок, шапка-невидимка),
- сказочные герои, с которыми дружит Баба Яга,
- макеты сказочного жилища – избушки на курьих ножках,
- книги со сказками о Бабе Яге, в том числе выполненные детьми,
- иллюстрации известных художников и воспитанников ДОУ,
- поделки из природного и бросового материала,
- фотографии детей в костюмах персонажей сказок,
- театральные куклы для разыгрывания сюжета сказок,
- дидактическое игры на тему, игры-бродилки.
Педагоги предлагали каждой семье разработать свою концепцию и представить для экспозиции, посвященной своей любимой сказке, в которой встречается Баба Яга, различные экспонаты. Дети совместно с родителями изготавливали, подбирали, придумывали, а затем представляли вниманию товарищей и педагогов свой экспонат.
План работы с педагогами
№ | Название и форма проведения мероприятия | Ответственные | Срок проведения |
1 | Анкетирование | Ст. воспитатель | Август. |
2 | Консультация в методическом кабинете “Музейная педагогика в детском саду” | Ст. воспитатель | Сентябрь. |
3 | Организация совместной работы педагогов по реализации проекта мини-музея Бабы-Яги. | Ст.воспитатель | Сентябрь – декабрь. |
4 | Презентация опыта работы для педагогов ДОУ, ГО. | Ст. воспитатель, воспитатели. | |
5 | Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам использования потенциала музейной педагогики | Ст. воспитатель, воспитатели. | Декабрь. |
План работы с родителями
№ | Название и форма проведения мероприятия | Ответственные | Срок проведения |
1 | Консультация на тему: “Как разработать семейный детско-взрослый проект” “Роль взрослого в проектной деятельности дошкольников” “Мини-музей в детском саду” |
Ст. воспитатель | Сентябрь - ноябрь |
2 | Информационные стенды в группе
(детско-взрослые проекты) “Семейные традиции” “День семьи” “День России” “День города Богданович” “Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки” |
Воспитатели | По плану воспитателей. |
3 | Совместный детско-родительский досуг “Новый год с Бабой-Ягой” | Ст. воспитатель музыкальный руководитель, воспитатели. | 29 декабря. |
4 | Оформление мини-музея Бабы-Яги (фотовыставка детей в костюме Бабы Яги, альбом с иллюстрациями известных художников, выставка книг со сказками о Бабе Яге, выставки рисунков, презентация изданной детьми книги, театрализованное представление, тематический досуг и т.д.) |
План работы с детьми
№ | Название и форма проведения мероприятия | Ответственные | Срок проведения |
1 | Вводная беседа | Воспитатели | 17 ноября |
2 | Чтение сказок о Бабе-Яге | Воспитатели | Ноябрь. |
3 | Организация совместной работы педагогов по реализации проекта мини-музея Бабы-Яги. | Воспитатели | Ноябрь – декабрь. |
4 | Презентация детьми семейных детско-взрослых проектов и экспонатов мини-музея | Воспитатели, родители. | Ноябрь – декабрь. |
5 | Разучивание народных подвижных игр с использованием образа Бабы Яги | Инструктор по физкультуре | Ноябрь-декабрь. |
6 | Совместный детско-родительский досуг “Новый год с Бабой-Ягой” | Ст. воспитатель музыкальный руководитель, воспитатели. | 29 декабря. |
В результате дети познакомились с многообразием сказок о Бабе Яге, познакомились с профессией писателя-сказочника, художника-иллюстратора, экскурсовода, актера; получили опыт создания и представления музейных экспонатов. У детей появился интерес к книге, уважительное и бережное отношение к литературному наследию народа.