Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: проектор, репродукция картины И.И.Шишкина “Зима”, карточки с заданиями для работы по группам, учебник Львова С.И., Львов В.В. Русский язык 7 класс, Москва “Мнемозина”, 2013.
Цель: различение причастий и прилагательных на -ный.
Задачи.
- Повторить правила написания Н и НН в суффиксах прилагательных, научиться различать причастия и отглагольные прилагательные по совокупности их отличительных признаков.
- Научиться использовать полученные знания в работе с различными текстами. формировать культуру общения, умение работать в группе, умение планировать свою деятельность
- Формировать умение работать в группе, умение планировать свою деятельность.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Разгадайте ребус:
ка
у
- Как называется наука, изучающая язык?
- Какой раздел лингвистики изучает части речи?
2. Актуализация знаний. Повторение правописания суффиксов прилагательных и причастий.
Образуйте от выделенных существительных прилагательные. Запишите получившиеся словосочетания, обозначая в прилагательных суффиксы.
Ложка из серебра-…, сироп из клюквы - …, шляпа из соломы - …, ручка из дерева – …, чашка из глины - …, статуэтка из олова - …, замок из песка- …, дом из камня - …. (Правило написания н и нн в суффиксах прилагательных)
Комментированное письмо
Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами.
(Н и нн в суффиксах причастий).
3. Постановка учебной задачи. Работа в парах по карточкам. Объяснить написание н и нн в суффиксах слов.
Лимонный, обеденный, разбросанный, кожаный, копченый, тыквенный, квашеный, стеклянный, окруженный, жареный.
- Правописание каких слов не смогли объяснить?
Постановка детьми цели урока: “Узнать в суффиксах каких слов, кроме изученных, пишется одна н?”
Составление плана.
- Наблюдение за словами с суффиксами н и нн.
- Сравнение слов.
- Вывод.
4. Реализация построенного проекта по группам.
1 группа.
От какого глагола образовано слово? Определите вил глагола. Сделайте вывод.
Решенный, вареная, заколоченный, вязаный, скошенный, крашеный, купленный.
2 группа. Обозначьте разницу в выделенных словах.
ломаная линия – сломанная игрушка
путаный рассказ – запутанная история
крашеная доска – раскрашенная картинка
топленое молоко – растопленное масло
3 группа. Выделите суффикс.
печеный картофель – печенный в золе картофель
вяленая рыба – вяленная на солнце рыба
стриженые волосы – коротко стриженные волосы
квашеная капуста – квашенная мамой капуста
4 группа. Выделите суффиксы.
Маринованные огурцы, асфальтированная улица, тренированные мышцы, комбинированное платье.
Вывод каждой группы, составление таблицы.
-н- | -нн- |
если причастия образованы от
приставочных глаголов: покрашенный пол, просмотренный фильм |
если прилагательные образованы
от глаголов несовершенного вида (не имеющих
приставок, кроме не-): белёный дом (белить),вареный картофель |
если причастия образованы от
бесприставочных глаголов совершенного вида: брошенный (бросить), купленный (купить) |
в кратких страдательных
причастиях: задача решена, книга прочитана |
если причастия имеют при себе
зависимое слово: недавно кошенный луг, крашенная маляром крыша |
если прилагательные не имеют при
себе зависимого слова: крашеный пол (но: крашенный масляной краской пол) |
если причастия образованы от
глаголов с суффиксами -ова-, -ева-, -ирова-: маринованный (мариновать), асфальтированный (асфальтировать) |
Отглагольные прилагательные
пишутся с одним -н: варёный, печёный, жареный, пареный, раненый, кипячёный, сушёный, вяленый, копчёный, мочёный, солёный, топлёный |
Обращение к учебнику с.67, знакомство с термином “отглагольные прилагательные”, со словами-исключениями.
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Работа по учебнику, выполнение упражнения №169.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Посмотрите на экран. Репродукция картины И.И.Шишкина “Зима”
Зима – прекрасное и очень красивое время года. О зиме писали и писатели, и поэты. Зиму изображали на своих полотнах очень многие художники. Перед вами картина И.И. Шишкина “Зима”.
- Какие стихотворные строки вы могли бы вспомнить? Кто автор?
- Ваша задача – составить и записать текст (5-6 предложений) по этой картине. И в ваших сочинениях должны быть непременно причастия и прилагательные с -н- и -нн-.
Чтение 2-3 работ. Оценка товарищами.
7. Включение в систему знаний. Заполнить таблицу примерами. Работа в парах.
-н- | -нн- | |
Имя прилагательное | ||
Отглагольное прилагательное | ||
Причастие |
8. Рефлексия.
- Какую цель вы ставили себе перед уроком?
- Получили ли вы ответ на поставленный вопрос?
Самооценка учащихся.
Использованная литература
1.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М., Универсальные учебные материалы. Русский язык. М.: Вербум-М, 2008.
2.Ларионова Л.Г., Сборник упражнений по орфографии. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2001.
3. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык 7 класс, Москва “Мнемозина”, 2013.
4. http://www.openclass.ru/
5. http://www.yaklass.ru/