Уважаемые коллеги, мы предлагаем вам разработанную нами модель организации воспитательно-образовательного пространства нашего образовательного учреждения. (Приложение 1)
Всю модель можно условно разделить на три составляющие части: 1-я часть – образ человека (внедрение ФГОС); 2-я часть – солнце (выпускник); 3-я часть - море (приоритеты образования).
Главная составляющая нашей модели – образ человека. Почему именно этот образ? Общеизвестно, что Федеральный государственный стандарт направлен на развитие и воспитание обучающихся, а реализовывают его люди, специалисты: педагоги, воспитатели.
Вторая составляющая нашей модели – солнце. В качестве солнца мы подразумеваем ученика, выпускника начальной школы, который:
- любит свой народ, свой край и свою Родину;
- уважает и принимает ценности семьи и общества;
- проявляет любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
- владеет основами умения учиться, проявляет способность к организации собственной деятельности;
- действует самостоятельно и отвечает за свои поступки перед семьёй и обществом;
- умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Третья составляющая нашей модели – необъятное морское пространство. Почему? Мы осваиваем новое, плывём по необъятным просторам “Стратегии образования 2020”, президентской инициативы “Наша новая школа”, “Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года”.
А теперь более подробно о каждой части образа человечка.
Нижняя часть модели.
Прежде всего, мы должны быть уверены в своих действиях, в правильности выбранного пути, а это значит - устойчиво стоять на поверхности. Считаем, что устойчивую поверхность представляет материально-техническая база образовательного учреждения. Для малокомплектных школ это важная составляющая внедрения ФГОС.
Например: объединенный класс (1 и 4), в 4 классе обучается один ученик, а в другом, в 1 классе – 4 человека, то разные формы работы мы можем применить только в одном первом классе, а в четвёртом будет лишь индивидуальное обучение. Вот в этот момент придут на помощь информационные технологии.
Материально-техническую базу мы разбили на 4 части:
- обеспеченность ЦОР;
- обеспечение мобильными классами (100 %);
- обеспечение выхода в интернет;
- обеспечение учебно-методическими комплектами (100 %).
Одной материально-технической базы для реализации ФГОС мало, необходимо систематическое и своевременное повышение профессиональной компетентности педагогов. Что в свою очередь позволит педагогам в совершенстве овладеть современными технологиями, реализуемыми в рамках ФГОС. В нашем образовательном учреждении применяются следующие интерактивные технологии:
- развития критического мышления;
- обучение в сотрудничестве;
- информационно-коммуникационные технологии;
- система инновационной оценки “портфолио”;
- исследовательские и проектные методы.
Для повышения своего профессионального уровня педагоги систематически проходят очное и дистанционное обучение на семинарах и курсах повышения квалификации.
Мы считаем, одним из важных показателей деятельности образовательного учреждения и то, что наши педагоги соблюдают традиции школы. Приоритеты в нашей работе - это творческое взаимодействие со всеми субъектами образовательного учреждения: обучающимися, их родителями (или лицами, их заменяющими) и коллегами.
Обращаемся к верхней части модели:
Голова представляет цель нашей деятельности (развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД, познания и освоения мира).
А туловище – особенности образовательной программы. Мы отводим ей центральное место, так как она является важнейшим компонентом ФГОС. Это единственный нормативный документ в данное время, который определяющий содержание образования, подвергающийся внешнему и внутреннему контролю, оценке и мониторингу, а также являющийся предметом экспертизы, лицензирования и аккредитации.
Отличительные особенности образовательной программы состоят в том, что каждая подпрограмма представлена в виде модели:
- модель урочной деятельности;
- модель внеурочной деятельности;
- модель “Школа для семьи”;
- модель системы оценки.
По мнению ведущего научного сотрудника лаборатории методологии и новых образовательных технологий Красноярского краевого института повышения квалификации, кандидата педагогических наук, доцента Владимира Борисовича Лебединцева, “разработка и внедрение организационно-педагогических моделей учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих достижение планируемых результатов образования в соответствии с ФГОС является решением проблем малокомплектных школ при реализации ФГОС”.
Правая рука обозначает компоненты социализации человека:
- духовно-нравственные ценности;
- программа формирования УУД;
- программа ЗОЖ.
Левая рука – социальное окружение:
- муниципальное казённое учреждение “Центр культуры и библиотечного обслуживания” – организация совместных мероприятий;
- муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад общеразвивающего вида “Теремок”;
- участковая больница.
Зачастую в работе встречаются трудности, но при желании и усердии все можно разрешить.
Проблема малокомплектных школ состоит в том, что мы живём в малонаселенных селах, в которых практически отсутствует культурная среда, а основным социокультурным центром является образовательное учреждение. Поэтому считаем, что
главными, основополагающими идеями развития малокомплектной школы, которыми должен руководствоваться учитель при организации образовательного процесса, являются:
- сотворчество педагогов, обучающихся и их родителей, основанием которого должно стать коллективное целеполагание, планирование, совместное обсуждение и решение проблем, возникающих в условиях реализации ФГОС НОО;
- взаимодействие детей разного возраста, выполняющее множество социально-педагогических функций и предусматривающее эффективную организацию совместной деятельности и общение обучающихся разных классов на учебных занятиях и во внеурочной деятельности;
- расширение связей с социумом в целях использования его ресурсов;
- педагогизация социального окружения малокомплектной школы, означающая использование воспитательного потенциала села, природы, культурного наследия.
Данные идеи развития малокомплектной школы нашли отражение в содержании и методике обучения младших школьников в МКОУ “Малоатлымская СОШ”.
В результате внедрения организационно-педагогической модели выявлена эффективность взаимодействия субъектов и объектов воспитательно-образовательного процесса. Для обучающихся эффективность выразилась в повышении уровня учебной мотивации к изучению предметов, в выработке навыков интеллектуального и физического труда, на завершающем этапе - в сформированности УУД. Для учителя - в повышении своей профессиональной компетенции. Тесное взаимодействие ученика и учителя в урочной и внеурочной деятельности предоставляет более реальную и детальную возможность планировать, диагностировать, корректировать образовательный и личностный рост обучающихся.
Приложение 1