Программа детского экологического театра «Земляне»

Разделы: Начальная школа


Всем кто работает с детьми, важно не только донести знания, но ещё важнее научить детей различать добро и зло в этом мире. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве основных целей выделяется достижение не только предметных результатов, но и личностных и метапредметных.

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, чаще проявляют равнодушие и чёрствость. А цель современного образования - развитие личности.

Каждый ребёнок - неповторимая индивидуальность, как в психологическом, так и в нейропсихологическом смысле. Условно мы можем разделить детей на три группы по способу восприятия информации-: зрители, слушатели, деятели. Существует множество методик для распознавания ведущей модальности восприятия. В практическом пособии Н.И. Хромова такое деление проводится по жестам и движению глаз ребёнка в процессе обучения.

Зритель - визуал познаёт мир визуально, любит рассматривать картинки, лепит, вырезает. Его увлечения основаны на взаимодействии глаз и рук.

Слушатель - аудиал получает информацию об окружающем мире , воспринимая голоса и звуки. Такой ребёнок любит петь, рассказывать стихи.

Деятель – кинестет познаёт мир тактильным способом. Он предпочитает активные игры, прыжки, лазанье.

Если дети такие разные, как их обучать успешно одному учителю? Для развития визуала необходимо внедрять искусство в другие предметы обучения, использовать пантомиму. Как развиваться аудиалу? Использовать музыку при изучении других дисциплин, представлять картины под музыку. Как поддержать кинестета в процессе обучения? Использовать танцы, драму, ролевые игры.

Задача учителя – развивать все каналы восприятия, а сделать это посредством театра возможно. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театральная деятельность. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

Л. С Выготский говорил, что драматизация “ основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями”. С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным эмоциональным способом передачи знаний, опыта в человеческом обществе.

Люди приходят в театр, чтобы заглянуть в себя, чтобы вместе с остальными поразмышлять о природе человеческого опыта. Театр заставляет нас думать, разжигает любопытство, заставляет нас вспомнить, кто мы и что мы, задуматься о цели смысле бытия.

Я работаю по системе Л.В. Занкова три года. В этом УМК, начиная с первых уроков обучения грамоте, предлагаются задания на инсценировку и драматизацию. В учебниках Н.В. Нечаевой русского языка такие задания - система. Мы перенесли инсценировку и на уроки математики, и в окружающий мир. Для инсценировки на уроках и во внеурочное время мы использовали десять элементов игры. Во-первых, это пять основных вопросов: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Во- вторых, это пять органов чувств: Зрение. Слух. Обоняние. Вкус. Осязание. Основной принцип данного подхода заключается в следующем: диалог, сказка - это прежде всего история. Она может быть простой или сложной. Но она может быть страшной, забавной или трогательной. И как всякая хорошая история, она должна иметь завязку, кульминацию и развязку. Именно здесь и нужны эти пять вопросов:

- Кто они (герои истории?)

- Что они делают?

- Где они находятся?

- Когда происходит действие?

- Почему они это делают?

Затем определяем вымышленные детали истории. Это позволяет стимулировать сенсорные реакции актёров. Всё что человек думает, знает, говорит или делает, является до некоторой степени результатом того, что он видел, слышал, обонял, пробовал, осязал. Наше поведение есть результат реакции на эти пять сенсорных раздражителей, неважно, происходило ли это в прошлом или происходит в настоящий момент. Все эти элементы позволяют сделать историю очень ясной и помочь зрителям увидеть различные черты персонажей. Дети должны воссоздать в своём воображении сенсорные раздражители, на которые они реагируют физически или эмоционально, находясь на сцене. Так мы учимся основам актёрского мастерства. Итак, что бы дети смогли сыграть своих персонажей, им необходимо:

  1. Чётко уяснить факты, характеризующие каждую сцену истории – это помогает сделать ответы на пять основных вопросов.
  2. Дополнить факты соответствующими ощущениями – это пять органов чувств.
  3. Сделать эти элементы “реальными” для себя в своём воображении.
  4. Действовать соответственно данной ситуации и характера представляемого персонажа.

Дети участвуют в театре жизни - в представлении, в котором встречаются самые разные приключения и дилеммы, открытые пути и препятствия. Когда “дети на сцене”, сама жизнь разворачивается перед их глазами. В одно мгновение они оказываются способными думать о других, ставить себя на их место, думать о том, как бы они поступили в подобной ситуации. Как ещё научить сочувствию и сопереживанию. После таких занятий, для детей становятся понятны слова: “Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.

Увлечение инсценировкой на уроках в нашем классе переросло в создание экологического театра “Земляне”. С первого класса мы участвовали в школьных фестивалях экологических театров. Во втором классе наш коллектив пригласили на областной фестиваль, где мы победили в номинации “Дебют”. В третьем классе на городском фестивале завоевали гран-при и подали заявку на участие в региональном конкурсе экологических театров. Очень волновались, на фестиваль приехали дети не только из Саратова и Саратовской области, но и из Волгограда и Казани, всего около 30 коллективов. И когда мы узнали, что заняли 1 место, не сразу поверили, были очень рады. Были ребята, которым дали грамоты за актёрское мастерство и творческую фантазию.

Программа детского экологического театра “Земляне”

Программа рассчитана на детей 10-11 лет

Срок реализации 1 год

Пояснительная записка

Для развития ребёнка необходимо познание окружающего мира и самого себя, при этом необходимо бережное отношение к миру чувств и потребностей ребёнка со стороны взрослого. Программа экологического театра “Земляне” направлена на развитие эмоционально- личностной сферы детей и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и и взрослыми в окружающем социуме. Развивать эмоциональную сферу ребёнка возможно через театрализованную деятельность. Театр всегда служил самым наглядным и способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Занятия сценическим искусством вводят детей в мир прекрасного, развивает сферу чувств, развивает способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожится вместе с ним. Экологические проблемы, которые дети пытаются осознать, приводят к пониманию того, что в мире всё взаимосвязано. Экология и театр также связаны одной сверхзадачей воспитания – формирование думающего, чувствующего, любящего и активного человека, который не сможет навредить ни себе, ни планете, на которой живёт.

Цель программы: средствами театрального искусства гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром.

Задачи:

  • расширение экологических представлений младших школьников;
  • обеспечение разнообразной практической деятельностью учащихся по изучению и охране окружающей среды;
  • развитие эстетических способностей;
  • развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
  • овладение навыками общения и коллективного творчества.

Форма и режим занятий

Форма занятий: индивидуальная и групповая. Такая форма занятий дает возможность использовать индивидуальный и дифференцированный подход, развивать навыки сотрудничества при работе в группе и умение работать в коллективе. Занятия проходят 1 раз в неделю по 45 минут.

Методические приёмы:

  • групповая дискуссия;
  • беседа;
  • ролевая игра;
  • импровизация;
  • техники и приёмы саморегуляции;
  • методы направленного воображения;
  • дыхательные и двигательные упражнения;
  • методы самовыражения( в рисунке, в создании образа) :

Организация занятий:

  • групповая форма работы со всеми членами кружка;
  • индивидуально-групповая форма на отдельных этапах работы над спектаклем;
  • работа по группам – декораторов, костюмеров, музыкантов.

Формы подведения итогов

 Подведением итогов реализации программы является просветительская деятельность через театрализованные представления перед учащимися школы, их родителями, а также участие в экологических конкурсах, конференциях и фестивалях детских экологических театров.

Содержание программы экологического театра “Земляне”

Программа состоит из шести разделов, работа над которыми продолжается в течение 1 года.

“Природа - наш дом”

Цели: содействовать осознанию детьми ценности всего живого и возможности воздействия человека на него, о взаимосвязи всего в природе, об ответственности человека за свою планету.

Почему мы так часто слышим слово “экология”?

Всё ли в доме нашем ладно?

Порядок и уют.

Разговор о питании.

Открываю мир. Глобальные экологические проблемы.

“Театральная игра”

Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. Учиться снимать зажатость и скованность, а так же согласовывать свои действия с другими детьми. Развивать воображение и веру в сценический вымысел. Воспитывать инициативность и выдержку. Учить детей самостоятельно сочинять этюды.

Общеразвивающие игры.

Упражнения и этюды.

Игры на превращение.

Игры с воображаемыми предметами.

Пять основополагающих вопросов.

“Сценические движения”

Цели: развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики. Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность. Развивать умение действовать на сценической площадке уверенно, передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.

Жесты и мимика - средства выразительности.

Игры на развитие двигательных способностей.

Пластические импровизации.

Пять органов чувств.

“Речь”

Цели: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, развивать дикцию. Подбирать рифмы к заданным словам. Учить строить диалог. Находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Учить самостоятельно проделывать артикуляционную гимнастику.

Упражнения на речевое дыхание.

Артикуляционная гимнастика.

Игры на свободу звучания голоса.

Упражнения на опору дыхания.

Упражнения на расширение диапазона голоса

Творческие игры со словом. Скороговорки.

“Основы театральной культуры”

Цели: познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусств, отметить коллективность творчества. Познакомить детей с устройством театрального здания, познакомить с атрибутами театрального представления.

Основы театрального искусства.

Театр снаружи и внутри.

Культура поведения в театре.

“Подготовка спектакля”

Цели: обогащать жизненный опыт детей, расширять творческие возможности. Побуждать в детях умение сострадать, понять другого человека. Вызывать чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.

Изучение сценария “Как муха царя спасла” с помощью ответов на пять вопросов “Кто? Что? Где? Когда? Почему? Изучение сценария, используя пять органов чувств. Подбор музыки к спектаклю. Оформление сцены. Декорации. Премьера.

Ожидаемые результаты

 К концу года занятий обучающийся

Знает:

1. Что такое театр.
2. Чем отличается театр от других видов искусств.
3. С чего зародился театр.
4. Какие виды театров существуют.
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли).

Имеет понятия:

1. Об элементарных технических средствах сцены.
2. Об оформлении сцены.
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

Умеет:

1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.
2. Образно мыслить.
3. Концентрировать внимание.
4. Ощущать себя в сценическом пространстве.
5. Управлять своим голосом и телом.
6. Ориентироваться в пространстве, на сцене.
7. Создавать пластические импровизации.
8. Находить взаимосвязи в окружающем мире, понимать причины экологических проблем.

Приобретает навыки:

1. Общения с партнером (одноклассниками).
2. Элементарного актёрского мастерства.
3. Образного восприятия окружающего мира.
4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.
5. Коллективного творчества.
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, способность бережного отношения к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Реализация программы

Эффективность и результаты:

  • 21.04.10. коллектив занял 1 место на I общешкольном фестивале экологических театров, посвящённом Международному Дню Земли;
  • 12.04.11. коллектив занял 1 место на II общешкольном фестивале детских экологических театров;
  • 29.04.11. коллектив участвовал в IV Областном фестивале детских экологических театров под девизом: “ Через искусство к Зелёной Планете”, в рамках Общероссийских “Дней защиты от экологической опасности” и победил в номинации “Дебют”
  • 06.04.12. театральный коллектив “Земляне” завоевал “ГРАН-ПРИ” на XVII городском фестивале экологических театров малых форм и агитбригад;
  • 26.04.12. коллектив “Земляне” занял 1 место в Межрегиональном фестивале экологических театров под девизом “Через искусство к Зелёной планете”, в рамках Общероссийских “Дней защиты от экологической опасности”

В приложении 1 – учебно-тематическое планирование программы.

В приложении 2 – методические условия реализации программы.

Список литературы

1. Э.Г. Чурилова. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М : Владос, 2004. -160 с.

2. Петерсон Л. Коннор Д. Дети на сцене. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2007. -320 с.

3. А.А. Горлов. Жить в согласии с природой. – М., 2003.

4. “Сценарии, конкурсы, викторины” - М.А.Давыдова, И.А.Агапова.

5. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. “Театрализованные игры в школе”/ журнал “Воспитание школьников”. Выпуск 12 – Москва, “Школьная пресса”, 2000.

6. Стрельцова Л.Е. “Литература и фантазия”. – М.: АРКТИ, 2005.

7. Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки. “Рождество” - пьеса для школьного театра/ Журнал “Начальная школа”.   N 11/1997.

8. Шмаков С.А. “От игры к самовоспитанию”. – М.: Новая школа, 2006.

9. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа, 2003.

10. Побединская Л.А. “Жили-были сказки”. - М.: Сфера, 2001.