Цели:
- совершенствовать умения учащихся определять спряжение глаголов, писать личные окончания глаголов;
- создать условия для закрепления навыков правописания окончаний глаголов;
- способствовать развитию речи учащихся, внимания, логического мышления;
- способствовать формированию навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- воспитывать любовь к природе.
Тип: урок закрепления знаний
1. Организационный момент
Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Повернитесь и поприветствуйте гостей улыбкой, а теперь друг друга. Вы способные, умные и, конечно же, у вас всё получится. Работать мы будем под девизом: "Хочешь грамотным быть - учись думать, мыслить!" Желаю вам удачи!
2. Повторение. Актуализация знаний.
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор.
(запись разговора)
Что вы любите больше всего?
- Люблю действовать.
- Что вы больше всего не любите?
- Не люблю предлоги и известную всем частицу.
- Что вы можете сказать о своей роли в речи?
- Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Все в действие придет.
- О какой части речи будет сегодня разговор?
Слово глагол в Древней Руси обозначало речь человека. Постепенно данное слово утратило свое старое значение.
- Скажите, что теперь оно обозначает! (правило)
3. Постановка учебной задачи.
Внимание на экран: глаголить разглагольствовать
- Прочитайте слова, объясните их лексическое значение. Проверьте по толковому словарю. (если ответят)
У вас возникло затруднение?
- Где мы можем узнать значение этих слов? (в толковом словаре)
На слайде:
Глаголить – говорить.
(Глаголать, глаголовать что, говорить, сказывать, рещи;) В.Даль.
Разглагольствовать- говорить многословно, бессодержательно.
Культура речевого общения. - 2010
- Что объединяет эти слова?
(глаголы, н.ф., однокоренные)
- Чем они отличаются? (спряжением)
- Сформулируйте тему урока. (Спряжение глаголов)
- Мы умеем определять спряжение глаголов? (Да)
- Значит, что будем делать сегодня на уроке? (Закреплять знания и отрабатывать навыки определения спряжения глаголов)
- Где нам пригодятся эти знания? ( грамотно писать безударные личные окончания глаголов)
- Что мы должны знать, чтобы правильно определить спряжение?
- Что такое спряжение? (правило)
- Какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения?
- Алгоритм определения спряжения.
- Глаголы-исключения ( стих)
(На доске дети составляют схему –алгоритм определения спряжения)
4. Решение учебной задачи.
Работа с учебником.
Внимание на экран: портрет Петра 1 и яблоко
- Что вы видите?
- Какая между ними связь?
Ответить на этот вопрос вам поможет учебник.
Прочитайте текст.
- О каком яблоке идет речь?
А знаете ли вы, что картофель голландцы и французы называли – ЗЕМЛЯНОЕ ЯБЛОКО. Итальянцы – ТАРТУФЕЛЬ. А немцы – КАРТУФЕЛЬ. Но первое его имя было ПАПА – так называли её на родине в Южной Америке индейцы.
- Какая между картинками связь?
Выпишите из повествовательных предложений 1 абзаца глаголы.
Определите их спряжение. (Растут, не едят, варят, жарят)
- Какой глагол не нужно было выписывать?? Почему?
- проверка спряжения с объяснением по алгоритму. (1 у доски)
Работа в паре
“Мой кулинарный рецепт ”
Вы, наверное, знаете, что картофель называют в народе вторым хлебом. Хотя сначала его выращивали из-за красивых цветов и считали несъедобным. Сейчас же ни один обед не обходится без этого овоща. Назовите самое любимое ваше блюдо из картофеля? Давайте попробуем составить алгоритм приготовления картофельного пюре, использовать будем только глаголы.
- Что нужно сделать сначала? (обсуждение)
На слайде:
- Помыть
- Отварить
- Посолить
- Нарезать
- Почистить
- Растолочь
- Работать будем в паре, договоритесь и запишите эти глаголы в нужном порядке, определите спряжение.
- Самопроверка по эталону. Поднимите руки пары, которые не допустили ошибок.
Работа с пословицами.
О картофеле или картошке, так называют её в народе, сложено много пословиц и поговорок. Найдите их у себя на столе. Прочитайте.
Назовите пословицы, в которых глагол употреблен в форме:
- п.в., б.в., неопред. форме.
- Ешь картошку и хлеб — проживешь до? ста лет.
- Картошка да каша - еда наша.
- Свинье дали картошки, она просит апельсинов.
- Картошку копать, не руками махать.
- Любовь не картошка, не выбросишь в окошко.
Выпишите 1 пословицу, которая больше всего понравилась, и выделите все изученные орфограммы, над глаголом укажите спряжение.
5. Физкультминутка.
- Как живешь?
- Как идешь?
- А бежишь?
- Ночью спишь?
- Как плывёшь?
- Как берешь?
- А даешь?
- Как молчишь?
- А грозишь?
- Как сидишь?
6. Домашнее задание
Уважают и почитают картофель в России: утверждают собственный ежегодный праздник, создают музеи, устанавливают памятники, пишут стихи. Не каждому овощу такая честь! Дома вам предстоит поработать с одой о картошке. С уроков литературного чтения вы помните, что ода это...
Задание: у глаголов определить спряжение, время.
ОДА КАРТОШКЕ
Картошка полезна всем людям на свете:
Больным и здоровым, и взрослым, и детям.
Картошка спасала, картошка кормила,
Картошка – доступна: и вкусно, и мило.Картошкой насыщены кушанья наши.
Мы любим картошку, не рыбу и каши.
Печёной, варёной бывает картошка,
Её можно много и можно немножко.Кто любит покушать, кого ждёт диета.
В оладьях и чипсах, пюре и котлетах.
И в борщ, и в солянку, в уху и в жаркое.
А если поход, то картошка – святое!В подвале картошка, в стихах и в фольклоре.
Поют про картошку и соло, и в хоре.
В застолье семейном, на лоне природы
Картошке – хвала, дифирамбы и оды!
7. Контроль знаний.
Выполнение теста.
(тест предполагает выбор ответа: да или нет)
Тест "Спряжение глаголов"
- Спряжение – это изменение глагола по числам и лицам?
- Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос: Что делал? Что делать?
- Спряжение можно определять по неопределенной форме?
- Ко I спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать,-уть, -ыть, -оть;
- У глаголов с ударным окончанием спряжение определяется по неопределенной форме, с безударным по окончанию?
- Глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ить ( кроме брить, стелить) относятся к I спряжению?
- У глагола прошедшего времени определяется спряжение?
- Личные окончания глаголов I спряжения: ЕШЬ, ЕМ, ЕТЕ, УТ-ЮТ?
- Личные окончания глаголов 2 спряжения ИШЬ, ИМ, ИТЕ, УТ-ЮТ?
- Глаголы: гнать, держать, вертеть, видеть – относятся к 2 спряжению?
8. Рефлексия.
Наше занятие подошло к концу, давайте подведем итог,
Закончите любое из выражений:
- Мне понравилось...
- На уроке я узнал, что...
- Меня удивило...
- Мне бы хотелось...