Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ VIII вида в условиях современной школы-интерната. Реализация образовательной программы "Отдых и досуг". Часть I

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика, Коррекционная педагогика


Часть 1

Дети-сироты с ограниченными возможностями здоровья VIII вида, обучающиеся и проживающие в школе-интернате, вследствие как состояния здоровья, так и социальной изолированности отличаются рядом особенностей: отмечается своеобразие, неадекватность их поведения, отсутствие умения устанавливать отношения с взрослыми и сверстниками, скудость представлений об окружающем мире, неразвитость адаптационных способностей.

Однако ученик, выйдя из стен школы-интерната, становится полноправным членом общества, поэтому нам необходимо подготовить своих воспитанников к самостоятельной жизнедеятельности.

Большую роль в освоении социального опыта нашими детьми играют занятия, проводимые во внеурочное время. Воспитатель, учитель, классный руководитель, социальный педагог несут особую ответственность за формирование и закрепление у обучающихся жизненно необходимых знаний и умений.

Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зрения воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный коллегами, группа воспитателей нашей школы-интерната (в том числе авторы данной статьи) ещё в 1998 году создала сквозную внеурочную образовательную программу коррекционно-развивающих занятий по социализации воспитанников. В творческую группу создателей программы входили воспитатели высшей и первой категорий, имеющие большой опыт работы с данной категорией детей.

Программа настолько оправдала себя, что до сих пор, спустя более 15 лет, содержание программы актуально и активно используется в педагогической деятельности школы-интерната. Проходит время, меняются методы и формы работы с детьми, способы организации деятельности детей, а основное содержание программы практически остаётся неизменным.

Сквозная программа состоит из 9 взаимосвязанных образовательных модулей (внеурочных образовательных программ), основная цель реализации которых – помочь детям данной категории приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и повседневных проблемных ситуаций и задач.

Сквозная программа включает в себя следующие образовательные модули (внеурочные образовательные программы): Безопасность жизни, Жилые помещения, Культура поведения, Одежда и обувь, Ориентирование в окружающем, Отдых и досуг, Охрана здоровья, Питание, Природа.

Каждый модуль сквозной программы включает учебный материал с 1 по 10 классы, предусматривает последовательное изучение программного материала с постоянным усложнением, учитывает возрастную динамику воспитанников.

Содержание деятельности программного материала, методику проведения занятий на современном этапе покажем на примере образовательного модуля (образовательной программы) «Отдых и досуг».

Изучение материалов образовательной программы "Отдых и досуг" направлено на воспитание у детей умения занимательно и интересно для себя организовать свободное время.

Основные обучающие задачи программного модуля «Отдых и досуг»: вырабатывать навыки по организации своего отдыха и досуга в школе и вне ее – посещать кружки, театры, кино и т.д., развивать навыки организации подвижных и малоподвижных игр – головоломок, ребусов, фокусов, шуток, прививать навыки прикладного творчества – изготовление поделок, вышивание, вязание, знакомить с коми культурой и традициями, с видами театров и спектаклей, с музеями, выставками, концертами, обогащать знания о коллекционировании, о мире техники и др., закреплять навыки организации своего досуга – увлечения, хобби, планирование своего свободного времени.

Основные воспитательные задачи программы: воспитывать желание правильно организовать свое свободное время в школе и вне ее в течение дня, недели, воспитывать интерес к организации театрализованной деятельности в школе и вне ее, воспитывать интерес к коми культуре и коми традициях, воспитывать чувство эмоционального подъема, радости, доброжелательности во время подвижных игр, во время и после посещения музеев, выставок, концертов.

Программное содержание образовательного модуля «Отдых и досуг»

Материал внеурочной образовательной программы«Отдых и досуг» расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений (Приложение 1).

В основных образовательных циклах младшего звена содержится материал, позволяющий познакомить детей с театрализованной деятельностью, с подвижными и малоподвижными играми, с техникой изготовления несложных поделок из подручного материала.

В образовательных циклах среднего звена содержится материал о видах театров, о телевидении и кино, о рукоделии и другой художественной деятельности.

Основные циклы в старшем звене содержат материал о коми национальной культуре и о  видах концертов и коллекционировании, об увлечениях подростков, о видах праздников.

Для реализации программного содержания, как программы «Отдых и досуг», так и для сквозной внеурочной образовательной программы в целом, предлагается определенная методика проведения занятий. Каждый образовательный модуль (образовательная программа) изучается в течение месяца, воспитательские занятия проводятся по циклам: в течение одной недели программа рекомендует проводить сначала экскурсию, затем классный час и только потом практическое занятие.

Изучение нового материала начинается с экскурсии, которая имеет целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектом. Экскурсии могут быть организованы как вне школы, так и внутри нее, а могут быть воображаемыми и проходить в игровых комнатах или других помещениях школы-интерната.

На классных часах сообщаются новые, а также систематизируются и обобщаются уже имеющиеся знания. Занятия проводятся в форме бесед в сочетании с сюжетно-ролевыми и дидактическими играми.

На практических занятиях закрепляются знания, которые уже получены к этому времени, и, что очень важно, вырабатываются необходимые умения. Формы работы могут быть как групповые, так и индивидуальные. Главное, чтобы на занятиях каждый ребенок овладел жизненно необходимыми знаниями и умениями — познавательными, коммуникативными, нравственными, эстетическими, трудовыми.

При завершении трехнедельной работы над образовательным блоком проводится итоговое занятие, на котором выявляется степень усвоения полученных знаний и умений, но вместе с тем происходит и более глубокое их осмысление, обобщение и закрепление материала. Эти занятия требуют серьезной подготовки. Укажем на некоторые их особенности:

– занятие по времени продолжительнее обычного, так как на нем используется материал, изучавшийся в течение целого месяца (содержание 9 занятий);
– для занятия выбирается необычная форма, например, оно проводится как воображаемая экскурсия, круглый стол, устный журнал, путешествие, соревнование, праздник;
– используется больше сюрпризных моментов, чем обычно;
– работа детей стимулируется призами, подарками.

В конспекте занятия указываются: 1) задачи, которыми определяются объем знаний и умений, усваиваемых детьми, а также содержание коррекционной работы, проводимой на занятии; 2) оборудование, необходимое для проведения занятий; 3) содержание занятия и способы организации деятельности детей.

В современной школе-интернате во внеурочной образовательной деятельности нашими педагогами активно используются различные элементы современных образовательных технологий и методик, адаптированные для работы с воспитанниками данной категории (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида, обучающиеся и воспитывающиеся в школе-интернате): Технология дифференцированного обучения, Технология развивающего обучения (личностно-ориентированный подход в обучении), Технология проблемного обучения, Технология проектирования (мини-проекты, проекты), Технология педагогических мастерских (творческая мастерская), Шоу-технологии, Технология коллективных творческих дел (КТД),  Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), Здоровьесберегающие технологии и др. В статье представлен конспект занятия с использованием некоторых из перечисленных технологий и методик (Приложение 2).

Программный модуль «Отдых и досуг» предлагает конкретное содержание, формы и способы организации 100 воспитательских занятий. По каждому циклу, а это 30 разнообразных тем, разработаны памятки — алгоритмы выполнения действий, связанных с той или иной задачей социализации воспитанников (Приложение 3). Памятки можно использовать в нескольких целях: при изучении с детьми нового материала, при закреплении знаний и формировании умений у воспитанников; при самостоятельном выполнении детьми повседневных дел. Они помогают педагогам соблюдать единство требований.

Содержание образовательного модуля (внеурочной образовательной программы) «Отдых и досуг» служит ориентиром для педагогической работы, направленной на подготовку детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, на выработку умений и навыков, позволяющих правильно использовать знания об организации не только своего отдыха и досуга, но и окружающих людей.

В целом в систему внеурочных занятий сквозной образовательной программы по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида включены знания и умения, помогающие воспитанникам находить контакт с окружающими людьми, проецировать на практику усвоенные знания, умения, пользоваться словесной инструкцией при организации своих действий, включены упражнения, в которых ребенок сам находит принятые в обществе выходы из жизненных ситуаций. Все занятия опираются на предметно-практическую деятельность детей.

Распределение времени на прохождение программного материала, и порядок его изучения даны ориентировочно и могут изменяться в зависимости от особенностей класса-группы, времени года, возможностей, потребностей школы-интерната и творческого потенциала педагога.

Педагогическая деятельность на занятиях по социализации воспитанников продолжение в повседневной жизни, когда осуществляется закрепление полученных знаний и умений, формируются на их основе навыки, положительные привычки. Только комплексная работа позволяет достичь желаемых результатов, помогает сводить к минимуму возможные срывы в будущей самостоятельной жизни подростков и делает наших воспитанников вполне полезными и полноправными членами общества.

В следующей части (Часть 2) будут представлены в сравнении образцы методических материалов (конспектов занятий для реализации образовательного модуля «Отдых и досуг») традиционных и измененных, доработанных и оптимизированных с использованием элементов современных образовательных технологий, адаптированных для реализации программного материала в современных условиях школы-интерната.

Послесловие.

«Если ребенок не научится любви в семье своих родителей, то где же он научится ей? Если он с детства не привыкнет искать счастья именно во взаимной любви, то в каких же злых и дурных влечениях он будет искать счастья в зрелом возрасте? Дети все перенимают и всему подражают, незаметно, но глубоко вчувствуясь в жизнь своих родителей, тонко подмечая, угадывая, иногда бессознательно следя за "старшими" наподобие "неутомимых следопытов"».

И.А. Ильин