“Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
В. А. Сухомлинский
Школа стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Проводимая модернизация российского образования предполагает достижение нового качества образования, которое заключается в новых возможностях выпускников школы – они должны быть способны решать проблемы, которые не решали предыдущие поколения выпускников.
Проведенные международные сравнительные исследования результатов образования разных стран показали, что в современном информационном обществе обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко недостаточным результатом образования.
В наш век телевидение, радио, Интернет и т. д. – это более насыщенный сверхмассовый источник информации, чем школа. У ребенка миллион вопросов, проблем, и найти ответы на них он может и вне школы. Что же ему делать, в таком случае, в школе?
Главной целью современного образования вместо передачи суммы знаний ставится развитие личности учащихся, формирование их способностей и компетенций. Человек должен уметь ориентироваться в быстро меняющихся потоках информации: уметь фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать ее достоверность. Сегодня на уроке в школе важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие.
Для современного учителя, становится актуальной проблема поиска ответа на вопрос: “Как учить по-новому?”. Измененное и обновленное содержание требует новых методов преподавания. Возникает потребность в расширении методического потенциала, и в активных формах обучения. К таким активным формам обучения, относятся игровые технологии.
Использование интеллектуальных игр на уроках способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников.
Отсюда следует, что использование интеллектуальных игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса.
Положительные моменты игры.
1. Перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.
2. Выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает ребенок в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.
3. Порядок: система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.
4. Создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.
5. Увлеченность: игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
6. Возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
7. Элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
8. Понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только “сыгранный” коллектив добьется успеха и совершенства в игре.
9. Компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир - антипод. Игра дает романтизм.
10. Возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это одежда, различные карточки, название, девиз и прочее.
11. Развитие воображения, оно необходимо для создания новых ситуаций, правил игры.
12. Интерес к литературе.
13. Возможность развить свой ум.
14. Развитие остроумия.
15. Развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.
16. Радость общения с единомышленниками.
17. Умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях.
Проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Методика организации интеллектуальной игры на уроках по закреплению изученного материала
Основные интеллектуальные игры, которые я использую в своей практике: “Брейн-ринг”, “Что? Где? Когда?”, “Умники и умницы”, “Своя игра”.
Цель создания и использования интеллектуальных игр:
- расширяют кругозор ребенка;
- закрепляют знания;
- развивают находчивость, смекалку;
- пробуждают интерес к различным областям науки, техники, искусства;
Задачи интеллектуальных игр:
- развитие творческих способностей детей;
- развитие любознательности и познавательного интереса;
- развитие художественно-эстетического вкуса;
- развитие умения применять на практике полученные знания;
- воспитание чувства коллективизма, атмосферы сотрудничества в процессе совместной деятельности;
- развитие коммуникационных способностей;
- формирование навыков исследовательской и проектной деятельности
Сфера применения интеллектуальных игр:
- урок-обобщение (повторение);
- предметные недели;
- внеклассное мероприятие;
- тематический классный час;
- занятие дополнительного образования;
- тематический вечер;
Принципы
- Должны быть условия игры, которые озвучиваются перед началом игры или выполнением задания, например;
- ответы не выкрикивать;
- поднять руку;
- не перебивать говорящего;
- принимается только один правильный или неправильный ответ;
- во избежание суматохи, правильные ответы можно записывать на предварительно приготовленных листочках, карточках;
- Задания должны соответствовать возрасту учащихся;
- В играх должны быть задания, как лёгкие, так и сложные, чтобы побудить детей к поиску ответов;
- Справедливость при принятии ответов, в процессе игры;
- Обязательно подводить краткий анализ игры;
- Поздравить победителей и подбодрить проигравших;
- Систематически проводить игры;
Создание и выбор игры
На этом этапе происходит отбор содержания материала для игр на основе изучения: программы, тематического плана, учебника, методической литературы. Кроме подбора материала по предметам, для создания интеллектуальной игры необходимы знания по построению презентаций и создание кнопок, гиперссылок.
Создание презентаций-игр в программе Microsoft Office Power Point
1. Создаётся игровое поле
2. Подбираются рубрики и вопросы разной степени сложности
3. Записываются вопросы и ответы на отдельных слайдах, соединяются кнопками или гипертекстовыми ссылками.
4. Для возврата на игровое поле создаётся кнопка “Игровое поле”.
5. Цифры на игровом поле – это полученные баллы за правильный ответ.
6. Необходимо составлять вопросы корректно, четко, недвусмысленно.
7. Очень важно, чтобы игра не затянулась, составлять оптимальное количество вопросов.
Подготовка и проведение интеллектуальной игры требует большого мастерства от учителя.
Таким образом, можно уже сформулировать первые три пункта организационного алгоритма, единого для всех интеллектуальных игр. Выглядеть они могут так:
- Разработка вопросов игры.
- Разработка правил игры.
- Разработка игрового сюжета.
Эти пункты не помечены цифрами, так как реализовать их можно в любой последовательности: можно сначала придумать вопросы, а потом заняться всем остальным, но можно начать подготовку и с определения правил.
Разработка правил игры.
В каждой интеллектуальной игре есть свои правила, и даже можно сказать, что они отличаются этим друг от друга. Но хотя правила разные, при внимательном их рассмотрении можно обнаружить некую закономерность. Она заключается в том, что все правила, по сути, являются ответами на одни и те же вопросы организационного порядка. Всего этих вопросов или организационных проблем десять.
- Кто принимает участие в игре: команды или индивидуальные участники?
- Если играют команды, из скольких человек они состоят?
- Сколько всего команд (индивидуальных участников) одновременно принимают участие в игре?
- Кто задает вопросы: ведущий или участники друг другу?
- Как задаются вопросы: одновременно всем участникам, последовательно или, но принципу жребия (могут быть и другие варианты)?
- Сколько времени дается на подготовку ответа?
- Как участники должны демонстрировать готовность к ответу?
- Кто оценивает правильность ответа?
- Каким образом начисляются очки (баллы) за ответ?
- До каких пор продолжается игра: пока не закончатся вопросы, пока не истечет время, пока не наберется определенная сумма баллов?
Если при разработке правил, упустить хотя бы один орг. вопрос, не определиться с ответом на них, то правила игры окажутся неполными, а это может привести к недоразумениям или даже к конфликтам.
Другими этапами организации интеллектуальной игры будут:
- создание и подготовка команд;
- оформление места проведения игры;
- подготовка необходимого реквизита;
- техническое обеспечение игры;
- приглашение болельщиков;
- приобретение призов для участников;
- выбор жюри;
Этапы проведения
1. Подготовка к проведению
Педагог излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков, подготовить оборудование, сделать необходимые записи, примерном типе решений в ходе игры.
2. Проведение игры
Учитель организует проведение самой игры, фиксирует следствия игровых действий (следит за подсчетом очков, характером принимаемых решений), разъясняет непонятные и спорные моменты и т. д.
3. Обсуждение игры
Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается описательный обзор-характеристика событий игры и их восприятия участниками, возникавших по ходу трудностей, идей, которые приходили в голову, и т. д., побуждает детей к анализу проведенной игры.
Особенности проведения
Для того чтобы интеллектуальная игра прошла удачно, необходимо помнить некоторые особенности ее проведения:
1. Игра должна приносить удовольствие. Каждый успех учащегося — это его достижение. Радуйтесь этому, это вдохновляет участников на новые победы.
2. Нельзя заставлять играть, лучше — заинтересовать.
Для учителя, который хочет организовать игру на уроке, самой важной целью должна быть радость ребенка. И если он не увидит желания играть в глазах учеников, то ему лучше временно отказаться от этого метода обучения, потому что игра по принуждению не только не принесет никакого результата, но и будет иметь отрицательные последствия.
3. Не обижайте ребенка в игре.
4. Интеллектуальные игры требуют от учащихся интеллектуального напряжения. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать все самому, и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь с все более и более трудными заданиями, ребенок развивает такие свои мыслительные операции, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и др.
5. Перед тем, как предложить учащимся интеллектуальные задания, обязательно попробуйте выполнить их сами. Педагог должен знать ответы на все вопросы и задания игры.
6. Целесообразно составлять интеллектуальные игры таким образом, чтобы начальные задания были более простыми, т. к. успех в начале игры — обязательное условие.
7. Устраивайте соревнования на скорость решения задач и с взрослыми. Не бойтесь, что ваш авторитет при этом пострадает.
8. Обязательным является соблюдение учащимися правил, которые педагог оглашает в начале игры. Условия проведения и правила игры должны быть четкими и понятными.
9. Характер деятельности всех учащихся должен быть продуман до мелочей.
10. Игра не должна быть скучной и надоедливой.
11. Она должна соответствовать возрастным особенностям и уровню интеллектуального развития учащихся.
12. В конце игры должен быть подведен итог.
Очень часто в своей практике использую интеллектуальную игру “Своя игра”. С нее начинается знакомство первоклассников с методикой ее проведения.
Предварительную работу провожу с сентября 1 класса. Учу детей работать в группе. Так как одним из важнейших компонентов в понимании игры является представление о групповой работе. Групповая работа – это, прежде всего игра (игра в обучение, игра в организацию, игра в мышление). Кто не играет – тот остается за бортом группы, даже если и сидит вместе со всеми в кружке. В любой игре есть правила. Любой, кто думает, что игра на учебном занятии – всего лишь особая форма развлечения и соблюдать правила не так уж и важно, например, что можно не самоопределяться, не уточнять цель, не стараться понять точку зрения других, не аргументировать свою точку зрения, не рефлексировать и т.д. – проигрывает.
При организации интеллектуальной игры возникает ряд проблем. Одна из них – как разделить класс на группы? Результаты исследования по данной проблеме ученым Лийметс Х.Й показали, что целесообразно объединять в группы учащихся с разной успеваемостью и уровнем развития. Это способствует общению между членами группы. Сильные ученики чувствуют ответственность за более слабых, так как ответ должен дать каждый из участников. Результат выполняемой работы зависит не только от усилий каждого ученика, но степени согласованности действий между учащимися всей группы.
Работа участников игры
Каждый участник группы должен работать в условиях эффективного сотрудничества. Для этого, как минимум, следует усвоить нормы сотрудничества (это кропотливая работа, которая проводится в системе, начиная с первого класса).
Среди них можно выделить следующие умения:
- доказывать выдвинутое положение;
- убеждать, (при необходимости) опровергать мнение;
- противостоять уловкам противника;
- делать необходимые выводы;
- регулировать свое поведение сообразно требованиям морали.
“Истина рождается в споре” - так гласит народная мудрость. Спор способствует познанию, развитию мышления, внимания, памяти, формированию культуры речевого развития.
Как показывает практика, большинство учащихся во время спора ведут себя не корректно (ссорятся, кричат друг на друга, обзываются, отвлекают внимание от предмета спора и т.д.), что вызывает негативную эмоциональную реакцию. Во время спора работы в группе некоторые дети торопятся быстрее закончить спор (испытывают затруднение в подборе весомых аргументов или хотят одержать победу в споре, надеясь на первенство во времени, а не на поиск истины); многие школьники не умеют выслушать товарища спокойно, не перебивая, хотя это главное условие спора, не умеют логически правильно сформулировать ответ. Приведенные примеры показывают о недостаточном уровне развития культуры спора.
Поэтому в начале игры необходимо вспомнить “Свод хороших правил”:
- каждый имеет право выбора места, партнера, задания;
- каждый имеет право высказаться;
- уметь понятно выражать свою мысль (сначала про себя, потом вслух) – это дисциплинирует мысль;
- уметь слушать: не перебивать говорящего;
- обязательно надо заявить о желании высказаться (правило поднятой руки);
- помнить, что любая точка зрения имеет место быть;
- обязательно доказывать свою точку зрения;
- согласовать мнения и принять единую точку зрения, в случае невозможности этого, иметь право на индивидуальность вкуса;
- не отвергать, а обдумывать услышанное;
- при оценивании другого обязательно оценивать себя;
- соблюдать этикет общения (доброжелательность, пауза в случае несогласия, умение сдерживать себя, благодарить за высказанную точку зрения, даже за критику и т.д.);
- понимать то, что каждый имеет право на ошибку;
- уметь видеть состояние партнера.
Эти нормы сотрудничества, должны использоваться в ходе всей игры.
Следует учитывать следующий фактор, во время обсуждения вопроса, неизбежен шум, и даже если участники говорят шепотом, тишины в классе не будет. Это рабочий шум и относиться к этому надо терпимее.
Считаю, что в начальной школе должна быть предусмотрена система работы, направленная на формирование умения спорить. В этом мне помогают интеллектуальные игры.
Обязательные атрибуты игры: оформление, соответствующая перестановка мебели. Игра с перестановкой парт проводится, конечно, не часто. Зато это привносит в класс ощущение новизны, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
Для проведения игры можно сдвинуть по две парты уголком: получатся группы по 4 человека. Можно сдвинуть по две парты вплотную, чтобы получились квадратные столы, а детей посадить по периметру. Тогда за такие столы можно посадить по 6 человек. Создавать группы больше 6 человек нецелесообразно.
Техническое обеспечение
С появлением в наше время мультимедийных проекторов игры провожу с компьютерным сопровождением. Достоинства: б?льшая наглядность, возможность зрителям самим пытаться ответить на вопросы, задействованы различные органы чувств, что улучшает восприятие информации.
Выбор жюри.
В жюри можно пригласить администрацию школы, родителей, учителей. Их обеспечивают песочными часами, гонгом, протоколом.
Подведение итогов игры.
Предлагаю различные варианты подведения итогов игры и награждения.
Наградами могут служить бумажные медальки, изображения морских звезд или фигурки каких-нибудь еще животных (в зависимости от содержания игры). Можно наградить открытками с оригинальными надписями, грамотами, конфетами, карандашами, наклейками, значками …
И пусть это всего лишь какая-то мелочь, сейчас для ребенка она – радость, и надо стремиться быть первым, лучшим. Ведь почетные грамоты – тоже всего лишь лист бумаги, а ими гордятся даже взрослые. Что уж говорить о детях!
Призы могут быть смешными, тогда проигравшим будет не так обидно.
Важно учитывать не только быстроту выполнения задания (иначе победители во всех играх будут одни и те же), но и самые интересные, остроумные ответы. В игре надо постараться поощрить (или хотя бы похвалить) каждого ученика, в том числе медлительных и слабых учеников. Так через успех в игре вы привлечете любовь к предмету. Лучше, если призы дают не одному человеку, а нескольким из класса; если же игра проводится по группам, то всей группе.
Обязательна констатация результата игры. В конце урока, проверив и оценив работу, подводится итог, делается вывод о том, кто лучше всех справился.
Дебрифинг (английский термин “debriefinq” означает “выдаивание” знаний из участников игрового взаимодействия). Под понятием дебрифинга подразумевается процесс, обратный инструктажу, его цель – извлечь информацию из анализа игрового занятия. Достоинством дебрифинга является подчеркнутая связь первоначальных целей с обзором окончательных результатов. Хорошо подготовленное занятие стимулирует глубокое погружение игрока в процесс анализа и взаимодействия с другими, подобная включенность фактически является одним из показателей успеха внедрения новой технологии, и для того, чтобы вывести играющих их действия, также нужно использовать игротехнические приемы,
Дебрифинг реализует следующие функции:
- вывести участников занятия из разыгранных или анализируемых ролей;
- внести ясность в происходящие события (на уровне фактов);
- устранить возникшие недоразумения и исправить ошибки;
- снять напряжение (тревогу, беспокойство) у тех учащихся, которые находятся в таком состоянии;
- дать возможность участникам занятия развить в себе способности к самонаблюдению и самоанализу и продемонстрировать их;
- усовершенствовать навыки ведения включенного наблюдения;
- cоотнести игровой результат с первоначально поставленными целями;
- проанализировать, почему события происходили именно так, а не иначе;
- сделать выводы по итогам анализа поведения и действий учащихся;
- закрепить или откорректировать усвоение новой информации;
- наметить новые темы для размышления и подготовки к следующему занятию;
- установить связь с предыдущими и последующими занятиями и т. д.
По окончании игрового занятия у участников, как правило, появляется потребность обсудить его поспорить о происходящем. Многие хотели бы проиграть ситуацию заново, чтобы опробовать иные подходы, которые пришли в голову, но занятие уже окончилось. Если обучаемые не довольны исходом игры, то в глубине души будут продолжать придираться к ней.
Чтобы не было негативного после игрового действия, нужен дебрифинг, который осуществит логический процесс постепенного выхода из игрового взаимодействия, когда к его участникам сначала обращаются как к персонажам и только потом – как к учащимся. Происходит плавный переход от обсуждения чувств и эмоций, проявленных обучающимися в конкретных ролях которые они исполняли к более объективному обсуждению проблемы.
Не рекомендуется делать большую паузу между окончанием основной части занятия и дебрифингом. Учащимся нужно оживить установки чувства и реакции, поэтому дебрифингу надо не просто уделить время – он должен занимать не менее трети времени от групповой (командной) работы.
Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами.
К сожалению, некоторые педагоги воспринимают игру лишь как развлекательный и организующий момент урока, позволяющий снять умственное напряжение. Такое представление в корне неправильно. В этом случае игра не входит органично в урок, находится около процесса обучения. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы играя, не отвлекала от учения, а наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.
Литература
- Антоненко Л.А. “Интеллектуальная игра “Кто хочет стать знатоком литературы”, Ежемесячный научно-методический журнал “Начальная школа” № 3, 2005 г.
- Бекиш Н.А. “Игровые приемы на уроках и во внеурочное время”, Ежемесячный научно-методический журнал “Начальная школа” № 12, 2011 г.
- Брунчукова Н.М. “Использование игр – телепередач на уроках математики”, Ежемесячный научно-методический журнал “Начальная школа” № 6, 2010 г.
- Гатаулина О.И. “Проектирование современного урока в начальной школе с позиции системно-деятельностного подхода: учебно-методическое пособие / О.И. Гатаулина. – Калуга ООО ИРА “Ваш дом”, 2013 – 194 с.
- Гришкова Г.Н., Юсубова И.Б. “Развитие познавательной самостоятельности школьника в игровой деятельности”, Ежемесячный научно - методический журнал “Начальная школа” № 11, 2004 г.
- Жукова З.Л. “Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры”, Ежемесячный научно-методический журнал “Начальная школа” № 5, 2006 г.
- Кузьмина Н.М. “Нестандартные формы обучения в курсе природоведения”, Ежемесячный научно-методический журнал “Начальная школа” № 9, 2003.
- Логинова И.Л., Светлова С.В. “Играем, как в телещоу”, Ежемесячный научно-методический журнал “Начальная школа” № 5, 2004 г.
- Лебедева А.В. “Роль познавательного интереса младших школьников в учебном процессе”, Ежемесячный научно-методический журнал “Начальная школа” № 3, 2010 г.
- Мутик М.А. “Поле чудес”, Ежемесячный научно-методический журнал “Начальная школа” № 5, 2002 г.
- Небосова Н.В. “Формы организации познавательной деятельности младших школьников”, Ежемесячный научно-методический журнал “Начальная школа” № 5, 2011 г.
- Педагогический поиск. Сост. И. Н. Баженова. – М.: Педагогика, 1987.
- Рожина В.А. “Интеллектуальный марафон как средство формирования индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников”, Ежемесячный научно-методический журнал “Начальная школа” № 5, 2010 г.
- Сидорова С.А. “Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка”, Ежемесячный научно-методический журнал “Начальная школа” № 1, 2009 г.
- Слимак Н.И. “Интеллектуально – познавательная игра “Что? Где? Когда?”, Ежемесячный научно-методический журнал “Начальная школа” № 12, 2011 г.
- Табакова Г.Н. “Интеллектуально-творческие игры”, Ежемесячный научно-методический журнал “Начальная школа” № 5, 2005 г.
- Хилалутдинова А.М. “Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников”, Ежемесячный научно-методический журнал “Начальная школа” № 7, 2008 г.
- Шаповалов В.В. “О познавательном интересе и приемах его активизации”, Ежемесячный научно-методический журнал “Начальная школа” № 7, 2009 г.
Интернет-ресурсы:
- Федеральный портал “Российское образование” http://www.edu.ru/
- Федеральные Государственные Образовательные Стандарты http:/www.standart.edu.ru
- Фестиваль “Открытый урок” http:/urok.1sept.ru/