Цели деятельности учителя: способствовать выявлению и формулированию переместительного свойства сложения, применению этого свойства в случаях, когда второе слагаемое больше первого; создать условия для составления столбика таблицы сложения с числом 5.
Планируемые результаты образования.
Предметные: умеют применять переместительное свойство сложения в случаях, когда второе слагаемое больше первого, составлять столбик таблицы сложения с числом 5.
Личностные: ориентируются на соблюдение моральных норм в совместной деятельности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: выполняют учебные действия в устной речи.
Познавательные: самостоятельно проводят сериацию объектов; под руководством учителя осуществляют действие подведения под понятие.
Коммуникативные: контролируют свои действия в ходе учебного процесса; учатся формулировать собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться “Доброе утро”,
Доброе утро, мои дорогие ребята!
Я очень рада, что мы с вами опять вместе!
II. Актуализация знаний и практических умений
Учитель: Сегодня на уроке математики при знакомстве с новой темой мы с вами отправимся в гости к сказке. К какой сказке? Угадайте сами.
Задание: Расположите числа в порядке возрастания: 1, 9, 2, 7, 4, 5, 8.
Цифры переворачиваем и читаем название сказки.
Ученики: Русская народная сказка “Колобок”.
Учитель: Верно. Столько опасностей подстерегает колобка: и заяц, и волк, и медведь, и хитрая лиса.
Вот катится колобок по дороге, а навстречу ему .. заяц.
Заяц и говорит: “Колобок, если ты не выполнишь мои задания, я тебя съем!”. Колобок просит вас, ребята, помочь. Итак, первое задание.
Рассмотрите запись на экране. Что можете сказать?
На экране:
1 2 3 4 6 7 8 9 …
1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
Ученик: Это числовые ряды.
Ученик: Я дополню. Это натуральные числовые ряды.
Вова: Рома, первый ряд не натуральный – там нет числа 5, а в натуральном ряду все числа идут по порядку.
Даша: А ещё мы говорили, что каждое число увеличивается на 1. А точки показывают, что этот ряд можно продолжать бесконечно.
Учитель: Замечательно. Продолжим работу.
Назовите число, которое больше 5 и меньше 7.
Дети: Шесть.
Учитель: Назовите число, которое обозначает число ног у паука.
Дети: Восемь.
Учитель: Что вы можете рассказать о числе 8?
Ученики: Натуральное однозначное число. Его соседи числа 7 и 9.
Учитель: Вспомним состав этих чисел: 7 и 9. Ученики показывают на пособии с кружками состав чисел, учитель фиксирует результаты на доске.
- Молодцы, ребята. Помогли колобку справиться с заданиями зайца, спасли колобка. Покатился колобок дальше. Кто встречает колобка?
Ученики: Да это же волк!
Учитель: От волка просто так не уйдешь. Будьте внимательны.
3) На доске выражения:
5+3 5+1
7-4 3+5
1+5 6-3
- На какие группы можно разделить эти выражения?
Ученики: Суммы и разности.
Учитель: Какие математические действия выполняются в суммах и разностях?
Ученики: В суммах - сложение, в разностях – вычитание
Учитель: Ученик у доски выполняет задание: делит выражения на две группы.
Ученики:
5+3
6-3
5+1
7-4
1+5
3+5
Учитель: Назовите компоненты суммы и
компоненты разности. Найдем значение сумм и
разностей.
Ученики: Компоненты сложения: 1 слагаемое, 2 слагаемое, значение суммы; компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, значение разности.
Учитель: Найдем значение сумм и разностей.
- первое слагаемое 5, второе слагаемое 3, найдите
значение суммы (8);
- уменьшаемое 7, вычитаемое 4, найдите значение
разности (3);
- второе слагаемое 5, первое слагаемое 3, найдите
значение суммы (8);
- первое слагаемое 5, второе слагаемое 1, найдите
значение суммы (6);
- к 1 прибавить 5, ответ (6);
- последнее выражение прочитайте самостоятельно
и найдите его значение (3).
- Чем похожи разности?
Ученики: Одинаковым значением разности (3).
Учитель: Молодцы, ребята! И покатился колобок по дороге- только волк его и видел! Динамическая пауза.
Мы считали и устали,
Мы тихонько дружно встали,
Ручками похлопали раз-два-три,
Ножками потопали раз-два-три,
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять считать начнём.
III. Усвоение новых знаний
Учитель: Катится колобок, а навстречу ему.
Ученики: Медведь.
Учитель: Поспорили медведь с колобком. Кто из них прав?
У колобка в корзине 4 яблока и 3 апельсина, а у медведя 3 груши и 4 яблока. У кого фруктов больше?
Колобок считает, что в его корзине фруктов больше, медведь с этим не согласен.
- Как разрешить их спор?
Ученики: Необходимо сосчитать количество фруктов в корзине у колобка и медведя.
Учитель: Отложите на пособии в верхнем ряду количество фруктов колобка, а в нижнем ряду - количество фруктов медведя. Что заметили?
Ученики: У колобка и медведя фруктов одинаковое количество.
Учитель: Каким математическим действием можно записать решение.
Ученики: Сложением. Колобок 4+3=7 (ф.)
Медведь: 3+4=7 (ф.)
Учитель: Внимательно посмотрите на равенства. Чем похожи, чем различаются?
Ученики: Сходство: в суммах одинаковые слагаемые. Значения сумм одинаковые. Различие: первое слагаемое в первом равенстве является вторым слагаемым во втором равенстве, второе слагаемое в первом равенстве является первым слагаемым во втором равенстве.
Вывод: если слагаемые поменять местами, то значение суммы не изменится.
Учитель: Как назовём такой закон сложения?
Ученик: Переместительный, так как слагаемые меняются местами.
Учитель: Скажите, пожалуйста, тему нашего урока.
Ученик: Переместительный закон сложения.
Учитель: Сформулируйте задачи урока.
Дети формулируют задачи урока.
IV. Проверка понимания обучающимися нового материала
Учитель: Проверим верность наших суждений. Работа с учебником: И. Аргинская с. 9, № 19.
- Сравните две суммы каждого столбика. Найдите значения сумм. Что вы заметили?
Ученики: В суммах действует переместительный закон сложения.
Учитель: Прочитаем этот закон в учебнике. Мы были правы? Расскажите переместительный закон сложения в паре друг другу.
- Вернемся к суммам, которые колобку предлагал волк. Нет ли среди них сумм, в которых действует переместительный закон сложения?
- Выпишем эти суммы в тетрадь. Постараемся доказать действие переместительного закона сложения в этих суммах.
5+3=8 3+5=8 5+3=3+5
Вторую пару сумм дети записывают самостоятельно, один ученик работает у доски. Помощь учителя оказывается обучающимся дифференцированно.
1+5=6 5+1=6 1+5=5+1
Учитель: Зачем в математике нужен переместительный закон? Будем ли мы его применять в ходе решения задач, выражений, на практике?
V. Закрепление нового материала
Учитель: Ребята, вы помогли колобку решить задания медведя. А вот навстречу колобку идет не спеша лиса, при беседе краса. Удастся ли колобку уйти от лисы, зависит только от вас. Будьте внимательны. Работа с учебником: И. Аргинская с. 10, № 20.
Выполняя задания, дети составляют таблицу сложения на 5.
Взаимопроверка. Вы спасли колобка от хитрой лисы.
Учитель: Ребята, вы помогли колобку справиться со всеми заданиями урока.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Что нового вы узнали на уроке математики?
И что вам хочется сказать на прощание? Как пополнились ваши знания сегодня?
Оля: Я математику люблю. Я познакомилась с переместительным законом сложения.
Вова: И я рад, что теперь знаю, что от перестановки слагаемых сумма не меняется.
Матвей: Я узнал, что удобнее к большему числу прибавлять меньшее.
Оля: Чтобы у нас всё получалось, мы должны работать дружно. И советуем героям сказки дружить.
Учитель: Оценивание работы детей. Благодарность за урок.