УМК и автор УМК Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М. Мнемозина, 2013.
Тип урока: урок изучения нового знания
Цель урока: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению понятий окружности.
Задачи урока:
Предметные:
- формировать теоретическое и практическое представление об окружности, как о геометрической фигуре, её элементах;
- продолжать развитие изобразительных умений (научить пользоваться циркулем для построения окружности любого радиуса);
- формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.
Метапредметные:
- расширять кругозор, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);
- продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.
Личностные:
- продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
- развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач.
Организация деятельности обучающихся на уроке:
- самостоятельно определяют тему, цели урока;
- самостоятельно выходят на проблему и решают её;
- самостоятельно формулируют определения таких понятий, как «окружность», «радиус», «диаметр», «хорда»;
- ведут диалог, отвечают на вопросы;
- выполняют практические задания на построение;
- оценивают себя и друг друга;
- рефлексируют.
Технология проведения урока:
проектное обучение
Учебное оборудование: раздаточный
материал (индивидуальные
исследовательские листы), Презентация
по теме урока, компьютер, проектор.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
Результат |
Время |
1. Этап мотивации к учебной деятельности | Приветствует обучающихся. Настраивает на работу. Предлагает проверить готовность рабочего места. |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. |
Познавательные: логический
анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: прогнозирование своей деятельности. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения. |
Создание благоприятного психологического настроя на работу | 1 мин. |
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы. Целеполагание. | Предлагает сформулировать тему урока:
посмотрите на объекты, изображенные на слайде,
какие можно выделить общие черты данных
объектов? (Слайд 2) Предлагает записать тему урока. (Слайд 3) Предлагает заполнить таблицу (Что вы знаете об окружности? Что вы хотите узнать об окружности?). |
Высказывают своё мнение на
поставленный вопрос, сравнивая фигуры
окружность. Записывают дату и тему урока в тетради. Заполняют таблицу. |
Познавательные: умение решать
проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы. Регулятивные: способность к волевому усилию; постановка учебной задачи на основе известного. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Личностные: самоопределение. |
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | 3 мин. |
3.Открытие новых знаний. | Раздаёт исследовательские листы
каждому ученику, просит подписать их. Сообщает,
что данная работа будет оценена (выставится
отметка в журнал). Проводит фронтальный опрос, используя исследовательские листы: Какие из нарисованных фигур можно назвать линиями?
Какие из них являются ломаными, какие – кривые?
Разделите кривые линии на замкнутые и незамкнутые. Просит обменяться исследовательскими листами друг с другом (соседом по парте) и провести взаимоконтроль. (Слайд 4) Укажите сходства и различия фигур 3,8 и 9.
Предлагает попробовать сформулировать определение окружности и записать его в рабочую тетрадь. (Слайд 4)
Чем задаётся окружность? |
Подписывают листы.
Отвечают на вопросы учителя и записывают
ответы в исследовательские листы с последующим
взаимоконтролем. №1,4,6,7 – ломанные Сравнивают ответы с эталоном, представленном на слайде. Выставляют отметки (количество «+» соответствует отметке). Сходство: это кривые линии, внутри
отмечена точка О – центр , а на линиях отмечены
точки А,В,С,D. Фигуры 3 и 8 замкнутые кривые линии. Формулируют определение и записывают его в
тетрадь. Окружность – это множество точек,
равноудаленных от данной точки, называемой
центром. |
Регулятивные: способность к
волевому усилию; оценка-осознание уровня и
качества усвоения; контроль. Познавательные: умение осмысленно читать, извлекать нужную информацию; умение вести поиск и выделять необходимую информацию; проведение аналогии на основе аргументации; анализ и синтез объектов. Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции; умение вступать в диалог, работать в паре; коллективное обсуждение проблем. Личностные: самоопределение, смыслообразование. |
Умение обобщать представление об объектах; обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | 10 мин. |
Здоровозберегающие технологии Физкультминутка
4. Включение нового знания в систему знаний |
Покажите мне руками маленькую
окружность. А теперь представьте, что наша
окружность раздувается, становится все больше,
больше. Показываем, вот какая получилась
окружность. А теперь поднимаем эту окружность
над собой и держим над головой. Представим, что
подул ветер и наша окружность наклоняется то
вправо, потом влево. А теперь представим, что
окружность превратилась в воздушный шарик и
отпускаем ее. Учитель предлагает обучающимся
построить в исследовательском листе радиусы в
последних окружностях. (Слайд 8) Хочу вам напомнить, что у окружности существуют ещё другие элементы, кроме радиуса. Какие, как вы думаете? Просит отметить на окружности любые две точки, соедините их. Даёт определение «хорда окружности».(Слайд 9) Построим хорду таким образом, чтобы она проходила через центр окружности. Даёт определение «диаметра окружности». Вводит
обозначение диаметра окружности. Напишите выражение, по которому можно найти длину этого отрезка через радиус. Затем просит обучающихся проверить выполненное ими исследование. (Слайд 11) Даёт задание: перечислить все диаметры, хорды и радиусы окружности. (Слайд 12) |
Строят радиусы. (Зад. 2)
Выполняют задания в рабочих тетрадях, затем
проверяют и исправляют свои ошибки. (Зад. 3) Выдвигают свои предположения. Выполняют соответствующие построения в рабочих тетрадях. Делают соответствующие записи в тетради. Хорда – это отрезок, соединяющий любые две точки на окружности. ыполняют соответствующие построения в рабочих тетрадях. Делают соответствующие записи в тетради. |
Познавательные: умение
составлять модель и преобразовывать её в случае
необходимости; анализ и синтез объектов. Регулятивные: умение проанализировать ход и способ действий; оценка-осознание уровня и качества усвоения; коррекция полученного результата. Коммуникативные: умение слышать и слушать, вступать в диалог. Личностные: самоопределение, смыслообразование. |
Умение самостоятельно решать задачи | 1 мин.
20 мин. |
5. Самоконтроль | Предлагает обучающимся проверить свои знания с помощью ответов, представленных на слайде.(Слайд 12) | Выполняют самопроверку | Регулятивные:
оценка-осознание уровня и качества усвоения;
контроль Познавательные: рефлексия; анализ и синтез объектов. Личностные: самоопредление. |
Владение основами самоконтроля | 1 мин |
6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Просит вернуться к таблице, которую
заполняли в начале занятия. Какую задачу
ставили на урок? |
Отвечают на вопросы учителя, ставят «+»
напротив выполненных задач во второй колонке
таблицы. Выражают свои эмоции с помощью рисунка. |
Познавательные: умение
обобщить на доступном уровне полученную
информацию. Регулятивные: умение критично относится, оценивать чужие и свои высказывания, умение активно слушать. Коммуникативные: умение точно и полно строить высказывание; оценка своей деятельности и деятельности других людей Личностные: смыслообразование. |
Оценка своей деятельности и деятельности других людей | 3 мин |