Повторение темы "Причастие". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цель урока:

  • систематизировать знания о причастии, закреплять умения правильного написания причастий;
  • активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии и предложении, осложнённом причастным оборотом;
  • развивать творческие способности учащихся через составление связного рассказа с использованием причастий, развивать словарный запас учащихся.

Оборудование урока: маршрутная карта учащегося, тесты, портрет М.Ю.Лермонтова, слайдовая презентация.

План урока

Вступительное слово учителя

Сегодня мы повторяем изученное по теме « Причастие». План  урока отражен в маршрутной карте, в которой вы  будете работать в течение урока и которую сдадите на проверку. Запишите тему урока: « Причастие. Повторение». Сегодняшний урок посвящается жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова, потому что в октябре этого года исполнилось 200 лет со дня рождения великого поэта.

1. Выполнение теста.

Чтобы наш путь был открыт, мы должны убедиться в том, знаем ли мы, что такое причастие.

1. Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?

а) признаки существительного;
б) признаки прилагательного;
в) признаки глагола;
г) признаки наречия.

2. Что обозначает причастие как часть речи?

а) признак предмета;
б) признак действия;
в) признак признака;
г) признак предмета по действию.

3. Какое утверждение является правильным?

а) причастие изменяется по родам, числам, падежам, имеет краткую форму, согласуется с существительным и выполняет роль определений или сказуемых;
б) причастие изменяется по лицам и числам, выполняет роль сказуемого, сочетаясь с подлежащим как глагол.

(Самопроверка. Учитель показывает правильные ответы. 1 б, в; 2 г; 3 а.

– Что же такое причастие?

2. Письмо по памяти. Отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина».

Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.

– Какова тема стихотворения?
– Какой видит родину лирический герой? Что дорого ему?
Лирическому герою дорога сама обычная Родина, лишенная торжественности. Он не приукрашивает ее. Его взгляд останавливается на милых сердцу местах: спаленная жнива, степь; обоз, ночующий в степи; желтая нива, белеющие березы.
– Назовите причастия, докажите, что это правильно. Подчеркните их как члены предложения, выделив суффиксы. Действительные они  или страдательные?

3. Автобиография причастия  ночующий.

Я, причастие ___________________, происхожу из семьи________________ и __________________.
Мой отец (__________________) оставил мне значение __________________,________________ времени, ________________ вида.
Мать оставила (_______________) оставила в наследство вопрос _________________________________________, научила изменяться по __________, __________, ______________.
Сейчас я стою в форме _____________ рода, ___________ числа и  ____________ падежа.
Кроме названных признаков, имею собственное, присущее только мне свойство – ____________________________.

4. Правописание гласных в суффиксах и окончаниях причастий. Работа по тексту «Биография М.Ю.Лермонтова».

– Чтение текста с показом Презентации.
– Выписать слова с пропусками, обозначив изученные орфограммы.

М.Ю. Лермонтов, родившийся в октябре 1814 года в Москве, провел свое детство в  имении Тарханы, находящемся в Пензенской губернии. Мальчик, имеющий разносторонние способности, воспитывался бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой.
Подросток, занятый сочинением стихов, два года учился в Благородном пансионе при Московском университете. В 1832 году много читающий и занимающийся самообразованием юноша был исключен из Московского университета «за вызывающее поведение». В Петербургском университете ему не засчитали  двухлетнего прослушанного курса, и он поступает в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Свободное время, не занятое учебой и строевой подготовкой, молодой человек отдает литературе.
С 1834 года Лермонтов, не увлекаемый балами и маскарадами, сочиняющий стихи, служит в гусарском полку, размещающемся в Царском Селе. Узнав о гибели
А.С. Пушкина, он пишет в 1837 году  гневное обвинительное стихотворение «Смерть поэта», распространенное в списках по стране. За написание  «непозволительных стихов» М.Ю.Лермонтов был переведен на службу в Нижегородский полк, располагавшийся на Кавказе и участвовавший в войне с горцами.
В 1840 году по указанию царя за участие в дуэли с де Барантом Лермонтова во второй раз ссылают на Кавказ, в полк, готовящийся к военным действиям. Летом 1841 года возвращающийся из кратковременного отпуска офицер задержался в Пятигорске. Здесь он поссорился с майором Мартыновым, связанным с придворной средой.15 июля 1841 года у подножия горы Машук состоялась дуэль, оборвавшая жизнь гениального человека России.

5. Правописание  «не» с причастиями. Работа по тексту о поэме  «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

– Чтение текста с показом презентации.
– Выписать слова с пропусками, обозначив изученные орфограммы.

В 1837 году М.Ю. Лермонтов написал поэму « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэт, не смирившийся с тем, что люди его поколения старятся в бездействии, живут без цели, склоняют голову перед силами реакции, обращается к событиям
XVI века. Степан Парамонович Калашников, не простивший обидчика своей жены Кирибеевича, выбирает битву до смертного исхода в честном кулачном бою. Любимый царский опричник не прощен за поругание честной купеческой жены. Нераскаявшийся герой, не прощенный Иваном Грозным, смиренно принимает собственную смерть на плахе.

6. Правописание н-нн в причастиях. Самостоятельная работа в группах по карточкам.

Карточка № 1

Вставить пропущенные буквы ( -Н-, -НН-) в причастиях.

С разруше(н,нн)ой теплицей, незва(н,нн)ую гостью, заброше(н,нн)ый в походной лавке, лише(н,нн) героя, в наш век изнеже(н,нн)ый, осмея(н,нн)ый пророк, росой обрызга(н,нн)ый, неверием осмея(н,нн)ых страстей, спале(н,нн)ая пожаром, полковник наш рожде(н,нн), спале(н,нн)ой жнивы.

С разрушенной теплицей, незваную гостью, заброшенный в походной лавке, лишен героя, в наш век изнеженный, осмеянный пророк, росой обрызганный, неверием осмеянных страстей, спаленная пожаром, полковник наш рожден, спаленной жнивы.

Карточка № 2

Вставить пропущенные буквы ( -Н-, -НН-) в причастиях.
Cраже(н,нн)  булатом, оклевета(н,нн)ый молвой, заброше(н,нн) к нам по воле рока, сраже(н,нн)ый безжалостной рукой, отравле(н,нн)ы последние мгновенья, прославле(н,нн)ых отцов, преда(н,нн)ый народ, толпою окруже(н,нн), желаньем ослепле(н.нн)ый, купле(н,нн)ая кровью.

Сражен  булатом, оклеветанный молвой, заброшен к нам по воле рока, сраженный безжалостной рукой, отравлены последние мгновенья, прославленных отцов, преданный народ, толпою окружен, желаньем ослепленный, купленная кровью.

7. Повторение пунктуации при причастном обороте. Работа по тексту о стихотворении «Бородино»

Спишите текст, расставив знаки препинания и сделав графическое обозначение.

В 1837году  (к 25-летию Бородинской битвы) М.Ю. Лермонтов сочинил стихотворение «Бородино» посвященное событиям Отечественной войны 1812 года. Он воспевает в нем силу русского оружия. Повествование в произведении идет от лица старого  воин, служившего артиллеристом. В стихотворении звучит восхищение несокрушимой мощью русского народа сумевшего в решительный момент истории задержать врага – армию Наполеона.
В 1837году  (к 25-летию Бородинской битвы) М.Ю. Лермонтов сочинил стихотворение «Бородино», посвященное событиям Отечественной войны 1812 года. Он воспевает в нем силу русского оружия. Повествование в произведении идет от лица старого  воина, служившего артиллеристом. В стихотворении звучит восхищение несокрушимой мощью русского народа, сумевшего в решительный момент истории задержать врага – армию Наполеона.

8. Составление синквейна на тему «Причастие»

Причастие
действительное, страдательное
действует, определяет, изображает
Причастие – это часть речи.

познание

9. Домашнее задание (на выбор)

1) Составить 5 предложений с причастиями о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова..
2) Выписать из учебника литературы 5 предложений с причастиями.

10. Подведение итогов урока