Цели урока:
развивающие цели: развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме, обучать приемам самоанализа выполненных работ, монологической речи учащихся;
обучающие цели: систематизировать и обобщить знания по теме “Лексика” через комплексный анализ текста, расширить знания и словарный запас учащихся;
воспитывающие цели: воспитывать умение слушать отвечающих учащихся; воспитывать отзывчивость, участливое отношение к переживаниям других.
Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала.
Методы: наглядный, частично-поисковый.
Технологии: элементы технологии развития критического мышления.
Оборудование: презентация по теме, интерактивная доска, задание по технологии Smart-Notebook, конверты с заданиями, клей-карандаш.
Эпиграф урока:
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, тревожной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком земля нет ленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.
(Д.Голубков)
Ход урока
I этап – организационный момент. (Упражнение “Импульс” для создания внешней и внутренней (психологической) готовности учащихся к уроку).
– Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Начнём сегодняшний урок с упражнения “Импульс”, оно поможет установить нам более доверительные отношения. Разговор у нас с вами будет очень откровенным.
Примечание. Упражнение “Импульс”. Участники сидят за партами. Учитель просит всех взяться по цепочке за руки, затем пожимает руку ученика, сидящего ближе к учителю, и просит его передать импульс рукопожатий по цепочке. После того как волна рукопожатий доходит до последнего ученика, учитель начинает урок.
II этап – подготовка к основному этапу урока.
- Слайд 1. (Младенец.). Презентация
1. Беседа.
- Для чего рождается человек? Над этим вопросом стоит поразмышлять. Вы как считаете? (Ответы учащихся.)
- Да, сколько людей – столько и мнений. А теперь послушайте мнение известного современного поэта Дмитрия Голубкова, как он размышляет над вопросом, с которого мы начали урок. С какого вопроса начали урок? (Ответы учащихся.)
2. Чтение и обсуждение эпиграфа. (Записано на обратной стороне классной доски.)
- По мнению поэта, человек рождается для того, чтобы сделать мир вокруг себя светлее. Так ли это? Почему тогда мир вокруг нас не делается лучше? Вы замечали, что не хотите смотреть за маленьким братиком и сестрёнкой, а хотите поиграть с друзьями? Всегда ли вы внимательные и чуткие к окружающим? Неужели ничего нельзя изменить? (Ответы учащихся.)
- Где искать ответы? Что нужно делать в таких
случаях? Наш помощник – художественная
литература. Сегодня для работы я хочу предложить
вам отрывок из повести Владимира Короленко “В
дурном обществе”.
. (Иллюстрация отрывка.)
3. Чтение отрывка учеником. Приложение 1
4. Беседа по тексту.
- Вася понимал, что его накажет отец, когда
узнает, что кукла пропала. Почему тогда он это
сделал? (Он переживал за здоровье другой
маленькой девочки, жалел её.) Жалость – это что?
Это чувство? По-другому жалость ещё как называют?
. (Значение слова “Сочувствие”.)
- В словаре И.С. Ожегова написано: Сочувствие – это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
- А Соня умеет сочувствовать чужому горю?
- А как проявилось сочувствие Васи? Посмотрим на доску, на записи. (Действием.)
- И пусть сочувствие не остается просто чувством, а станет действием.
- Другим главным героем, совершившим чудо,
является … ? (Кукла)
- Какими словами Короленко заменяет слово “кукла” в нашем тексте? (Кукла —> барышня —> дочка.)
- Как называются такие слова? (Синонимы.)
- Какой раздел науки о языке изучает синонимы? (Лексика.)
- Какие слова ещё изучает лексика? (Омонимы, синонимы.)
- Значит, что мы сегодня будем повторять? (Омонимы, синонимы, антонимы.)
III этап – этап сообщения целей и темы урока.
- Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему урока.
- Вспомните ещё раз синонимы слова “сочувствие”. “Сочувствие, сострадание, сопереживание, отзывчивость”. Это будет тема нашего урока, на котором повторим, обобщим омонимы, синонимы и антонимы, а также вспомним фонетику и морфемику.
- Слайд 5 . (Тема урока.)
- Повторяя и обобщая эти темы, мы будем составлять кластер по нашему главному, ключевому слову. Вспомним это слово. (Сочувствие.)
IV этап – основной этап, обобщение пройденного материала.
5. Тест. Приложение 2
- Продолжим урок с индивидуальной работы. Проверим ваши знания. Выполните тест.
- Проверим.
- Слайд 6 . (Ответы теста.)
6. Фонетический разбор.
- Я вам выдам конверты, в которых есть карточки-клавиши от пишущей машинки. Наклейте транскрипцию слова “сочувствие” и выполните задания на конверте.
Сочувствие [сачуств‘ийэ] 10 букв, 10 звуков.
- Приклеим к нашему ватману, посередине которой наше ключевое слово, одну из работ учащихся. (Ученик выходит и приклеивает.)
7. Разбор слова по составу.
- Дальше будем работать парами. Произведите разбор по составу слова “сочувствие”. Не забудьте привести однокоренные слова.
Один ученик работает на доске. (Продолжается работа по составлению кластера.)
8. Лексика.
1-ое задание. На интерактивной доске.
2-ое задание. Найдите из текста синонимы к слову “девочка”, “надежды”. Найдите антоним к слову “увядать”.
Один ученик записывает синонимы и антонимы к слову “сочувствие”. (Продолжается работа по составлению кластера.)
9. Кластер. (Работа на интерактивной доске)
(Составляется кластер на грамматическую тему.)
- Как называется наука, которую мы сейчас изучаем?
- Какие разделы науки о языке мы изучили?
- Что изучает фонетика? Морфемика? Лексика?
V этап – подведение итогов занятий.
- Наш урок начался с двух противоположных мнений: 1) человек родился для того, чтобы сделать мир вокруг себя светлее, добрее и 2) человек не всегда исполняет это своё назначение на земле. Сделав анализ текста, мы поняли, что сочувствие должно стать действием. А понять это нам помогла литература.
- В заключение урока мне хотелось бы рассказать индийскую притчу “Про мальчика и морские звёзды”.
- Слайд 8 . (Иллюстрация к притче.)
Человек шёл по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошёл ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звёзды. Казалось, на песке – миллионы морских звёзд, берег был усеян ими на много километров.
- Зачем ты бросаешь эти морские звёзды в воду? – спросил человек. Подходя ближе.
- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнётся отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
- Но это просто глупо! – закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновенье задумался, бросил её в море и сказал:
- Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.
- А вы кому-нибудь помогаете, участвуете в каких акциях? (Ответы учащихся.)
VI этап – напишите сочинение об одной ситуации, когда вы испытывали сочувствие.
Несколько учащихся читают свои сочинения, а остальные сдают.
VII этап – рефлексия.
- Ребята, предлагаю вам оценить по пятибалльной системе:
- свою работу в процессе общения (я),
- работу всего коллектива (мы),
- работу создания кластера всем классом (дело).
VIII этап – домашнее задание.
- Учащиеся, не успевшие написать сочинение на уроке, докончить дома.
- Напишите свой конец повести. Если бы была жива Маруся, подружилась бы она с Соней? Какой выросла Соня? Каким Вася?
Литература:
Сухая Н.В. Метапредметный подход при формировании социально-ценностной направленности личности старшеклассника на уроке русского языка. – Народное образование Якутии. - №1 (85). – 2013.