Тип урока: сообщение новых знаний.
Форма урока: урок-путешествие, интегрированный
Цели: формирование представлений о холодных (Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный и Южный полюсы) районах Земли, о разнообразии жизни в этих районах. Нахождение данных районов на глобусе, отличительные признаки животных. Формирование чувства любви к своей родине
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные:общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности в паре, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
Научатся: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; приводить примеры животных холодных районов.
Получат возможность научиться: рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире; выдвигать предположения и доказывать их.
Личностные результаты – осознание ответственности человека за общее благополучие, принятие образа «хорошего ученика»
Оборудование: глобус, изображения животных (фото), мр проигрыватель, запись для физминутки и песен, макет цветка, игрушки белые медведи.
1. Организационный момент
– Сегодня к нам на урок, ребята, пришли гости,
посмотрите, пожалуйста. Это завучи нашей школы и
учителя.
– Давайте покажем нашим гостям, чему мы уже
научились в 1 классе, и, конечно, узнаем на уроке
непременно что-то новое и интересное.
а) Метеорологические наблюдения
– Но сначала метеорологические наблюдения
а) Кто, идя в школу обратил внимание на небо:
пасмурно, ясно или ожидаются перемены
(переменная облачность)
б) Кто утром посмотрел на градусник за окном:
какая температура воздуха?
в) Кто заметил, есть на улице ветер или нет?
г) Кто заметил, есть осадки: дождь, снег, иней?
б) А сейчас о нас в настоящий момент
1. Какое сегодня число
2. Какой месяц
3. Какое время года?
4. Какой год?
5. Какой день недели?
6. Какой по счёту урок?
7. Какой это урок?
– Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие. Наше путешествие будет проходить под девизом: «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!» Кто из вас догадался, куда мы будем сегодня путешествовать?
2. Повторение пройденного
– Для любого путешествия надо
правильно одеться, взять с собой необходимые
вещи.
– Чтобы получить рюкзак и одежду, мы должны
выполнить задания. Открыли тетради. Рассмотрели
рюкзак. Рядом с ним записаны названия дней
недели. Расставьте числа от 1 до 7, чтобы
получилась правильная последовательность.
Проверка. Какая должна быть последовательность
(хором). Теперь проверьте в тетради. (Самопроверка)
– Теперь надо тепло одеться. Читаем слова и
зачёркиваем лишнее. Здесь записана группа слов.
Нужно зачеркнуть лишнее слово. (Осень, зима,
весна, март, лето).
Проверка. Поменялись тетрадями с соседом по
парте. Какое слово зачеркнули? Почему? Что
обозначают остальные слова?
– Молодцы, ребята. Я довольна вашими ответами и
приготовила сегодня загадки о животных.
В чёрных фраках,
В белых майках круглый год
Ходит этот
Удивительный народ. (Пингвины)
(Я вывешиваю на доску картинку пингвина)
Среди снега и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет.
Густая белая шерсть спасает
И от морозов его согревает. (Белый медведь)
(Я вывешиваю на доску картинку белого медведя)
3. Объявление темы урока. Постановка цели
– Ребята, а ведь интересно узнать, где же
живут эти животные? Кто знает? (В зоопарке, в
дикой природе)
– Итак, сегодня мы должны точно ответить на
вопрос: Где живут белые медведи и где живут
пингвины?
(На доске открывается тема урока)
– Открыли учебник на стр.12 и прочитаем, что мы
должны узнать и чему научиться на сегодняшнем
уроке. Узнаем… Научимся …
– Под красной чертой нам сказано, что
нам надо вспомнить из знаний, полученных в
детском саду, чтобы получить новые знания.
Читаем.
На что похожа наша Земля? (На шар) Глобус –
это шар, на который нанесёна земля в уменьшенном
виде. Глобус – это модель Земли. Что такое глобус?
– Так как многие из вас не посещали детский сад,
некоторые не изучали это в детском саду, я
напомню вам то, что вы должны уже знать. (На
глобусе вверху Северный полюс. Там Северный
Ледовитый океан. На глобусе внизу Южный полюс.
Там суша, полностью покрытая снегом и льдом –
Антарктида) Более подробно вы можете прочитать
дома на стр. 84.
– Теперь в путь. Поможет нам путешествовать
волшебный цветок Цветик-семицветик.
(Я показываю цветок)
4. Работа над новым материалом
– Из какой сказки этот цветок? Кто написал эту
сказку? Как звали девочку, которая использовала в
сказке цветок? (Валентин Катаев. Девочка Женя)
– Какие слова говорила Женя, бросая лепесток?
– Чтобы путешествовать, необходимо знать, где
запад, восток, север и юг. Что я сейчас назвала?
Стороны горизонта. Где они у нас в классе? Всё, мы
готовы.
Встали Физкультминутка.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Будь по-моему вели. (2 раза)
– Вели оказаться там, где живут белые медведи.
(Ученики садятся за парты)
– “Не успела она это сказать, как вдруг откуда
ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало,
сделалась ночь. Женя, как была, в летнем платьице,
с голыми ногами, одна– одинёшенька оказалась
здесь, а мороз-то 100 градусов. “Ай, мамочка,
замерзаю, – закричала Женя и стала плакать, но
слёзы тут же превратились в сосульки и повисли на
носу. А тем временем из-за льдины вышли семь белых
медведей и прямёхонько к девочке, один другого
страшнее”.
– Где же оказалась Женя? (на Северном полюсе)
Покажите на глобусе, где оказалась Женя.
– Кругом снег, лёд, здесь очень холодно. Где мы?(на
Севере, на Северном полюсе) Покажите
– Что находится на Северном полюсе? (Северный
Ледовитый океан) Почему он так назван, как вы
думаете?
– Покажите север на глобусе. Что вы знаете о
Северном полюсе? (там холодно, там нет городов,
там никто не живёт, там всё покрыто снегом и
льдом)
Рассказ учителя об Арктике
Хорошо, что мы заранее подумали обо всём
необходимом! Теперь мы можем спокойно наблюдать
и восхищаться, изучать и беречь.
Наблюдаем и восхищаемся удивительным природным
явлением, которое бывает на полюсе – северное
сияние. Наблюдаем, какие животные есть на
Северном полюсе.
Открываем учебники на странице. 12
Каких животных во льдах Северного Ледовитого
океана вы видите? О каком хотите рассказать?
Слушайте внимательно.
Белые медведи. Такие славные и мягкие в песнях и мультфильмах. Помните колыбельную медведицы из мультфильма «Умка»? Давайте её исполним и укачаем свои игрушки – белых медведей.
ПЕСНЯ УМКА
– Но в жизни белые медведи не такие безобидные. Это большие животные, хищники.
Доклады детей об обитателях Северного ледовитого океана (белый медведь, морж, тюлень, овцебык, северный олень, лайка, треска, птичьи базары, большой поморник)
– Продолжаем наше путешествие. Наш путь лежит к южному полюсу, в Антарктиду.
ФИЗМИНУТКА Лети, лети, лепесток
Вели оказаться там, где Антарктида
Рассказ учителя об Антарктиде
Доклады учащихся об обитателях Антарктиды (ледяная рыба, морской леопард, альбатрос, пингвины)
Давайте превратимся в забавных пингвинов и повеселимся.
ПЕСНЯ «ПИНГВИНЫ»
Пора домой
ФИЗМИНУТКА Лети, лети, лепесток
Хотим оказаться в нашем кабинете, за нашими
партами.
– Вот снова мы оказались в нашем гостеприимном
классе. Давайте повторим то, что мы сегодня
узнали.
– Мы познакомились со многими животными,
обитающими в холодных районах Земли. Что у них у
всех общего? Как они приспособились к жизни в
таких холодных условиях? Вспомните доклады ваших
друзей и ответьте.
5. Итог урока
– На доске – схематический рисунок глобуса
(или карта полушарий?)
– В каких самых холодных районах Земли мы
сегодня побывали? (Северный Ледовитый океан и
Антарктида)
– Покажите на глобусе.
– Какие полюса здесь расположены? ( Северный и
Южный)
Откройте тетради.
Подпишите свой глобус – укажите буквами, где
какой полюс. работаем карандашом, чтобы можно
было исправить.
– Чем похожи эти районы? (здесь холодно, много
снега и льда)
– Животные одинаковые живут в этих районах? (разные)
– Как животные приспособились к жизни в холодных
условиях? (толстый слой жира, густой мех)
Посмотрите в тетради. Найдите второе задание.
Соедините линиями животных с их местом
жительства.
Представьте, что вы строгий учитель и проверяете
тетрадь ученика. ПРОВЕРКА РАБОТЫ
Молодцы!
– Я приготовила для вас очень интересный вопрос.
– Подумайте, охотятся ли белые медведи на
пингвинов? (нет, потому что они живут в разных
районах Земли).
– Где мы можем увидеть этих животных вместе? ( в
зоопарке)
Рефлексия
– Подошел к концу наш урок. Кому урок
понравился – похлопайте себе. Кто узнал много
нового – встаньте. Кто дома почитает ещё о
животных холодных районов Земли – поднимите
руку.
– У нас остались ещё два лепестка. Так что
впереди нас ждёт ещё одно увлекательное
путешествие.
– Урок окончен. Спасибо за урок.