Цели урока.
Образовательные:
1. Изучение лесов России.
2. Рассмотрение особенностей таежных и лиственных лесов.
2. Выявление взаимосвязей компонентов природы в лесной зоне.
Развивающие:
1. Закрепление навыков работы с текстом учебника и картами.
2. Закрепление умения систематизировать и анализировать данные.
Воспитательные:
1. Воспитание любви к природе своей страны.
2. Формирование навыка поиска дополнительного материала.
Тип урока: изучение нового материала, применение навыков и умений.
Оборудование:
1. Ученик “География России: природа, население, хозяйство”, 2008.
2. Атлас “География” 8 класс, 2012.
3. Презентация “Леса России”.
4. Презентация “Лесов таинственная сень”.
5. Выставка книг.
6. Музейная экспозиция.
Орг.момент: отметить отсутствующих.
Прежде чем начнем изучать новую тему, давайте вспомним, что проходили на прошлом уроке и выполним письменное задание. Необходимо расставить цифры к природным зонам.
Арктические пустыни: 1, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 15, 17.
Тундра: 1, 2, 5, 6, 8, 10, 13, 14, 16.
- Природа зоны легко ранима.
- Почвы бесструктурны с глеевым горизонтом.
- Значительные площади покрыты ледниками.
- Ср. температура января – 26-28 С, а июля + 1- 4 С.
- Сильные ветры.
- Огромные площади занимают оленьи пастбища.
- Расположена на островах Арктики.
- Увлажнение избыточное, много болот.
- Промысел морского зверя (моржи, тюлени).
- На южной границе средняя температура июля + 10 С.
- На скалах птичьи базары.
- Лето короткое и холодное.
- Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.
- В реках и озерах много рыбы.
- Воды-в твердом виде, только летом образуются талые воды.
- Много перелетных птиц (утки, гуси, лебеди).
- Полярная ночь длится до 5 месяцев.
Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа.
Ответим на вопросы:
1. В каком климатическом поясе расположена зона арктических пустынь?
2. Почему в А.П. отсутствуют почвы и разреженный растительный покров?
3. Как приспособились животные к суровым экстремальным условиям?
4. На какой высоте лежит снеговая линия в арктической пустыне?
5. Назовите животных арктических пустынь.
6. Почему в тундре прохладное лето, хотя в полярный день солнце светит круглые сутки над горизонтом и СР за сутки поступает не меньше, чем в зоне лесов?
7. Назовите растения тундры.
8. Назовите тип почвы тундры.
9.Почему почвы тундры малоплодородные?
Цели урока сегодня:
1. Изучить леса России, рассмотреть причины различия в лесной зоне страны.
2. Выявить особенности взаимосвязей компонентов природы в лесной зоне.
Приготовьте ручки, тетради, откройте учебник на странице 162, атлас на странице 20.
Запишите в тетради число и тему урока.
Итак, начнем.
- 45% площади России покрыты лесами – это:
- 20% лесного фонда мира!
- 75 млрд м3 - запасы древесины.
- 80% площади лесов занимают хвойные леса – тайга.
В лесах России растет много видов деревьев. Давайте запишем схему:
При подготовке к уроку вы нашли стихи.
Аэлита: Какой бы лютый холод не был,
И как бы вьюги не гудели,
Стоят и смотрят гордо в небо
Зеленые, как летом, ели.
Ляйсан: Она всегда казалась мне колючей
Среди кустов, осинок и берез.
Там, где журча, мерцает светлый ключик –
Как животворный отблеск давних гроз.
Настала осень, и, крылом касаясь,
Летит листва, огнем окружена.
Ах, лиственница, как ты оказалась
В ажурном, нежном золоте одна?
Вот птицы голосистые умолкли.
И стально холодеет гладь реки.
Задули ветры, унесли иголки,
Что стали неожиданно мягки.
Ей лиственнице, суждено проснуться,
Зазеленеть ей тоже предстоит.
И я посмею может прикоснуться
К хвое ее, что так грозна на вид
Лиственница – единственное хвойное дерево, сбрасывающее на зиму хвою. Почему?
Ф. Алсу: Обычную сосну найдете
В сухом лесу и на болоте
Почти везде растет сосна
Непривередлива она.
Гульдар: Мне кажется колкой, холодной,
А ветки коснешься – нежна.
И видится в пихте порода,
Как в Марье Болконской – княжна!
Стоит средь сугробов глубоких
Величественна и стройна.
Манер хоть и держится строгих, -
Красой привлекает она.
Я.Алсу: Белоствольная березка –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу нашему милей.
Изумрудная весною,
А зимою - в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты березку посади.
Найля: Замерзли вершины,
Ветры в поле спят,
Только у осины
Листья шелестят.
Шепчутся бессонно,
Говорят друг с другом.
Пробегают волны
По листве упруго.
Спят в лесу рябины,
Дремлет пышный клен,
Чуткая осина
Стережет их сон.
Аделина: Строго повинуясь времени законам,
Липа распустилась под моим балконом.
Цвет ее не ярок. Запах – наслажденье.
Это, как подарок мне на день рожденья.
Деревьев разных много и каждому виду леса народ дал свое название: роща, дубрава, бор, ельник, липняк, осинник, ольшаник.
А сколько по России деревень и городов с названиями деревьев.
Леса России неоднородны. Севернее расположены таежные леса, в самых суровых условиях растет лиственница. Южнее к сосновым лесам примешиваются мелколиственные породы, которые переходят в широколиственные леса.
Для того, чтобы понять взаимосвязь между компонентами природы таежной зоны, давайте заполним таблицу:
Таежная зона России
Компоненты | Русская равнина | Западная Сибирь | Восточная Сибирь |
Климат | Умеренно континентальный | Континентальный | Резко континентальный |
Воды | Избыточное увлажнение болота | Избыточное увлажнение болота | Многолетняя мерзлота |
Почвы | подзолистые | подзолистые | Мерзлотно-таежные |
Растительность | Ель, пихта, сосна | Ель, пихта, кедр, лиственница | Лиственница |
Животный мир | Бурый медведь, лось, рысь, белка, соболь, бурундук, волк, лисица, дятел, глухарь, рябчик, клест |
Нужно показать на карте эти территории.
Климат – карта стр. 14.
Воды – стр.18.
Почвы – стр.18.
Растительность – стр.20.
Животный мир – стр. 22.
Теперь проверьте правильность заполнения. Сделаем вывод : состав древостоя тайги зависит от климата
Задание на дом: Выполнить практическую работу, используя данные атласа и учебника.
Практическая работа №
“Выявление зависимости между компонентами природы лесной зоны”
Цели
1. Научиться находить взаимосвязи между компонентами природы в одно природной зоне.
2. Научиться находить необходимые данные в разных источниках.
3. Научиться сопоставлять и анализировать полученные данные.
Ход работы
В качестве примера взять леса Русской равнины (тайгу, смешанные леса, широколиственные леса) и дать характеристику каждого типа леса по плану:
План характеристики:
1. Тип леса.
2. Климат (температуры июльские, январские, тип климата).
3. Увлажнение (сумма осадков, испаряемость).
4. Почвы.
5. Породы деревьев.
6. Хозяйственная деятельность.
Анализ
1. Как меняется климат при движении с севера на юг.
2. Как меняется увлажнение с севера на юг.
3. Как меняются почвы с севера на юг и почему.
5. Как меняется состав древесных пород,
6. Как меняется хозяйственная деятельность.
6. Какая закономерность проявляется.
Вывод.