Вход под музыку В. Моцарта «Турецкий марш». (П. И. Чайковский. Симфония № 6)
№ п/п | Элементы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. | Организационный момент | Приветствие в форме вокализации:
«Добрый день, ребята, здравствуйте!» Наш урок начнем с песни! Распевание: «Дружба и братство дороже богатства» |
Вокальный ответ: «Добрый день, учитель,
здравствуйте!» Подготовка к уроку. |
2. | Мотивация к учебной деятельности.
На доску слова: красивая, правдивая |
Сейчас повторим песню Г. Струве.
«Весенняя песенка». (Приложение
1) Ребята, какое настроение рисует «Весенняя песенка»? Какое чувство и настроение вызывает у вас эта песня? Почему? Как вы думаете, её можно исполнить на каком-либо концерте в школе? А сможет она вызвать такое же чувство и настроение у слушателей? В том случае, если мы споём песню… Тогда споём с настроением и выразительностью! Какими качествами должна обладать музыка, чтобы повлиять на каждого из нас? С какой красивой и правдивой музыкой по содержанию мы с вами знакомились? Мы часто говорим: «Музыка красива!» Почему? Да. Только тогда она может преобразовывать
самого человека и его жизнь! 1.Ч
А Й К О В С К И Й Ребята, а что вы знаете о П. И. Чайковском? |
Она передает радость от прихода весны, рисует её весёлый нрав, игривость и задор. Радость и восторг жизни! Темп стремительный, быстрый. Мелодия песни живая, энергичная. Бодро, весело! Выразительно! Поют песню. Музыка должна быть красивой и правдивой, в этом её сила! Приводят примеры: Ария Снегурочки, Песня Леля… Музыка красива именно потому, что она рассказывает о красоте природы, а следовательно, о красоте жизни!
Великаны. Это великие композиторы, музыку которых будут слушать во все времена, т.к. она всегда поможет и поддержит любого человека. Их музыка нам помогает жить! Русский композитор, одарённый, много балетов, симфоний… В 19 веке… |
3. | Актуализация знаний по теме. На доску: Музыка –
Стихотворение Звучит «Менуэт» |
Ребята, с какими еще великими
композиторами вы знакомы? В каком веке жил Моцарт? Ребята, что
объединяло этих композиторов разных
времен? Сегодня на уроке вновь прозвучит музыка Моцарта: знакомые вам произведения композитора, и новые, ранее не звучавшие у нас на уроках. Сегодня нас поведут в мир большой музыки гениальный австрийский композитор XVIII века В. А. Моцарт и великий русский композитор XIX века П. И. Чайковский! И так, тема нашего урока: Музыка – связь
времен.
1-й фрагмент: «Симфонии № 40» Назовите это произведение. А теперь к нему назовите по 1 прилагательному: какая симфония, какая в ней мелодия? 2. «Рондо» из сюиты «Маленькая ночная серенада» (Приложение 4) Назовем произведение и снова прилагательное! Разные композиторы, поэты, писатели
восторгались музыкой Моцарта! «Моцарт – это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии». Д.Д.Шостакович. «Вечно солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт». А.Рубинштейн. (Приложение 2) Как вы их понимаете? Посмотрите, какие слова великих композиторов совпадают с вашим пониманием музыки гениального Моцарта? Музыка Моцарта несет радость, счастье! Соприкасаясь с такой красотой жизнерадостной музыки, человек сам будет красивее, гармоничнее и такой будет вся его жизнь! Физминутка под Менуэт из «Маленькой ночной серенады» Моцарта.
|
Моцарт, Прокофьев… В 18в. Музыка. Любовь к музыке.
а) Познакомиться с музыкой,
композиторами, больше о них узнать Выступления 2-х учащихся. Симфония
Ночная серенада
Дети читают высказывания. Музыка Моцарта вечна, она всегда молодая, понятна для всех. Она – как лучи солнца поднимает настроение, её приятно слушать… Радостная, солнечная, светлая,.. Учащийся читает отрывок из стихотворения «Соната Моцарта» М. Алигер. (Приложение 3) |
4. | Изучение нового материала. Презентация, слайд 1 |
Презентация 1. Моцарт и Чайковский… Великие имена рядом. Не одно столетие дарят они слушателям минуты высокой радости, счастливых озарений, необходимого очищения души! «Из всех великих композиторов, наиболее нежную любовь питаю к Моцарту. Он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете» – так говорил о музыке Моцарта П.И.Чайковский. |
|
Слайд 2 Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Видео (спрашивайте материал у автора статьи. Прим.ред.) |
Как вы думаете, во что могла вылиться
эта любовь Чайковского к Моцарту? В дневнике
композитора П. Чайковского читаем такие
слова: «Играл Моцарта и восхищался… Мысль о
сюите из Моцарта. Моцарт есть высшая
кульминационная точка красоты в
сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать,
трепетать от восторга! В Моцарте я люблю
всё». |
Он, наверное, что-то написал о
нём… посвятил произведение…
Корень – Моцарт! Что-то большое… Он хотел, чтобы человечество не забывало музыку Моцарта никогда.
Делают записи в тетради. |
|
5. | Первичное закрепление
Учебник «Музыка» 6 кл. с. 137) |
В чем проявляется сходство, родство
музыки Моцарта и Чайковского? Сравните мелодии.
Ребята, вам понравилось новое произведение,
«Моцартиана»? |
Песенность мелодий. Симфония № 6 Чайковского помогала хирургу и музыка Моцарта тоже оказывала благоприятное воздействие на человека. Ответы учащихся |
8. | Рефлексия учебной деятельности на
уроке
Слайд 6
Слайд 7 Звучит музыка Моцарта (Приложение 4). |
Ребята, что нового мы узнали сегодня на
уроке? Из каких частей состоит это музыкальное произведение? Чем явилась «Моцартиана» по отношению к Моцарту? Вернемся к теме нашего урока: "Музыка – связь времен". Как вы думаете, какое слово в нашей теме урока можно изменить? Какая музыка их связала, несмотря на разные времена, века? Запишите в тетрадь: Моцартиана – связь времен. Домашнее задание: составь вопросы к кроссворду «Звучит нестареющий Моцарт!»
В заключенье нашей встречи я хочу пожелать
вам, чтобы ваши сердца не уставали дарить
людям добро, согласие и радость! Пусть поможет
вам в этом, нестареющая музыка Моцарта и
Чайковского! |
Моцартиану. Жига, Менуэт, Молитва, Десять вариаций. Эта сюита стала музыкальным памятником Моцарту. |