Урок русского языка на тему «Изменение имен существительных по числам». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока:

- формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  формы числа имени существительного.   

Обучающие задачи:

- учить учащихся употреблять в речи имена существительные, классифицировать их;

- изменять имена существительные по числам.

Развивающие задачи:

- способствовать развитию речи, внимания.

Воспитательные задачи:

- воспитывать в учащихся интерес к литературе, аккуратность, взаимовыручку.

Оздоровительная задача:

- предупредить учебную перегрузку.

Планируемые результаты:

Личностные:

- проявлять интерес к русскому языку.

Метапредметные:

- понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

- работать с орфоэпическим словарём;

- планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

- слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

- провести рефлексию своих действий на уроке.

 Предметные:

- определять число имён существительных;

- изменять число имён существительных;

- распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого. карточки для самостоятельной работы , рисунки сказочных героев (кота, рыбки), магнитные буквы, слова из словаря на "цветочных лепестках", два картонных кружка с буквами А и О.

Ход урока

Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.

1. Организационный момент. Психологический настрой на работу.

- Ребята, рада вас видеть. Желаю вам показать на уроке хорошие знания. Начинаем урок.

У вас на партах лежат линеечки успеха .Сегодня каждый из вас оценит свою работу с помощью этой линеечки. Я очень хочу, чтобы вы успешно поработали. Но для этого необходимо постараться. Я желаю вам удачи.

- Послушайте строчки известного литературного произведения и скажите, кто их автор:

У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит...

- Назовите автора этих строк. (А.С.Пушкин)

- Сегодня мы будем путешествовать с Учёным котом

На доске - рисунок кота Баюна

. - Конечная цель нашего путешествия - дойти до Золотой рыбки и узнать от неё важное сообщение.

2. Каллиграфическая минутка

- Отправная точка нашего путешествия - минутка чистописания. Надо постараться написать каллиграфически правильно "цепочку" из букв и одно предложение (ученикам, которые медленно пишут), два предложения (остальным ученикам).

- Как составлена "цепочка"? (Первое звено: "прописная буква О, строчная буква о, строчная буква п,...)

- Как продолжить "цепочку"? (Сст, Тту, Ууф)

На доске: (буквы "цепочки" и текст написаны прописными буквами)

Ооп Ппр Ррс

У Лукоморья дуб зелёный.

Златая цепь на дубе том.

- Тетрадь лежит "уголком". Спинку держим прямо.

Если будете стараться,

Буквы красивыми будут получаться.

- Проверьте свою работу. Оцените по линеечке успеха. (Цукермана)

Актуализация опорных знаний.

Цель: Актуализировать знаний о существительном.

3. Подготовка к изучению нового.

1) Игра "Шифровка"

- Кот Баюн зашифровал слово. Чтобы его прочитать, надо убрать повторяющиеся буквы.

На доске буквы с магнитами: (слово "число").

Ш Е Ч Д И О Ш С Е Д О Л О

- Слово "число" сегодня на уроке будет ключевым, т.е. главным.

- Посмотрите, какие слова приготовил Учёный кот.

На доске (слова напечатаны на карточках):

МОРЕ БЕРЕГА ДУБ

ПЕСНЯ СКАЗКИ СЛЕДЫ

- К какой части речи они относятся? Почему так думаешь?

- С какой частью речи будем работать на уроке?

- Что вы знаете об имени существительном? (Вопросы, значение, роль в предложении, собственные, нарицательные, одушевлённые, неодушевлённые).

4. Введение в тему

Цель: Сформировать представление о результате

1) "Разбей слова на две группы"

- На какие две группы можно разделить слова? (Слова в ед. числе и во мн. числе)

На доске:

МОРЕ БЕРЕГА

ДУБ СКАЗКИ

ПЕСНЯ СЛЕДЫ

- В благодарность за то, что вы хорошо справились с заданием, кот Баюн приготовил две коробки.

5. Открытие нового знания.

Цель: Сформировать умение определять число имен существительных.

1) Постановка темы урока

- На одной написано “подарок”, на другой “подарки”. Какую коробку выберете. Почему?

- Какое слово обозначает один предмет? Оно в каком числе употребляется? Какое слово обозначает много предметов? Оно в каком числе употребляется? Кто из вас догадался, чем будем заниматься во время путешествия? (изменять имена существительные по числам)

(А из коробки можно достать небольшие сувениры по усмотрению учителя)

- Какого числа бывают имена существительные? Сколько предметов обозначает существительное в единственном числе? А во множественном?

На доске открываю тему:

Тема урока: Изменение имен существительных по числам.

2) Игра “Наоборот ” (игра с мячиком).

- Я называю один предмет, а вы называете много предметов, и, наоборот, когда я называю много предметов, вы называете один предмет.

Школа - ….., вёдра - ….., сапог - ….., воробей - ….., поле - ….., шапка - ….., карандаши - ……., яблоко - …….. . (Дети отвечают по “цепочке”)

- Вы правильно изменили слова по числам, и мы двигаемся дальше.

- Давайте изменим число у имён существительных, которые нам раньше приготовил кот Баюн. (Море - моря, дуб - дубы,...)

- Запишем пары слов красиво в тетради.

Взаимопроверка в паре.

- Что заметили, когда изменяли число у имён существительных? (Изменялось окончание). Давайте выделим окончания.

Читают сведения в учебнике на стр. 20.

6. Первичное закрепление

Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения числа имени существительного.

1) Работа с орфоэпическим словарём учебника (стр. 21, упр. 31) устно.

2) Работа с предложениями (стр. 21, упр. 29).

Задача детей: составить предложения, употребив в них имена существительные в другом числе.

Работа с предложением : распространить одно предложение и подчеркнуть основу.

7. Физкультминутка "Цветы"

Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.

Наши нежные цветы распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши нежные цветы закрывают лепестки.
Дружно засыпают, головой качают.

8. Словарная работа.

- Откройте орфографический словарь учебника и повторите словарные слова.

Игра "Собери цветок"

- Кот Баюн предлагает игру. У волшебных цветов опали лепестки. Если вы правильно выполните задание , выбрав нужную букву, то цветы вновь "оживут".

Ученики берут лепестки - слова и прикрепляют их к букве А или О.

(В словах пропущена непроверяемая безударная гласная буква а или о)

- Молодцы! Вы не забыли, что нам надо добраться до Золотой рыбки. Надо ещё поработать.

Включение нового знания в систему знаний.

9. Самостоятельная работа в группах

Работа в группах: найти по грамматическим признакам подходящее имя существительное.

Текст на карточках:

В снежных шапках стоят (им. сущ., мн.ч., неодуш). Но зимний (им. сущ., ед.ч., неодушев.) живет. Стучат по стволу (им. сущ., мн.ч., одушев.). У куста трусливый (им. сущ., ед.ч., одушев.) грызёт кору. За елью скрылась хитрая (им. сущ., ед. ч., одушев.).

Слова для справок: пни, лисица, лес, дятлы, заяц.

10. Контроль и оценка

Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности

Коллективная самопроверка, зачитать по предложению.

11. Рефлексия

Цель: развивать рефлексивные умения, создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.

- Вот мы и дошли до Золотой рыбки.

На доске - рисунок рыбки.

- Послушайте, какое сообщение она приготовила для вас:

"Ребята, надо дружить с русским языком, учить правила, и если не лениться, то можно всему, всему научиться!"

- А теперь каждый из вас пусть закончит фразу:

Я знаю ………………………………………

Я умею ……………………………………….

У меня получается ……………….................

Я могу ………………………………………..

Мне ещё надо поучиться …………………….

Мне ещё трудно ………………………………

12. Итог урока. Самооценка детей по линеечке успеха

- Завершается наш урок, думаю, будет полезно и интересно обменятся мнениями об участии в уроке.

- Оцените свою работу на уроке по линеечке успеха.

13. Домашнее задание

Стр. 20 читать сведения, стр. 21 упр. 30.