Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лета!
Посмотрите – роща золотом одета!
Э. Федоровская
Осенний бал – это мероприятие в нашей школе традиционное, проводится в октябре. Как известно, I четверть всегда трудна для ребят – идет период адаптации после летних каникул.
Ответственный за проведение 10 класс, собранный из двух девятых классов, нуждался в адаптации. Кроме того, необходима была работа по сплочению нового классного коллектива.
Готовя и проводя осенний бал, каждый из десятиклассников имел возможность проявить свои творческие способности, а все вместе ребята отвечали за данное коллективное дело.
Осенний бал – веселый праздник для старшеклассников. Это мероприятие, которое позволяет воплотить на практике различные направления воспитательной работы с учащимися: интеллектуально – познавательное, духовно – нравственное, эстетическое, трудовое.
Ребята ждут этого праздника, с удовольствием готовятся и активно участвуют в нем.
Цели проведения вечера:
- способствовать сплочению коллектива;
- развивать творческую активность;
- формировать организаторские умении я и доброжелательное отношение к сверстникам
Подготовительная работа:
- Составление сценария.
- Распределение поручений.
- Оформление зала.
- Подготовка реквизита.
Оформление зала.
На главной сцене: плакат с изображением осенней ветки, стоящей в вазе на подоконнике, осенние листья, ветки деревьев.
По всему залу на стенах – плакаты с осенними зарисовками, стихами.
Выставка “Третьяковская галерея”
Расставлены столики для участников вечера, для жюри.
Сценарий вечера
Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года. Осень”
Ведущий 1. Добрый вечер, уважаемые участники вечера, гости, пришедшие к нам на праздник, дорогие родители и уважаемые учителя. Мы приветствуем всех. Вот уже все участники конкурсов заняли свои места и с нетерпением ждут начало вечера.
1 чтец: Звучит отрывок из стихотворения А. С. Пушкина “Осень”
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнце луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
2 чтец: А.И.Майков “Осень”
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щёки горят,
Любо в лесу мне бежать
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.
Нет мне здесь прежних утех
Лес с себя тайну совлёк:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок.
Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей.
Около пня не висит
Пурпур брусничный кистей.
Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес.
3 чтец: Николай Рубцов “Листья осенние”
Листья осенние
Где-то во мгле мирозданья
Видели, бедные,
Сон золотой увяданья,
Видели, сонные,
Как, натянувши поводья,
Всадник мрачнел,
Объезжая родные угодья,
Как, встрепенувшись,
Веселью он вновь предавался, -
Выстрел беспечный
В дремотных лесах раздавался!
Ночью, как встарь,
Не слыхать говорливой гармошки, -
Словно, как в космосе,
Глухо в раскрытом окошке,
Глухо настолько,
Что слышно бывает, как глухо…
Это и нужно
В моем состоянии духа!
К печке остывшей
Подброшу поленьев беремя,
Сладко в избе
Коротать одиночеств а время,
В пору полночную
В местности этой невзрачной
Сладко мне спится
На сене под крышей чердачной,
Сладко, вдыхая
Ромашковый запах ночлега,
Зябнуть порою
В предчувствии близкого снега…
Вдруг, пробудясь,
По лесам зароптали березы,
Словно сквозь дрему
Расслышали чьи-то угрозы,
Словно почуяли
Гибель живые созданья…
Вот он и кончился
Сон золотой увяданья.
Ведущий 1: Чтобы приступить в I конкурсу, я хочу обратить ваше внимание на слова Леонардо да Винчи: “Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат”.
Сегодня мы посетим музей, где хранятся живописные полотна художников, и поговорим немного о Третьяковской галерее.
Государственная Третьяковская галерея в Москве – центральный государственный музей русского и советского изобразительного искусства, одно из крупнейших художественно-просветительских учреждений СССР.
Основатель музея – Павел Михайлович Третьяков, который, начиная с 1856 года, стал собирать картины русских художников, поставив целью создание общедоступного музея национального искусства.
Собрание Третьяковской галереи дает возможность изучить развитие русского искусства, начиная с произведений 11-12 веков и кончая работами современных русских советских художников.
В мае 1956 года был торжественно отмечен 100-летний юбилей Третьяковской галереи, и она была награждена орденом Трудового Красного знамени.
Третьяковская галерея – сокровищница русского искусства.
Ведущий 2: А теперь наш первый конкурс.
Ведущий 3: Но вначале мы должны представить наше жюри (представление жюри) и команды-участники: “Ежики в тумане” (11 класс), “Бычок на лугу” (9 класс) и “Дружная семейка” (8 класс)
Ведущий 4: Вам задание I конкурса “Оживи картину”. Представьте себе, что вы настоящие художники и вам за несколько минут нужно нарисовать ту картину, которую вы сейчас выберете сами.
Участники конкурса вытягивают листочки с названием картин: “Рожь” И.Шишкина, “Грачи прилетели” А.К.Саврасова, “Золотая осень” И.Левитана. Каждой команде ассистенты подносят краски, кисти, воду, лист бумаги. На выполнения задания – 5 минут.
В это время – музыкальная пауза: звучит песня “Дождь по крышам” (слова и музыка В.Ворониной) в исполнении Подщибякиной Нади.
Ведущий 1: А теперь сравним ваши произведения с произведениями настоящих художников. (Выставляются обе работы перед зрителями. В это время делаются сообщения о художнике и его работе).
Исаак Ильич Левитан
Творчество Левитана протекало в сложную эпоху конца 19 века - эпоху, отмеченную переломными явлениями в жизни и в искусстве. Конец 19 столетия - это время подведения итогов закончившегося большого этапа в развитии русского искусства и начала нового не менее значительного периода русской культуры. Это время поисков и экспериментов в области живописи, время сосуществования и борьбы разных стилей и направлений в искусстве. В жанре пейзажа такое качественное своеобразие эпохи выразилось в глубоком психологизме изображения природы, в передаче средствами живописи философских размышлений о связи человека и природы. Искусство пейзажа становится более чем когда-либо прежде зеркалом человеческой души способом выражения человеческих переживаний.
В наибольшей степени такой пейзаж, называемый пейзажем настроения, нашёл своё воплощение в полотнах Левитана.
Жизнь Левитана была недолгой (он умер в 1900 г. сорока лет отроду). Но несмотря на продолжительность своей жизни, он успел создать большое количество живописных произведений вошедших в число лучших творений русского искусства. К природе среднерусской полосы, художник питал искреннюю любовь. Не броская красота экзотических земель, а задушевная простота, проникновенная лирика и поэтическая напевность родной русской природы завладели душой Левитана и позволили развернуться его незаурядному таланту.
Левитан посвятил свои первые пейзажные полотна природе. Уже в них он проявил себя как мастер тонких по настроению одухотворённых картин природы, умеющий чутко улавливать и живо передавать эмоциональное состояние пейзажа, его тесную связь с жизнью людей.
Алексей Кондратъевич Саврасов
“С творчества Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле”, - написал много лет спустя его ученик Исаак Ильич Левитан.
Картину “Грачи прилетели” художник написал в 1871 г. Картина была оценена высоко. Но не менее достойной оценкой шедевра А.К. Саврасова представляется и то, что ещё до открытия выставки эту картину приобрёл в своё собрание Павел Михайлович Третьяков - основатель знаменитой московской коллекции русской живописи, выросшей впоследствии в музей общенационального и мирового значения - Государственная Третьяковская галерею.
Картина “Грачи прилетели” - высшее творческое достижение А.К. Саврасова, произведение глубоко новаторское не только с точки зрения сюжета, но, что значительно важнее, с образного её решения. Её сюжет необычайно прост, ранняя весна, прилетели грачи. Картина исполнена на небольшом полотне. Найдённое художником отношение высоты холста к его ширине, формат, напоминающий раскрытое окно, позволили Саврасову добиться в картине впечатления бескрайнего простора, убедительно передать ощущение спокойного величия природы. Но природа эта самая будничная.
Тает грязный снег, талые воды стекают в пруд, вдали видны поля, освобождающиеся от снежного покрова. Небо покрыто облаками, гонимыми ветром; всё в природе озарено спокойным холодным светом весеннего дня. На берёзах в гнёздах гомонят грачи, а за невысоким забором течёт жизнь людей. Красиво рисуется на фоне неба стройный силуэт старинной церкви. Человек в картине не попадает непосредственно в поле зрения ни художника, ни зрителя, однако всё в этом, скромном поэтичном мире отмечено его присутствием.
Картина “Грачи прилетели” - это результат широкого творческого обобщения художником впечатлений от окружающей его русской природы.
Иван Иванович Шишкин
Творчество этого популярнейшего художника - одна из самых оригинальных страниц русской живописи 19 столетия. “Патриарх леса”, как называли его современники, Шишкин создал образ русской земли - необъятной и вечной.
Громче всех раздавался голос богатыря И.И.Шишкина: как зелёный могучий лес он поражал всех своим здоровьем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью...Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами и корявыми мозолистыми от работы пальцами начнёт корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом... от такого грубого обращения автора выходит всё изящней и блистательней” - вспоминает Репин.
Главной темой для Шишкина стал русский лес. Любимое время года - лето, любимое время дня - полдень.
Художник родился в 1832 г.- в купеческой семье из небольшого городка Елабуга на берегу Камы, в краю, славящемся могучими лесами.
“Я думаю, - писал Крамской в письме к Ф. Васильеву о Шишкине, - что это единственный у нас человек, который знает пейзаж учёным образом, в лучшем смысле, и только знает”.
Шишкин любил говорить: “Работать! Работать ежедневно, отправляясь на эту работу, как на службу. Нечего ждать пресловутого “вдохновения”... Вдохновение - это сама работа!”
Вот отрывок из воспоминаний современницы, которая представляет нам художника восторженного, мятущегося, вдохновенного:
- Помню, однажды меня застигла в лесу гроза. Сначала я пыталась укрываться под елями, но тщетно. Скоро холодные струйки потекли по моей спине. Гроза промчалась, а дождь лил с прежней силой. Пришлось идти домой под дождём. Свернула по тропинке к даче Шишкина, чтобы сократить путь. Вдали, над лесом, сквозь густую сетку дождя светит яркое солнце.
Я остановилась. И тут на дороге, возле дачи, увидела Ивана Ивановича. Он стоял в луже, босиком, простоволосый, вымокшие блуза и брюки облепили его тело.
- Иван Иванович! Вы тоже попали под дождь?
- Нет, я вышел под дождь! Гроза застала меня дома... Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Какая необычайная картина! Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель... И тёмный лес в дали! Хочу запомнить и свет, и цвет, и линии...
- Работал он ежедневно, тщательно. Возвращался “к работе в определённые часы, чтобы было одинаковое освещение. Я знала, что в“ - часа пополудни он обязательно будет на лугу писать дубы; что под вечер, когда седой туман уже окутывает даль, он сидит у пруда, пишет ивы; и что утром, ни свет ни заря, его можно найти у поворота дороги в деревню Жильцы, где катятся волны колосящейся ржи, где загораются и потухают росинки на придорожной траве.
“Рожь”...Особенный, тихий, погожий выдался день. Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов, и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу.
Невероятная тишина царит в пейзаже. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Только щебет малых пташек - ласточек, над самой землёй пронзительно режущих воздух, нарушает покой. В сизом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Парит. И, несмотря на то, что ветерок не колышет ни один ни один колосок, ни одну веточку сосен, душа чует - быть грозе...Неясное состояние тревоги усиливает обгоревший одинокий скелет дерева, нелепо и дико торчащий среди этой чарующей благодати. Может, удар молнии сжёг сосну? Странно и тоскливо маячит она, напоминая зрителю о случайностях, невзгодах, бедах самого автора полотна.
Не так идиллически спокоен этот ландшафт. Серьёзная, почти минорная нота сложной, трудной жизни, не всегда ясной и постижимой, слышна в картине. Её раскрывает и поддерживает тема дороги, утопающей во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко, высоко в голубом зените кружат птицы.
Искусство Ивана Шишкина требует долгого, внимательного, вдумчивого разглядывания, Тогда только станет понятен тот внутренний, поэтический, далеко не простой ключ картины. Живопись мастера зовёт осмыслить сотни подробностей, которые предлагает художник зрителю. И только тогда ты увидишь бездонную глубину “простоты и наивности” Шишкина.
В марте 1898 года рано утром, как всегда, вошёл в мастерскую - широкоплечий, с шапкой седых вьющихся, непокорных волос, полный энергии. Писал, потом приготовил второй холст, сделал ещё рисунок. Прочёл газеты о торжественном открытии музея Александра III. Пробыл немного у своих родных, потешался над синичкой, бранил ручного скворца, залетевшего ему на голову... Потом вдруг пожаловался на слабость, вспомнил, что плохо спал последние две ночи... Но возвратился в мастерскую, сел рисовать картину углём. Набросал передний план и передвинул стул направо. Затем его помощник услыхал, что Иван Иванович зевнул, а взглянув на него, вмиг заметил, что рисунок падает из рук живописца, а сам он тихо валится со стула. Гуркин кинулся к нему, но подхватил его уже мёртвого... Так закончилась судьба мастера Ивана Шишкина. Жизнь его искусства, картин бессмертна.
(Жюри оценивают работы команд)
Ведущий 2 объявляет II конкурс “Отгадай загадки”.
1. Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья. (Осень)
2. Сидит - зеленеет,
Падает - желтеет,
Лежит - чернеет? (Лист)
3. Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь)
4. Она под осень умирает,
И вновь весною оживает,
Коровам без неё - беда,
Она их главная еда? (Трава)
5. Сочное и сладкое,
Румяное и гладкое,
Растёт на ветке высоко.
Золотоё ведь оно? (Яблоко)
6. Словно в блюдечке с каймой
Чёрных зёрен ворох.
В яркой шапке золотой
Кто стоит? (Подсолнух)
7. Как во поле во кургане,
Стоит курица с серьгами? (Овёс)
8. Стоит Федосья,
Растрёпаны волосы? (Морковь)
9. Жёлтая курица
Под тыном дуется? (Тыква)
10. Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный бархатный? (Арбуз)
Ведущий 3. Объявляется III конкурс “Ромашка”
(проводится для всех желающих). Задание на
лепестках:
пройди по лесу, по опавшим листьям;
Ведущий 4 объявляет IVконкурс - шуточный: “Съешь яблоко”. Приглашаются по 2 участника от команды.
Задание: какая команда быстрее съест яблоко, подвешенное на нитке, откусывая по очереди без помощи рук.
Ведущий 1 объявляет V конкурс “Творческий”
Задание: 1. Составить сказочную композицию, используя: ветки, шишки, скотч, ножницы, пластилин, предложенные ассистентами
Во время составления композиции поёт Мохова Яна песню “Осень” (Слова и музыка А.Шевченко)
Ведущий 2: Предоставляется слово жюри.
Ведущий 3: Объявляется следующий конкурс - кулинарный “Укрась блюдо”.
Каждая команда получает салатницу с салатом, морковь, нож, салфетки, по 2 блюдца, 2 вилки и инструкционные карты.
Задача участников: вырезать из моркови жирафа, пользуясь инструкционными картами, украсить его ветками, оформить блюдо, расставить на стол, накрыв на 2 человека. Приготовить салфетки (инструкционные карты).
Музыкальная пауза: поют Ломей Катя, Подшибякина Надя песню “Самый-самый” (слова Г.Волеха, муз. А. Кнауер)
Ведущий 4: А следующий, VII конкурс называется “Свари пельмени”. От каждой команды по 2 участника.
Задача команды:
- Сделать пельмени: тесто - лист бумаги, начинка - шишки.
- “Сварить” пельмени. Один участник из команды садится на стул с кастрюлей - ведёрко из-под майонеза. Второй игрок, стоя спиной к первому участнику, должен подкинуть пельмени (по одному) вверх, а первый участник, не отрываясь от стула, должен поймать в свою “кастрюлю”. Итак, чья команда больше “сварит” пельменей?
Ведущий 1: А сейчас мы объявляем музыкальный конкурс - кольцовка песен про осень.
Этот конкурс проводится для всех команд. Суть конкурса проста. Командам предлагается по очереди петь песни, посвящённые осени. Если команда не может вспомнить песню, она выбывает из игры. Побеждает та команда, которая вспомнит больше всех песен.
Ведущий 2: И, наконец, самый ответственный момент - конкурс “Мисс Осень”.
Задание для конкурсанток:
- представление костюма
- поздравление собравшихся с праздником осени;
- исполнение вальса.
Ведущий 3: А пока жюри подводит итоги, мы приглашаем на сцену именинников, которые родились в октябре.
Чествование именинников: поздравления, вручение подарков, музыкальное приветствие.
Ведущий 4 предоставляет слово председателю жюри, который оглашает результаты праздничного состязания.
Награждение победителей.