Заметки "Радостное чтение". Часть I

Разделы: Логопедия


(2 часть)

 В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Чтение – один из основных и важных видов деятельности каждого школьника. Логопедическая работа – это не дополнительная образовательная услуга, как ее пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся. Хорошо если в школе есть логопед, но зачастую это дорогое удовольствие для школы. Поэтому предлагаю данную статью для учителей начальной школы. Встает вопрос, где на уроке взять время, для данной работы?

В  Федеральном государственном  образовательном  стандарте прописаны требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, одно из которых «достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя…».  В данном требовании просматривается взаимосвязь между успеваемостью и речевым развитием ребенка. Это же отмечают и психологи, которые из 200 факторов, влияющих на успеваемость, на первое место ставят самый важный – скорость чтения.

Исследования показывают, что темп чтения от 120 до 150 слов в минуту позволяет ученику лучше понимать прочитанный текст. Это тот диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат. Если скорость чтения до 120 слов в минуту или свыше  180 и более слов в минут  понимание текста при этом ухудшается.

Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения является  как залогом  успеха всего дальнейшего обучения, как в стенах  школы, так  за пределами.
Только не надо забывать, что у каждого ребенка свой темп чтения.

Тренировочные упражнения должны быть систематическими, это залог успеха.

1. Подготовка голоса и дыхательная гимнастика: 

  •  «Задувание свечи»  Выполняется глубокий вдох и резкий выдох.  Так же можно представить , что на ладони стоит 2 или 3 свечи, сделать  глубокий вдох и выдохнуть порциями (в зависимости от количества свечей).
  • «Сбрызнуть белье водой »(в один, два или три приема) Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
  • «На цветочной поляне» или «Букет цветов». Представьте, что вы на цветочной поляне или держите букет цветов.  Выполните глубокий шумный вдох  носом и выдох ртом.

Чтобы разогреть голосовые связки лучше всего использовать «распевные упражнения», во время изучения народных сказок, песенки – потешки.

«Медвежата» Представьте, что мы маленькие медвежата и просим у мамы кушать. «Мам. Молока бы нам. Мам. Меду б нам.»

«В лифте» Представьте, что мы в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос. Едем сначала с первого этажа до девятого, а затем обратно.

После длительного чтения на уроке можно выполнить упражнения для снятия напряжения с голосовых связок. 1) Шумный выдох. 2) Великан (изобразим, что проглотили 7 слонов, 5 шариков и т.д)

2. Чтение блоков.

На данном этапе происходит системная тренировка речевого аппарата на раннем выявлении дефекта речи, а также отработка навыка чтения целыми словами. Материалом для упражнений является наиболее часто встречающиеся буквосочетания и слова с этими буквосочетаниями. На урок целесообразно брать 20-25 буквосочетаний и увеличивать постепенно. Различные варианты расположения  способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания. Запись производится не посредственно во время урока учащиеся читают их про себя, затем блок прочитывается хором.

1 группа

Так же на этой группе хорошо отрабатывать ударение, различные варианты звучания слова при изменении ударного слога.

Ау   уа  ау  иа  ея  яо  яя яю  ее  ею
Ау ад  аж ай  ам  ап  ар  ахх  ей  ел
Ед  еж  ек  их  из  ик  ил  им  иф их
Ом  он  ос  от  ох  ош  уж  ум  ус  ух
Ба    бы  бэ-э-э во вы  га да до же
ка   ми  мо  ля  ми  му-у-у мы  на
не ни  но  ну  по  ра  ре  си  су  та
щи  бр-р-р тшш тсс фа фу  хе

Чтение трехбуквенных сочетаний и слов.

2 группа блоков

При отработке прочтения слов этой группы полезно использовать прием наращивания: сначала детям предлагается хором прочитать слияния по порядку, а затем любую строчку на выбор. 
Так как это материал логопедического словаря читать его необходимо обязательно. В процессе чтения блоков не только вырабатывается и закрепляется навык чтения, но и обеспечивается тренировка соответствующих участков речевого аппарата.

Ага  бай  сам  шар  пах
Ауп  баз  бык  бэр  вон
Выя  дар  дом  бей  ели
Ему   Зоя  сею  уже  зал
Ива  тик  хил  зим  лиф
Тих  бия  кар  лих  мок

Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.

3 группа блоков

Бокс  борт  борщ  верх  волк
Гонг  диск  Ейск  зюйд  Иезд
Фразы для чтения.
Морж мерз, но полз.
Майкл ел борщ и торт.

Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.

4 группа

Для успешного чтения данной группы необходимо объяснить детям, что согласные в начале слова надо читать в один прием. Для лучшего зрительного восприятия рекомендуется гласные выделить.

Блок  блях  барк  взор  вжик
Влип  враз  врач  вред  втуз

Чтение наиболее трудных однослоговых слов

5 группа

Вверх  взмах  взнос  взмыл  вклад
Днепр  Днестр  дрозд  тракт  гвалт

Значение непонятных слов объясняет учитель, можно значение некоторых слов дать детям на дом, что позволяет пополнить свой активный словарный запас.

Чтение двуслоговых слов.

6 группа

Строго ориентироваться на слого – образующую гласную, стоящую после согласных, но при этом объем зрительного восприятия должен быть доведен до охвата 3-4 и даже 5 букв одновременно.

Аббат  бедных  браво 
Абсурд  брикет  венки
Агап  белый  бронза
Акбар  беркут  весна
Фразы для чтения  
Я вверх вез хлеб.
На наш дом грач сел

Чтение слов с твердыми и мягкими согласными

7 группа

Полезно отметить, что два слова сели и съели читаются одинаков, а обозначают разные действия.

Мы взгрустнули, видя с ели,
Как внизу другие сели
И запасы наши съели.

И пары слов: 

Сели – съели   прием – объем   веду – въеду
Сёмка – съёмка  приезд – съезд   взял – изъял
Слова с мягким знаком на конце слова:
Быт – бить  ест – есть  гость – ГОСТ
Мел – мель  даль – дал  ел – ель

Можно предложить для чтения слова с разделительным Ь, напомнив его функцию. 

Коля – колья  семя – семья  браня – враньё

Чтение слов и словосочетаний до трех слов

8 группа

Слова в эту группу необходимо тщательно отбирать и дозировать.

Акция  деньжата  артистка
Знание  водная  заморозь
Изморось качели  лошади
Коробка  корзина  машина

Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей.

9 группа

Апрельская  Ломоносов  обыкновенная
Зеркальный  падчерица  фамилия
Знаменитая  революция  диапозитивы

3. Отработка дикции

В процессе работы над скороговорками отрабатывается умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания. Необходимо выделить цветом букву, обозначающую звук, над которым предстоит работать.  Методика работы над скороговорками обычная.

4. Развитие оперативной памяти

Развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над ее развитием ведется с помощью зрительных диктантов.

Процесс автоматизации правильного навыка чтения протекает по-разному, в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка.

Литература:

  1. Аманатова М.М. Справочник школьного логопеда. – Ростов н\Д: Феникс, 2009.
  2. «Семья и школа» журнал. Радостное чтение. Г. Цукерман (кандидат психологических наук)