Цель урока:
- формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению формы числа имени существительного.
Обучающие задачи:
- учить учащихся употреблять в речи имена существительные, классифицировать их;
- изменять имена существительные по числам.
Развивающие задачи:
- способствовать развитию речи, внимания.
Воспитательные задачи:
- воспитывать в учащихся интерес к литературе, аккуратность, взаимовыручку.
Оздоровительная задача:
- предупредить учебную перегрузку.
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявлять интерес к русскому языку.
Метапредметные:
- понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
- работать с орфоэпическим словарём;
- планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- определять число имён существительных;
- изменять число имён существительных;
- распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.
Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого. карточки для самостоятельной работы , рисунки сказочных героев (кота, рыбки), магнитные буквы, слова из словаря на "цветочных лепестках", два картонных кружка с буквами А и О.
Ход урока
Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.
1. Организационный момент. Психологический настрой на работу.
- Ребята, рада вас видеть. Желаю вам показать на уроке хорошие знания. Начинаем урок.
У вас на партах лежат линеечки успеха .Сегодня каждый из вас оценит свою работу с помощью этой линеечки. Я очень хочу, чтобы вы успешно поработали. Но для этого необходимо постараться. Я желаю вам удачи.
- Послушайте строчки известного литературного произведения и скажите, кто их автор:
У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит...
- Назовите автора этих строк. (А.С.Пушкин)
- Сегодня мы будем путешествовать с Учёным котом
На доске - рисунок кота Баюна
. - Конечная цель нашего путешествия - дойти до Золотой рыбки и узнать от неё важное сообщение.
2. Каллиграфическая минутка
- Отправная точка нашего путешествия - минутка чистописания. Надо постараться написать каллиграфически правильно "цепочку" из букв и одно предложение (ученикам, которые медленно пишут), два предложения (остальным ученикам).
- Как составлена "цепочка"? (Первое звено: "прописная буква О, строчная буква о, строчная буква п,...)
- Как продолжить "цепочку"? (Сст, Тту, Ууф)
На доске: (буквы "цепочки" и текст написаны прописными буквами)
Ооп Ппр Ррс У Лукоморья дуб зелёный. Златая цепь на дубе том. |
- Тетрадь лежит "уголком". Спинку держим прямо.
Если будете стараться,
Буквы красивыми будут получаться.
- Проверьте свою работу. Оцените по линеечке успеха. (Цукермана)
Актуализация опорных знаний.
Цель: Актуализировать знаний о существительном.
3. Подготовка к изучению нового.
1) Игра "Шифровка"
- Кот Баюн зашифровал слово. Чтобы его прочитать, надо убрать повторяющиеся буквы.
На доске буквы с магнитами: (слово "число").
Ш Е Ч Д И О Ш С Е Д О Л О |
- Слово "число" сегодня на уроке будет ключевым, т.е. главным.
- Посмотрите, какие слова приготовил Учёный кот.
На доске (слова напечатаны на карточках):
МОРЕ БЕРЕГА ДУБ ПЕСНЯ СКАЗКИ СЛЕДЫ |
- К какой части речи они относятся? Почему так думаешь?
- С какой частью речи будем работать на уроке?
- Что вы знаете об имени существительном? (Вопросы, значение, роль в предложении, собственные, нарицательные, одушевлённые, неодушевлённые).
4. Введение в тему
Цель: Сформировать представление о результате
1) "Разбей слова на две группы"
- На какие две группы можно разделить слова? (Слова в ед. числе и во мн. числе)
На доске:
МОРЕ БЕРЕГА ДУБ СКАЗКИ ПЕСНЯ СЛЕДЫ |
- В благодарность за то, что вы хорошо справились с заданием, кот Баюн приготовил две коробки.
5. Открытие нового знания.
Цель: Сформировать умение определять число имен существительных.
1) Постановка темы урока
- На одной написано “подарок”, на другой “подарки”. Какую коробку выберете. Почему?
- Какое слово обозначает один предмет? Оно в каком числе употребляется? Какое слово обозначает много предметов? Оно в каком числе употребляется? Кто из вас догадался, чем будем заниматься во время путешествия? (изменять имена существительные по числам)
(А из коробки можно достать небольшие сувениры по усмотрению учителя)
- Какого числа бывают имена существительные? Сколько предметов обозначает существительное в единственном числе? А во множественном?
На доске открываю тему:
Тема урока: Изменение имен существительных по числам. |
2) Игра “Наоборот ” (игра с мячиком).
- Я называю один предмет, а вы называете много предметов, и, наоборот, когда я называю много предметов, вы называете один предмет.
Школа - ….., вёдра - ….., сапог - ….., воробей - ….., поле - ….., шапка - ….., карандаши - ……., яблоко - …….. . (Дети отвечают по “цепочке”)
- Вы правильно изменили слова по числам, и мы двигаемся дальше.
- Давайте изменим число у имён существительных, которые нам раньше приготовил кот Баюн. (Море - моря, дуб - дубы,...)
- Запишем пары слов красиво в тетради.
Взаимопроверка в паре.
- Что заметили, когда изменяли число у имён существительных? (Изменялось окончание). Давайте выделим окончания.
Читают сведения в учебнике на стр. 20.
6. Первичное закрепление
Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения числа имени существительного.
1) Работа с орфоэпическим словарём учебника (стр. 21, упр. 31) устно.
2) Работа с предложениями (стр. 21, упр. 29).
Задача детей: составить предложения, употребив в них имена существительные в другом числе.
Работа с предложением : распространить одно предложение и подчеркнуть основу.
7. Физкультминутка "Цветы"
Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.
Наши нежные цветы распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши нежные цветы закрывают лепестки.
Дружно засыпают, головой качают.
8. Словарная работа.
- Откройте орфографический словарь учебника и повторите словарные слова.
Игра "Собери цветок"
- Кот Баюн предлагает игру. У волшебных цветов опали лепестки. Если вы правильно выполните задание , выбрав нужную букву, то цветы вновь "оживут".
Ученики берут лепестки - слова и прикрепляют их к букве А или О.
(В словах пропущена непроверяемая безударная гласная буква а или о)
- Молодцы! Вы не забыли, что нам надо добраться до Золотой рыбки. Надо ещё поработать.
Включение нового знания в систему знаний.
9. Самостоятельная работа в группах
Работа в группах: найти по грамматическим признакам подходящее имя существительное.
Текст на карточках:
В снежных шапках стоят (им. сущ., мн.ч., неодуш). Но зимний (им. сущ., ед.ч., неодушев.) живет. Стучат по стволу (им. сущ., мн.ч., одушев.). У куста трусливый (им. сущ., ед.ч., одушев.) грызёт кору. За елью скрылась хитрая (им. сущ., ед. ч., одушев.).
Слова для справок: пни, лисица, лес, дятлы, заяц.
10. Контроль и оценка
Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности
Коллективная самопроверка, зачитать по предложению.
11. Рефлексия
Цель: развивать рефлексивные умения, создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.
- Вот мы и дошли до Золотой рыбки.
На доске - рисунок рыбки.
- Послушайте, какое сообщение она приготовила для вас:
"Ребята, надо дружить с русским языком, учить правила, и если не лениться, то можно всему, всему научиться!"
- А теперь каждый из вас пусть закончит фразу:
Я знаю ………………………………………
Я умею ……………………………………….
У меня получается ……………….................
Я могу ………………………………………..
Мне ещё надо поучиться …………………….
Мне ещё трудно ………………………………
12. Итог урока. Самооценка детей по линеечке успеха
- Завершается наш урок, думаю, будет полезно и интересно обменятся мнениями об участии в уроке.
- Оцените свою работу на уроке по линеечке успеха.
13. Домашнее задание
Стр. 20 читать сведения, стр. 21 упр. 30.