Лексические упражнения при изучении глагола

Разделы: Начальная школа, Логопедия, Коррекционная педагогика


Умение выражаться точно появляется у ребёнка с овладением синонимическим богатством языка, с приобретением навыка находить и правильно использовать в речи противопоставления, с обучением нормам сочетаемости, с умением свободно оперировать словообразовательными моделями. Неразвитость умения обращаться с лексическим материалом приводит к тавтологии, повторению даже в незначительном по объёму тексте одних и тех же слов и словосочетаний.

Учитель может организовать работу, нацеленную на лексическое обогащение речи младших школьников, их лексическое развитие используя упражнения из учебника “Русский язык” [3] (непосредственно на уроке). Лексическое развитие учащихся рассматривается на примере работы с глаголом, который как часть речи исключительно богат в лексическом отношении и, являясь в предложении сказуемым, содержит в себе основную мысль предложения и играет первостепенную роль в организации речевых конструкций.

В начальных классах группы глаголов, обозначающих движение, работу, речь и другие, используются для того, чтобы сформировать у детей правильное понятие о глаголе. Главное, чтобы дети поняли, что глаголы – это слова, обозначающие не только конкретное физическое действие (побежал, подпрыгнул), но и состояние (заснул, уснул). Использование глаголов разных смысловых(семантических) групп помогает учителю сформировать у школьников понятие о действии, лежащем в основе понятия “глагол”. Так например: найти в тексте “ Храбрый утёнок” [Прил.1]. (Тексты подбираются на усмотрение учителя) глаголы, обозначающие движение; найти глаголы, сходные по смыслу (подбегали – подходили); к глаголу вылетала в предложении Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза подобрать глагол, сходный по значению. Так учитель нацеливает внимание детей на синонимы. При работе с ними прежде всего выясняется сходство, близость значений. Необходимо выяснение оттенков значения, различий, для того чтобы дети понимали особенность каждого слова и могли правильно и уместно употреблять его. Без этого невозможно лексическое развитие. [1].Также можно проводить аналогичную работу на примере стихотворений, прочитав стихотворение С. Маршака “Пожар”, учитель даёт школьникам задание: найти в тексте глаголы; отметить глаголы, обозначающие движение; к некоторым из глаголов, обозначающих движение, подыскать слова, сходные по значению, например: сошла – спустилась, соскочил – спрыгнул, влез – поднялся, взобрался. Далее можно предложить детям сравнить два предложения: Мальчик сошёл с крыльца; Снег сошёл с полей. Какое значение имеет глагол сошёл в этих предложениях? (Значения разные. В первом предложении: сошёл по ступенькам, спустился на землю, а во втором – растаял снег, превратился в ручьи, исчез.)

Подбираются сходные по смыслу к глаголу гудит: шумит (ветер гудит, шумит), сигналит (машина гудит, сигналит). Учитель обращает внимание детей на то, что нельзя сказать машина шумит, когда она подаёт сигнал, или ветер сигналит, потому что, хотя слова шумит и сигналит и близкие по значению к глаголу гудит, употребляются они в сочетании с разными существительными.

Далее коллективно они могут составить словосочетания, то есть выяснить “лексическую сочетаемость” этих глаголов: соскочил со стула, соскочил на пол; выскочил в окно, выскочил из-за угла, выскочил из дома; вскочил с постели, вскочил чуть свет, вскочил в седло; отскочил в сторону, отскочил к стене, отскочил далеко; заскочил за забор, заскочил на минутку; подскочил от радости, подскочил на месте. Учитель может привлечь для работы не только сходные, но и противоположные по смыслу слова (антонимы).

Практически любой текст предоставляет большие возможности для организации работы над отдельным словом: выяснением значений, вариантами употребления, упражнениями словообразовательного характера. Эти упражнения формируют у школьников умение выделять общее значение в словах – в данном случае значение движения в глаголах.

Слово в контексте с окружающими словами связано определёнными отношениями. Возможность слов объединяться в контексте, их лексическая сочетаемость, определяется индивидуальным значением каждого слова. Конкретное же индивидуальное значение становится понятным благодаря окружению. Выяснению значения, его оттенков и призваны служить подобные упражнения, когда школьник, пытаясь проникнуть в семантику слова, анализирует окружающие его слова, их влияние на смысл рассматриваемой единицы. Тексты упражнений учебника надо предельно использовать в целях обогащения лексики. [4]. Учащиеся составляют ряды синонимов, находят слова с общим для всего ряда значением, но самое важное – они рассматривают роль того или иного глагола в тексте, возможности его употребления. Так, например, выполняя упражнение, учащиеся подбирают синонимы к имеющимся глаголам: показались – появились, вскочили – встали; находят антонимы: показались – исчезли, вскочили – сели и так далее. Кроме того, используя корень анализируемых глаголов, школьники могут выполнить работу словообразовательного характера – образовать с помощью приставок новые слова: схватили – выхватили, захватили, ухватили, подхватили и другие. [2].

Как известно, многим словам свойственна многозначность, однако в речи слово обычно понимается однозначно, поскольку лексическое окружение обусловливает проявление определённого, единственного для данного контекста значения. Упражнения с многозначными словами нужны. Они развивают мышление: дети ищут сходство и различие в значениях, определяют варианты употребления глаголов. Работа с отдельными глаголами, анализ их на уровне словосочетаний и предложений не занимает много времени, поэтому подобные упражнения должны стать регулярными, привычными для ученика, и тогда, читая текст упражнения, он уже сам будет обращать внимание на значение слова. Вот, например, рассмотрим различные глаголы в предложениях:

Выпал летом из скворечника скворчонок.

Учитель. Замените глагол выпал другим, сходным по смыслу. Ученик. Вывалился. Учитель. Подчеркните приставку вы -. Назовите ещё несколько глаголов движения с этой же приставкой. Ученик. Выбежал, выскочил, выпрыгнул, вышел, вылез. Учитель. Составьте словосочетания по образцу: выпал из скворечника. Ученик. Вывалился из гнезда, выбежал из дома, вышел из класса. Выскочил из кустов, выпрыгнул из воды. Учитель. На что указывает приставка вы-? Ученик. Приставка вы- показывает, что движение предмета идёт откуда- то изнутри: из гнёзда, из дома

Учителю, поставившему перед собой задачу лексического обогащения речи своих детей, учебник “Русский язык” [3] предоставляет широкие   возможности, надо лишь внимательно относиться к имеющемуся материалу. Польза от такой работы очевидна. Дети рассматривают варианты присоединения различных приставок, в том числе противоположных по смыслу. Они сталкиваются с таким явлением, как гибкость, пластичность глагольного корня, способного служить основой для образования самых различных слов (и не только глаголов). Выполняя эти упражнения, ученики прибегают к сравнению, сопоставлению – анализу, как языковых явлений, так и явлений действительности. Таким образом, создаются условия для развития мыслительных способностей школьников.

Проведение в начальных классах работы над глагольным словарём, переплетающейся с упражнениями в лексической сочетаемости, проводимой в системе, в тесной связи с изучением грамматического материала и чтением, как первая ступенька, как основа формирования у младших школьников умения самостоятельно пользоваться богатством русского глагольного слова.

“Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навык распоряжаться им свободно в изустной или письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”, - подчёркивал К.Д. Ушинский. Прошло много времени с тех пор, как были написаны эти строчки, а актуальность их не пропадает: через изучение русского языка – к познанию всех наук.

Приложение 1

Храбрый утёнок

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.

Как только утята подбегали к тарелке, вдруг прилетала большая стрекоза и начинала кружить над ними. Она очень страшно стрекотала. И перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.  

А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять.

Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: - Должно быть, наши утята заболели. Что-то они ничего не едят. Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.

Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, утёнок Алёша. Утята рассказали ему про стрекозу. Он стал смеяться.

 — Ну и храбрецы! - сказал он. - Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра!..

— Ты хвастаешь, - сказали утята. - Завтра ты первый испугаешься и побежишь.

На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с едой и ушла.

— Ну, смотрите, - сказал смелый Алёша, - сейчас я буду драться с вашей стрекозой.

Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку. Утята хотели убежать, но Алёша не испугался.

Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схвати её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.

С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.

Житков Б.С.

Список литературы

1. Есенина С.А. Как научить вашего ребёнка писать сочинения. 4 класс/ Пособие для начальных классов. - М.: Грамотей, 2004.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов.- М.:Просвещение, 1991.

3. Житков Б.С. Храбрый утенок. – Минск: Сказ, 2009.

4. Рамзаева Т. Г. Русский язык. 2 класс. – М.: Дрофа, 2009.

5. Тикунова Л. И., Корепанова М. Н. Русский язык.4 класс: Теория в таблицах: Практика в заданиях и упражнениях/ Дидактические материалы. – М.: Роскнига, 2006.

6. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Диктанты по русскому языку: 1-4 классы .- М.: АСТ: Астрель, 2014.