Цели:
- формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа;
- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
- содействовать воспитанию культуры общения через работу в группах.
Задачи (шаги достижения цели):
- организовать пространство поиска, диалога, творчества;
- организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками;
- общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества;
- организовать атмосферу включенности каждого ученика в работу класса.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран;
- карточки с заданиями, маркеры;
- презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Проверьте, пожалуйста, готовность своих рабочих мест к уроку.
- Повернитесь, пожалуйста, друг к другу и улыбнитесь.
- А теперь посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им и скажите: “Мы рады Вас видеть”.
- Ребята, я тоже очень рада вас видеть, видеть ваши улыбки, ваши глаза и, самое главное, ваше желание учиться.
- Садитесь, пожалуйста. (3 группы: выбор старшего)
- Сегодня мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Готовы?
- Помните: все в наших руках! (Слайд №2)
II. Актуализация знаний учащихся
1) - Начать наш урок я предлагаю с прослушивания стихотворения об одной удивительной части речи.
Ученица: Интересная часть речи
В русском языке живет:
Кто, что делает – расскажет,
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит,
Все расскажет нам … (Глагол)
- Действительно, глагол – это самая живая часть речи, которая обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий.
- Именно о глаголах и пойдет речь на нашем уроке.
- Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам выполнить следующее задание.
2) Проект “Собери букет”.
Работа в группах. Создание мини-проектов.
- В каждой группе на столе лежат лепестки цветка. На каждом лепестке записано слово.
Прочитайте слова на каждом лепестке и определите, какая орфограмма объединяет их в одну группу (написание Ь в словах после шипящих)
- Молодцы! Вы абсолютно правы.
- Наша с вами задача создать проект под названием “Букет”.
- Для этого каждой группе необходимо создать мини-проект под названием “Собери цветок”.
1-я и 3-я группы: Должны отобрать лепестки с теми словами, в которых пишется Ь после шипящих, дописать его маркером.
2-я группа: Должна отобрать лепестки с теми словами, в которых не пишется Ь после шипящих и прикрепить эти лепестки к сердцевинке цветка.
Оборудование:
- лепестки со словами (для 3-х групп);
- маркеры (3 шт.)
На доске:
- магниты;
- сердцевинки цветов (3 шт.);
- ваза;
- буквы: Ж, Р, М, Р, н.ф.
Лепестки для 1-й и 2-о групп: Ноч…, плащ…, скрипач…, вещ…, карандаш…, помощ…, рож…, кирпич…, молодеж…, обруч…, камыш…, дрож…
Лепестки для 3-й группы: Хорош…, стрич…, береч…, дремуч…., сжеч…, горяч…, испеч…, прилеч…, увлеч…
(Учащиеся работают в группах; после обсуждения на доске вывешиваются 3 мини-проекта)
3) Защита мини-проектов.
1-я группа: Ночь, вещь, помощь, рожь, молодежь, дрожь. (Ж.р)
- Докажите, что в этих словах пишется мягкий знак (У сущ. женского рода после шипящих на конце пишется мягкий знак).
2-я группа: Плащ, скрипач, карандаш, кирпич, обруч, камыш. (М.р)
- Докажите, что в данных словах после шипящих пишется мягкий знак. (У сущ. мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.)
3-я группа: Стричь, беречь, сжечь, испечь, прилечь, увлечь.
- Докажите, что в данных словах после шипящих пишется мягкий знак (н.ф.) (У глаголов неопределённой формы после шипящих пишется мягкий знак)
- Посмотрите, какой красивый букет у нас с вами получился.
Он нам сегодня понадобится. Для чего, вы узнаете чуть позже. А пока, давайте обобщим, когда же в словах после шипящих пишется мягкий знак. (У существительных женского рода, в глаголах неопределенной формы).
II. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы.
1) - Мы неслучайно начали урок с выполнения этого задания.
Как вы думаете, почему? (Это тесно связано с темой урока; речь пойдет о мягком знаке)
2) Внимание на экран: (слайд №3)
Подумай! Читаеш? Умееш? Слушаеш? Стоиш?
- Какой частью речи являются данные слова? (Глаголы)
- Какие признаки объединяют эти глаголы в одну группу? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящим на конце.)
- Как вы думаете, почему после каждого глагола стоит вопросительный знак? (Необходимо выяснить, пишется ли в этих глаголах мягкий знак)
- Кто догадался, какова же тема нашего урока? (Мягкий знак после шипящих на конце глаголов) (Слайд №4)
- На какой вопрос мы с вами должны найти ответ? (Пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица ед. числа.)
- А вы как думаете? Какие есть предположения? (Ответы учащихся)
III. Поиск решения проблемы.
1) - Предлагаю вам провести наблюдение. Лучше всего эту работу проводить на основе какого-либо текста. Я предлагаю взять пословицы. Сколько в них таится скрытого смысла, а главное, мудрых жизненных уроков.
- Вспомните, что такое “пословица”? (Это краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющие поучительный смысл.)
- Как вы понимаете смысл данных пословиц? (Cлайд №5)
(1-я группа – первая пословица, 2-я группа – вторая пословица, 3-я группа – третья пословица)
- Какой частью речи являются выделенные слова? (Глаголы)
- В какой форме употреблены данные глаголы. (В форме 2 лица ед. числа)
- Обсудите, что общего в личных окончаниях глаголов в форме 2-го лица ед. числа. (Пишется Ь)
2) - Сформулируйте вывод. (У глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих пишется мягкий знак) (Слайд №6)
- Теперь вы можете ответить на вопрос: пишется ли мягкий знак на конце данных глаголов? (Слайд №7)
IV. Физкультминутка
- Раз сегодня мы говорим о глаголах, то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи.
- Встаньте, пожалуйста.
Как живешь? (Вот так!)
Как идешь? (Вот так!)
Как плывешь? (Вот так!)
Как бежишь? (Вот так!)
Как шалишь? (Вот так!)
Как сидишь? (Вот так!)
- Молодцы! Назовите глаголы, которые встретились в тексте этой физкультминутки.
- Что вы можете рассказать об этих глаголах? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящими на конце; пишется мягкий знак.)
V. Включение в систему знаний.
- А теперь попробуем применить получение знания на практике.
1) Творческая работа
На доске: пять иллюстраций с изображением различных действий.
- Рассмотрите иллюстрации на доске.
- Подумайте, какими глаголами 2-го лица ед. числа можно заменить каждое изображение. Запишите эти глаголы. (1 уч. у доски)
- Выделите личные окончания глаголов.
- Кто уверен, что правильно выполнил задание, поставьте на полях знак уверенности (!), а те, кто сомневается в чем-либо – знак неуверенности (?).
На доске: знаки: ! ?
Проверка
- Кто поставил (!)?
- Кто поставил (?)?
- В чем сомневаетесь? (Разбор задания)
- О какой орфограмме необходимо помнить при записи данных глаголов? (В глаголах 2-го лица ед. числа после шипящих пишется Ь знак.)
- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.
2) Работа над предложением. (Слайд №8)
- Обратите внимание на экран.
- Прочитайте предложение.
(Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, одеваюсь, завтракаю и иду в школу.)
- В какой форме употреблены глаголы в этом предложении? (В форме 1-го лица ед. числа).
- Замените глаголы 1-го лица ед. числа на глаголы 2-го лица ед. числа. Запишите получившееся предложение. (1 уч. у доски)
(Утром ты встаешь, делаешь зарядку, умываешься, одеваешься, завтракаешь и идешь в школу.)
- Дайте характеристику этому предложению. (Повествоват, невоскл, простое с однородными сказуемыми, распространенное.)
- Объясните расстановку знаков препинания.
- Подчеркните грамматическую основу.
- Выделите личные окончания глаголов.
- Что вы теперь знаете о написании глаголов в форме 2-го лица ед. числа с шипящими на конце? (Пишется мягкий знак)
VI. Физкультминутка.
- Давайте немного отдохнем и поиграем в игру “Пишется – не пишется!”. Я буду называть слова с шипящим на конце. Если в них надо писать Ь, то вы тянетесь вверх и хлопаете в ладоши.
Если мягкий знак не пишется, то вы приседаете. Готовы?
Стоишь Ключ
Мышь Рисуешь
Хорош Могуч
Скрипуч Плывешь
Стричь
- Молодцы! Садитесь, пожалуйста!
VII. Работа с учебником.
1) - Откройте учебник на стр. 63.
- Прочитайте здание к упражнению №132.
2) Чтение стихотворения учащимися. (1 уч.)
- О каком празднике идет речь в этом стихотворении? (О дне рождении)
- Поднимите руку, кто действительно любит этот праздник и ждет его.
- Поделитесь с нами, почему вы так любите этот праздник и ждете его.
(Дарят подарки, приходят друзья, накрывают стол с различными угощениями.)
Ученица: День рождения – это день года, в который родился тот или иной человек.
В России дни рождения впервые стали отмечать примерно в 17-м веке.
Традиции этого праздника в то время были совсем непохожими на нынешние. Например, вечером накануне Дня рождения семья именинника пекла пироги и именные калачи. На сам день рождения взрослые (родители, родственники) пели имениннику песенку про каравай.
Одни из наиболее распространенных ритуалов в день рождения в настоящее время является приготовление торта с воткнутыми в него свечами по количеству лет, исполняющихся имениннику. (Слайд №9)
Перед разрезанием торта именинник, загадав желание, задувает все зажженные на торте свечи. Считается, что если свечи будут потушены с первого раза, то желание сбудется.
Существует и другой обычай – тянуть за уши именинника в количестве исполнившихся лет. (Слайд №10)
День рождения для многих является самым долгожданным праздником.
В этот день принято приглашать в дом гостей, накрывать праздничный стол, дарить виновнику торжества подарки.
Пусть и наш букет будет подарком для девочки Оли, написавшей это стихотворение.
3) - Вернемся к тексту.
- Глаголы какого спряжения и в каком лице употреблены в стихотворении? (1 спр., 2 л.)
- Выпишите из текста стихотворения глаголы, дописывая их личные окончания. Подчеркните новую орфограмму. (1 уч. у доски)
4) Проверка: Прочитай слова, которые ты выписала.
Ждешь, мечтаешь, позовешь, встречаешь, проведешь, накроешь, уберешь, помоешь.
- Все ли глаголы выписаны?
- Каким правилом пользовались при написании личных окончаний данных глаголов? (У глаголов 2-го лица ед. числа после шипящих пишется Ь)
- Поднимите руку, кто правильно выполнил это задание.
- Молодцы! Оцените свою работу.
VIII. Работа в группах.
На столах: карточки с заданиями.
1-я группа: К данным глаголам необходимо подобрать и записать слова – антонимы. (Антонимы - это противоположные по смыслу слова) (Слайд №11)
ненавидишь -………………..любишь
сядешь - ……………встанешь
хвалишь - …………….ругаешь
найдешь - …………….потеряешь
строишь - ……………..ломаешь
2-я группа: К данным именам существительным подобрать и записать подходящие по смыслу глаголы в форме 2 лица ед. числа. (Слайд №12)
лопатой - ……………………копаешь
косой - …………………..косишь
карандашом-……………..рисуешь
солью - ……………………солишь
краской - ………………красишь
3-я группа: От данных имен существительных образовать глаголы 2-го лица ед. числа. (Слайд №13)
зелень -…….зеленеешь
крик - ……..кричишь
ошибка - …ошибаешься
обед-……..обедаешь
шум - ………шумишь
Проверка: (вывесить на доску)
1-я группа – зачитывает пары слов
- Проверьте грамотность (слайд №14)
2-я группа – зачитывает пары слов
- Проверьте грамотность (слайд №15)
3-я группа – зачитывает пары слов
- Проверьте грамотность (слайд №16)
- Каким правилом вы руководствовались при записи подобранных вами глаголов?
IX. Итог урока. Рефлексия.
1) - Давайте подведем итог урока.
- Какой вопрос стоял перед нами в начале урока? (Пишется ли Ь после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа.)
- Знаете ли вы теперь вопрос на этот вопрос? (Да, знаем)
- Пожалуйста, ответьте на него.
- Поднимите руку те, кто считает, что он справится с этой учебной задачей.
- Какие вы молодцы!
2) - Предлагаю вам поиграть в игру “Верно – неверно”. Я буду предлагать Вам различные утверждения. Если вы с ними согласны – ставьте “плюс”, если не согласны – ставьте “минус”. (3 ученика - по одному из каждой группы)
1. В словах стричь, беречь, стеречь, жечь, нужно писать мягкий знак, так как это глаголы неопределенной формы.
2. В словах хорош, свеж, горяч не пишется мягкий знак, так как это краткие прилагательные.
3. У существительных мужского рода после шипящих пишется мягкий знак.
4. В словах чертишь, знаешь, ходишь нужно писать мягкий знак, так как это глаголы 2-го лица единственного числа.
5. В словах тишь, дрожь, мышь не пишется мягкий знак, так как это существительные женского рода.
Проверьте себя: (Слайд №17)
1+
2+
3-
4+
5-
- Поднимите руку, кто при выполнении этого задания не допустил ни одной ошибки.
- Молодцы! Оцените свою работу.
- Слово старшим групп: чью работу в группе вам хотелось бы отметить?
- Ребята! Вы отлично работали на уроке, мне было с вами легко и интересно. Я очень довольна вашей работой. Похлопаем друг другу.
- В тетради на полях покажите, с каким настроением вы уходите с урока.
На доске: смайлики.
- Спасибо всем за урок. (Слайд №18)
Урок окончен.
Задание-резерв.
- Задание на внимание. Прочитать словосочетания, запомнить их, записать только первое слово каждого словосочетания (в столбик).
На доске: желаеш(?) удачи
встречаеш(?) гостя
моеш(?) окно
наполниш(?) чашу
готовиш(?) речь
- Обменяйтесь тетрадями: взаимопроверка.
- Какой частью речи являются записанные вами слова? (Глаголами)
- Каким правилом вы руководствуетесь при записи данных глаголов? (В глаголах 2-го лица единственного числа после шипящих на конце пишется мягкий знак)
- Дополним пропущенные слова.