Цели.
1. Формировать умения написания непроизносимых согласных в корне слова и подбирать к ним проверочные слова.
2. Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, умению наблюдать, работать по установленному алгоритму, совершенствовать навыки работы с текстами, развивать внимание, речь, память, логическое мышление.
Планируемый результат:
Личностные:
Интерес к изучению темы, положительное отношение к изучению темы; осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
Познавательные:
Структурирование знаний, поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение, извлечение необходимой информации; свободная ориентация и восприятие текста, его понимание, построение речевых высказываний.
Регулятивные:
Выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известным алгоритмом.
Коммуникативные:
Учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разные позиции, формировать аргументации своего мнения и позиции в коммуникации, понимание относительности мнений и подходов к решению проблем.
Оборудование:
- компьютер, экран, мультимедиа-проект;
- рисунки учащихся с изображением зимних пейзажей.
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять,
Буду грамотно писать!
II. Актуализация знаний.
Минутка чистописания.
- Прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “Зимнее утро”.
Слайд
Моро… и со…нце,
день чудес…ный!
Еще ты дремлешь,
Друг прелес…ный…
- Назовите пропущенные буквы в словах.
- Докажите правильность написания пропущенных букв.
- На какие правила данные орфограммы?
- Вспомним правило проверки слов с непроизносимыми согласными.
Показ учителем соединения пропущенных букв с другими буквами.
III. Обобщение и систематизация знаний.
- Еще раз посмотрите на слова с пропущенными буквами и сформулируйте тему нашего урока. Обоснуйте свою мысль. (На доске написаны слова с непроизносимыми согласными. Значит, тема нашего урока “Непроизносимые согласные”.
Слайд
- Правильно, тема нашего сегодняшнего урока:
“Правописание непроизносимых согласных в корне слова”.
- Какую цель вы бы поставили к нашему уроку? Слайд
(На прошлом уроке мы познакомились с правилом о правописании слов с непроизносимым согласным. Значит, сегодня мы будем закреплять наши знания на это изученное правило).
- Правильно, сегодня мы продолжим работу над правописанием слов с непроизносимыми согласными. А материалом нашего урока будут слова, предложения, тексты на тему “Зима”.
- Кому нравится это время года?
- Чем привлекательно оно?
- Каждое время года прекрасно по-своему. Зимушка радует нас своей чистотой и блеском, различными зимними забавами. Этому прекрасному времени года многие поэты и художники посвятили свои произведения.
Слайд
Показ иллюстраций с изображением зимней природы и зимних детских забав на улице.
- По данной иллюстрации составьте предложения или подберите слова, относящиеся к нашей теме.
- Совсем недавно зима вступила в свои владения, а какое время года было до зимы?
Слайд
- Правильно. Осенью люди убрали урожай в саду и в поле, чтобы не голодать зимой. Недаром говорится, что осень запасиха, а зима подбериха. Давайте, ребята, вспомним, какие овощи подарила нам осень.
- Слушайте внимательно, отгадывайте старательно.
1. Дом зеленый тесноват
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда -
Треснул домик гладкий.
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
2. Он и в дождик, он и в зной
Прячет клубни под землей.
Клубни вытянешь на свет –
Вот и завтрак и обед.
3. Я румяную Матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрешка
Упадет сама в траву.
4. Был ребенок –
Не знал пеленок.
Стал стариком –
Сто пеленок на нем.
5. Над землей трава,
Под землей алая голова.
Слайд
По мере отгадывания загадок – заданий дети записывают в тетради названия каждого овоща. Появляются изображения того или иного овоща. Записывая слова, учащиеся обозначают в них ударение, подчеркивают буквы, написание которых надо запомнить.
Слайд
Горох, картофель, яблоко, капуста, морковь.
Проверка выполненного задания проводится по вопросам:
- Что общего у этих слов? (Имеют безударный гласный)
- Внимательно посмотрите на слова и подумайте, какое слово “лишнее”. Почему? (Яблоко)
- Назовите слова, в которых надо запомнить две безударные гласные?
- Какую гласную надо запомнить при написании слова капуста?
- Назовите слова, в которых надо запомнить безударную гласную о.
- Почему написание подчеркнутых букв в данных словах надо запомнить?
- Вот какие вкусные и полезные овощи и фрукты подарила нам осень, теперь никакой мороз нам не страшен.
IV. Применение знаний и умений в новой ситуации.
1) Составление письма Дедушке Морозу.
- Ребята, какой зимний праздник для вас самый долгожданный и почему?
- А я знаю, что многие ребята под Новый год пишут Дедушке Морозу письма и просят его выполнить какое-нибудь желание. Есть такие ребята среди вас?
- Прочитайте слова. Вставьте пропущенную букву и объясните её написание. Составьте письмо Деду Морозу, опираясь на слова-подсказки:
Словарная работа. Дед Мороз, здравствуй, пожалуйста, счастья, здоровья, радости, спасибо.
(Здравствуй, Дедушка Мороз!
Дай, пожалуйста, крепкого здоровья моим родным, счастья и радости друзьям.
Спасибо. С новым годом! Саша)
Запишите в тетрадь слова. Они помогут вам самостоятельно составить письмо Деду Морозу.
2) Работа по учебнику
- Ребята, чтобы писать письма, подписывать открытки, нужно быть грамотным человеком, давайте поупражняемся в написании слов с непроизносимыми согласными. Откройте учебник на стр. 127, упр. 192.
V. Физминутка.
- Вот уже несколько дней проходит кубок мира по биатлону.
- Давайте поддержим наших спортсменов, пожелаем им больших успехов, удачи и конечно же побед! И в солидарность с нашими биатлонистами разучим новую зимнюю спортивную физминутку. Я буду показывать движения, а вы повторяете за мной.
Скользили лыжи вразнобой -
Одна вперед, назад другая,
Смеялись лыжи надо мной,
Носы упрямо задирая.
Но я еще упрямей был:
Я их кататься научил!
(Имитация движений лыжника).
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- У зимы есть братья – зимние месяцы. Недаром в народе говорили, что русская зима в трех месяцах живет. Словно верные стражники стоят эти три братца – месяца на охране ее сурового покоя. Кто же назовет их?
- Народ сложил много пословиц и примет о зиме и ее братьях.
- Некоторые из них перед вами на листочках.
Слайд
- Работаем по вариантам.
Вариант 1
Задание: Прочитай предложения. Подбери к словам с пропущенными буквами проверочные слова. Выдели орфограмму.
1. Со…нца (____) в январе больше: погода стоит яс…ная (____), чудес…ная (____) и прелес…ная (____).
2. Ненас…ные (___) и звез…ные (___) дни летом – зимою опас…ные (___) вьюги.
3. Яс…ная (___) луна – предвес…ник (___) мороза.
Вариант 2
1. Крас…ное (____) со…нце (____) заходит в тучу – день будет яс…ный (___) и прекрас…ный (___).
2. В январе небес…ный (___) свод, словно звез…ный (____) шатер.
3. Если поз…ней (___) осенью снег ляжет на землю – здра…ствуй (___), прекрас…ная (____) зима.
- Как вы понимаете приметы зимы, объясните их смысл.
- Задание выполнили. Проверьте свои работы по эталону. Слайд
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторения.
- Конечно, приметы не всегда сбываются. Это объясняется небольшими изменениями климата, ухудшением экологической обстановки. Практика показывает, что чаще сбываются краткосрочные приметы, дающие прогноз на небольшой срок. По тому, какая погода стоит в тот или иной зимний день, в народе определяли, какими будут весна и лето.
- На уроке изобразительного искусства вы рисовали зимние пейзажи. Лучшие работы вы видите на доске.
- Расскажите, что вы хотели выразить своим рисунком?
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какая была цель урока?
- Достигнута ли она?
Сегодня на уроке необычная зима. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью волшебного зимнего дерева. Прикрепите на него голубую снежинку, если всё удалось, не всё - зелёную, а если недостаточно хорошо поняли тему, много непонятного, красную.
Итак, посмотрите, какое дерево у нас получилось, как поработал класс.
Я очень рада, что вы так удачно поработали, достигли цели урока, сумели преодолеть трудности. Удачи вам и на других уроках!
- Дома выполните разноуровневые задания из учебника на странице 125 по выбору.
- Составить письмо Деду Морозу от имени всего класса.