Групповое логопедическое занятие на тему "Дифференциация звуков [р–л] в слогах и словах". 2-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 2


Цели:

  • Коррекционно-обучающие:
    • уточнить и сравнить артикуляции звуков [р-л];
    • закреплять правильное произношение звуков [р-л] в слогах и словах;
    • совершенствовать навыки дифференциации звуков [р-л] и букв Р и Л в устной и письменной речи;
    • закреплять навыки чтения и письма.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать навыки фонематического восприятия, анализа;
    • развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память.
  • Коррекционно-воспитывающие:
    • воспитывать интерес к занятиям;
    • повышать уровень самоконтроля.

Оборудование: изображения тучек и солнышек (по количеству детей), загадка слова на карточке, индивидуальные зеркала, профили артикуляций звуков [р] и [л], образцы букв Рр и Лл, мяч, предметные картинки (корзина, яблоко, кукла, тигр, круг, свёкла, рыба, лопата, светофор, клубок), перфокарты со словами – паронимами, цветные мелки, разноцветные квадраты с буквами на оборотной стороне, рисунок радуги, карточки с цифрами от 1 до 10, карточки с буквами Р и Л, листы бархатной бумаги.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.
  3. Подведение итогов занятия.

Содержание занятия

I. Организационный момент

1. Психогимнастика

– Посмотрите на меня, подарите мне свои улыбки. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Пошлите всем добрые мысли!

2. Игра «Настроение» («Тучка или солнышко?»)

– Перед вами изображения тучек и солнышек.
– Какое настроение символизирует тучка (солнышко)?
– Выберите то изображение, которое больше всего соответствует вашему настроению.

II. Основная часть

1. Сообщение темы занятия

– Отгадайте загадку.

Языка нет,
А правду скажет.  (Зеркало)

– Что это за предмет? (Чтобы дети быстрее отгадали загадку, на доске вывешивается табличка – подсказка. По первым звукам названий картинок нужно угадать слово.)
– Сколько всего звуков в слове зеркало?
– Назовите третий звук в слове зеркало.
– Назовите шестой звук в слове зеркало.
– Кто из вас догадался, какие звуки мы будем сегодня учиться  различать?

2. Характеристика звуков [р] и [л]

Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам. (Работа с индивидуальными зеркалами.)

– Произнесите звук [р].
– Какой звук [р]? Почему?
– Какие органы артикуляции участвуют в образовании этого звука?
– Где находится кончик языка при произнесении звука [р]? Что он делает?
– Что делают голосовые связки?
– Какой предмет напоминает форма языка при произнесении звука [р]? (Ложечку)
– Произнесите звук [л].
– Какой звук [л]? Почему?
– Какие органы артикуляции участвуют в образовании этого звука?
– Где находится кончик языка при произнесении звука [л]? Что он делает?
– Что делают голосовые связки?
– Какой предмет напоминает форма языка при произнесении звука [л]? (Седло)

(Демонстрация картинок с изображением профилей артикуляций звуков [р] и [л].)

Вывод:

звук [р] – согласный, твёрдый, звонкий, непарный;
звук [л] – согласный, твёрдый, звонкий, непарный.

– Чем они похожи?
– Чем они отличаются?

3. Дифференциация изолированных звуков [р] и [л]. (Игра с перекидыванием мяча «Закончи слово»)

– Я начну слово, а вы должны его закончить, добавив последний звук [р] или [л].

ша-                                         вете-
сту-                                        дяте-
кома-                                     сы-
узе-                                        пена-
топо-                                     мото-
футбо-                                   сто-

4. Дифференциация звуков [р-л] в слогах

Игра «Наоборот»

ра-ла              ла-ра
ро-ло              ло-ро
ру-лу              лу-ру
ры-лы            лы-ры
рэ-лэ              лэ-рэ

Игра «Запомни, повтори!»

ра-ла-ра 
ло-ро-ло
ры-лы-ру
ал-ар-ал
ыр-ыл-ил
рал-рол-рул
рул-рыл-рал

5. Дифференциация звуков [р-л] в словах

Игра «Слово заблудилось». (Ребёнок выбирает на слух лишнее слово, произносит его.)

Заблудиться может каждый,
Даже очень, очень важный:
Мама, папа и ребёнок,
Белка, мышка и котёнок.
Вот и слово заблудилось,
Не в том месте очутилось,
Испугалось и закрылось,
Между слов других забилось,
Ты найди его скорей,
Успокой и пожалей.

Слова:

роза, ранец, ласточка, рубашка;
клад, болт, колбаса, горох;   
салат, лапа, крошка, мыло;
лыжи, ротик, лайка, лось;
сарай, дракон, палка, коробка;
рысь, голубь, брат, сестра.

6. Соотнесение звуков [р] и [л] с буквами Рр и Лл

– Какой буквой на письме обозначается звук [р]? (Буквой эр)
– Какой буквой на письме обозначается звук [л]? (Буквой эль)

(Демонстрация образцов букв.)

Игра «Коврик».

Письмо указательным пальцем  букв Р и Л  на коврике из бархатной бумаги.

Игра «Лото»

– Закройте картинки соответствующими буквами.

(У детей конверты с набором букв Р и Л и карточки с картинками.)

роза                лодка             робот
лужа              стол                угол

7. Звукобуквенный анализ слов с опорой на цифровой ряд

– Определи место звуков [р-л] в словах, подними соответствующие буквы и цифры. (Предметные картинки: корзина, яблоко, кукла, тигр, кружок, свёкла, рыба, лопата, светофор, клубок.)

8. Физминутка

А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели. Вновь за дело.

9. Дифференциация звуков [р-л] в словах-паронимах

(Работа с перфокартами)

– Прочитайте слова. Преобразуйте слова, заменив букву Р буквой Л. Запишите слова парами.

рак-лак
рад-лад
Юра-юла
рама-лама
рожки-ложки
жарко-жалко

10. Игра «Пропавшие буквы»

Самостоятельная работа в тетрадях.  

– Вставь пропущенные буквы в слова. (Работа у доски цветными мелками.)

гене-а-
бе- -ога
-ыбо-ов
ма-ме-ад
к-окоди-

11. Зрительная гимнастика. Упражнение «Бабочка»

Прилетела бабочка,
Села на указку.
Попытайтесь-ка за ней
Пробежаться глазками.

III. Итог занятия

1. Ответы на вопросы:

– Какие звуки мы сегодня  учились различать?
– В чём их сходство?
– В чём их различие?
– Что нового вы узнали сегодня на занятии?
– Справились ли вы с заданиями?
– Мне было очень приятно заниматься с вами.

2. Игра «Радуга»

– Разложите квадраты по цвету в зависимости от того, как цвета расположены в радуге и вы узнаете, что я хочу вам сказать. (На обратной стороне квадратов написаны буквы, из которых дети должны собрать слово. Если дети затрудняются разложить квадраты по цвету, вывешивается картинка с изображением радуги.)

К         О         Ж        З          Г         С         Ф
М        О         Л         О         Д         Ц         Ы!

– Спасибо всем!

3. Игра «Настроение». («Тучка или солнышко?»)

– Какое теперь стало у вас настроение? Почему? (Дети оценивают свое настроение с помощью изображений солнышка и тучки.)