Цель урока:
- систематизировать знания о причастии, закреплять умения правильного написания причастий;
- активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии и предложении, осложнённом причастным оборотом;
- развивать творческие способности учащихся через составление связного рассказа с использованием причастий, развивать словарный запас учащихся.
Оборудование урока: маршрутная карта учащегося, тесты, портрет М.Ю.Лермонтова, слайдовая презентация.
План урока
Вступительное слово учителя
Сегодня мы повторяем изученное по теме « Причастие». План урока отражен в маршрутной карте, в которой вы будете работать в течение урока и которую сдадите на проверку. Запишите тему урока: « Причастие. Повторение». Сегодняшний урок посвящается жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова, потому что в октябре этого года исполнилось 200 лет со дня рождения великого поэта.
1. Выполнение теста.
Чтобы наш путь был открыт, мы должны убедиться в том, знаем ли мы, что такое причастие.
1. Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?
а) признаки существительного;
б) признаки прилагательного;
в) признаки глагола;
г) признаки наречия.
2. Что обозначает причастие как часть речи?
а) признак предмета;
б) признак действия;
в) признак признака;
г) признак предмета по действию.
3. Какое утверждение является правильным?
а) причастие изменяется по родам, числам, падежам, имеет краткую форму, согласуется с существительным и выполняет роль определений или сказуемых;
б) причастие изменяется по лицам и числам, выполняет роль сказуемого, сочетаясь с подлежащим как глагол.
(Самопроверка. Учитель показывает правильные ответы. 1 б, в; 2 г; 3 а.
– Что же такое причастие?
2. Письмо по памяти. Отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина».
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
– Какова тема стихотворения?
– Какой видит родину лирический герой? Что
дорого ему?
Лирическому герою дорога сама обычная Родина,
лишенная торжественности. Он не приукрашивает
ее. Его взгляд останавливается на милых сердцу
местах: спаленная жнива, степь; обоз, ночующий в
степи; желтая нива, белеющие березы.
– Назовите причастия, докажите, что это
правильно. Подчеркните их как члены предложения,
выделив суффиксы. Действительные они или
страдательные?
3. Автобиография причастия ночующий.
Я, причастие ___________________, происхожу из
семьи________________ и __________________.
Мой отец (__________________) оставил мне значение
__________________,________________ времени, ________________ вида.
Мать оставила (_______________) оставила в наследство
вопрос _________________________________________, научила
изменяться по __________, __________, ______________.
Сейчас я стою в форме _____________ рода, ___________ числа
и ____________ падежа.
Кроме названных признаков, имею собственное,
присущее только мне свойство – ____________________________.
4. Правописание гласных в суффиксах и окончаниях причастий. Работа по тексту «Биография М.Ю.Лермонтова».
– Чтение текста с показом Презентации.
– Выписать слова с пропусками, обозначив
изученные орфограммы.
М.Ю. Лермонтов, родившийся в октябре 1814 года в
Москве, провел свое детство в имении Тарханы,
находящемся в Пензенской губернии. Мальчик,
имеющий разносторонние способности,
воспитывался бабушкой Елизаветой Алексеевной
Арсеньевой.
Подросток, занятый сочинением стихов, два года
учился в Благородном пансионе при Московском
университете. В 1832 году много читающий и
занимающийся самообразованием юноша был
исключен из Московского университета «за
вызывающее поведение». В Петербургском
университете ему не засчитали двухлетнего
прослушанного курса, и он поступает в Школу
гвардейских прапорщиков и кавалерийских
юнкеров. Свободное время, не занятое учебой и
строевой подготовкой, молодой человек отдает
литературе.
С 1834 года Лермонтов, не увлекаемый балами и
маскарадами, сочиняющий стихи, служит в
гусарском полку, размещающемся в Царском Селе.
Узнав о гибели
А.С. Пушкина, он пишет в 1837 году гневное
обвинительное стихотворение «Смерть поэта»,
распространенное в списках по стране. За
написание «непозволительных стихов»
М.Ю.Лермонтов был переведен на службу в
Нижегородский полк, располагавшийся на Кавказе и
участвовавший в войне с горцами.
В 1840 году по указанию царя за участие в дуэли с
де Барантом Лермонтова во второй раз ссылают на
Кавказ, в полк, готовящийся к военным действиям.
Летом 1841 года возвращающийся из
кратковременного отпуска офицер задержался в
Пятигорске. Здесь он поссорился с майором
Мартыновым, связанным с придворной средой.15 июля
1841 года у подножия горы Машук состоялась дуэль,
оборвавшая жизнь гениального человека России.
5. Правописание «не» с причастиями. Работа по тексту о поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
– Чтение текста с показом презентации.
– Выписать слова с пропусками, обозначив
изученные орфограммы.
В 1837 году М.Ю. Лермонтов написал поэму « Песня
про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова». Поэт, не смирившийся
с тем, что люди его поколения старятся в
бездействии, живут без цели, склоняют голову
перед силами реакции, обращается к событиям
XVI века. Степан Парамонович Калашников, не
простивший обидчика своей жены Кирибеевича,
выбирает битву до смертного исхода в честном
кулачном бою. Любимый царский опричник не прощен
за поругание честной купеческой жены.
Нераскаявшийся герой, не прощенный Иваном
Грозным, смиренно принимает собственную смерть
на плахе.
6. Правописание н-нн в причастиях. Самостоятельная работа в группах по карточкам.
Карточка № 1
Вставить пропущенные буквы ( -Н-, -НН-) в причастиях.
С разруше(н,нн)ой теплицей, незва(н,нн)ую гостью, заброше(н,нн)ый в походной лавке, лише(н,нн) героя, в наш век изнеже(н,нн)ый, осмея(н,нн)ый пророк, росой обрызга(н,нн)ый, неверием осмея(н,нн)ых страстей, спале(н,нн)ая пожаром, полковник наш рожде(н,нн), спале(н,нн)ой жнивы.
С разрушенной теплицей, незваную гостью, заброшенный в походной лавке, лишен героя, в наш век изнеженный, осмеянный пророк, росой обрызганный, неверием осмеянных страстей, спаленная пожаром, полковник наш рожден, спаленной жнивы.
Карточка № 2
Вставить пропущенные буквы ( -Н-, -НН-) в
причастиях.
Cраже(н,нн) булатом, оклевета(н,нн)ый молвой,
заброше(н,нн) к нам по воле рока, сраже(н,нн)ый
безжалостной рукой, отравле(н,нн)ы последние
мгновенья, прославле(н,нн)ых отцов, преда(н,нн)ый
народ, толпою окруже(н,нн), желаньем
ослепле(н.нн)ый, купле(н,нн)ая кровью.
Сражен булатом, оклеветанный молвой, заброшен к нам по воле рока, сраженный безжалостной рукой, отравлены последние мгновенья, прославленных отцов, преданный народ, толпою окружен, желаньем ослепленный, купленная кровью.
7. Повторение пунктуации при причастном обороте. Работа по тексту о стихотворении «Бородино»
Спишите текст, расставив знаки препинания и сделав графическое обозначение.
В 1837году (к 25-летию Бородинской битвы) М.Ю.
Лермонтов сочинил стихотворение «Бородино»
посвященное событиям Отечественной войны 1812
года. Он воспевает в нем силу русского оружия.
Повествование в произведении идет от лица
старого воин, служившего артиллеристом. В
стихотворении звучит восхищение несокрушимой
мощью русского народа сумевшего в решительный
момент истории задержать врага – армию
Наполеона.
В 1837году (к 25-летию Бородинской битвы) М.Ю.
Лермонтов сочинил стихотворение «Бородино»,
посвященное событиям Отечественной войны 1812
года. Он воспевает в нем силу русского оружия.
Повествование в произведении идет от лица
старого воина, служившего артиллеристом. В
стихотворении звучит восхищение несокрушимой
мощью русского народа, сумевшего в решительный
момент истории задержать врага – армию
Наполеона.
8. Составление синквейна на тему «Причастие»
Причастие
действительное, страдательное
действует, определяет, изображает
Причастие – это часть речи.
познание
9. Домашнее задание (на выбор)
1) Составить 5 предложений с причастиями о жизни
и творчестве М.Ю.Лермонтова..
2) Выписать из учебника литературы 5 предложений с
причастиями.
10. Подведение итогов урока