Проектирование учебного занятия в системно-деятельностном подходе на примере урока истории

Разделы: История и обществознание


В марте 2013 года на базе нашей школы прошли курсы Красноярского института повышения квалификации по теме «Система работы школы по развитию исследовательско-проектировочных умений и навыков обучающихся». Педагоги не только теоретически познакомились с особенностями проектирования современного урока в соответствии со стандартами второго поколения, но и пробовали разрабатывать и апробировать свои уроки.

Структура нового урока обязательно должна содержать: вводную часть – целеполагание (определение темы урока, постановка предполагаемых целей-результатов детьми); основную часть – создание учебных ситуаций (выработка способов достижения поставленных целей-результатов); заключительную часть (рефлексия, определение степени достижения поставленных целей, реального результата) [1., с.4].

Предлагаю вам ознакомиться с уроком истории, разработанным в рамках курсов и проведенным для коллег. К уроку даются методические комментарии, с целью введения в логику системно-деятельностного подхода.

Учебник А.А. Данилова и Л.Г.Косулиной. История России. XIXвек.
Цель-результат Учащиеся узнают условия освобождения крестьян; переведут текстовую информацию в таблицу, смогут определять положительные и отрицательные стороны реформы для крестьян и помещиков, будут учиться устанавливать причинно-следственные связи (по таксономии Б. Блума уровни – знание, понимание, анализ).

Комментарий: уровень знания начальный. Цели, относящиеся к этому уровню, формулируются в терминах воспроизведения (назвать, перечислить, указать). На уровне понимания учащиеся должны изложить материал своими словами. При анализе предполагается, что обучаемые в состоянии разделить изученный материал на отдельные составляющие части, могут описать его внутреннюю организацию[1., с.7].

Оборудование Слайд-программа, карточки с датами на доске, Рабочие листы по теме для учащихся (содержат ленту времени, 2 таблицы).
Содержание слайд-программы:
  • Лента времени. Эталон выполнения задания.
  • Портрет Александра II.
  • Диаграмма «Крестьянские волнения в 1858-1863гг.».
  • Поместье.
  • Выкупная операция.
Время урока 45 минут

Конспект урока

1. Вводная часть

Актуализация знаний. Формулировка темы

Разминка «Даты». На доске карточки с датами, один учащийся выходит к доске, класс называет события отечественной истории, учащийся показывает карточку с датой. Учитель может задавать дополнительные вопросы.

Беседа с классом.

– Что объединяет даты: 1581, 1597, 1649? (Этапы закрепощения крестьян).
– Что такое крепостное право?
– Как оно влияло на развитие России в XIX веке?
– Представители каких общественных движений в XIX веке выступали за отмену крепостного права?
– Какие попытки предпринимали российские императоры в XIX веке для изменения положения крепостных?
– Как высказывался о крепостном праве Николай I (с.69 учебника)?
– После какого события отмена крепостного права стала неизбежной? (Поражение России в Крымской войне)
– Какая сегодня тема урока? (Отмена крепостного права в России).
– Запишите тему в Рабочий лист урока.

Комментарий: актуализация знаний на данном уроке необходима, она позволяет не только повторить изученный материал, но и легко подводит ребят к формулированию темы урока.

Целеполагание

Введение даты отмены крепостного права. Дети работают с лентой времени в Рабочем листе урока.

Рабочий лист по теме «Отмена крепостного права в России»

– На ленте времени отметьте годы Крымской войны и год отмены крепостного права (найдите в учебнике). Сверяем с эталоном (слайд 1).
– Сколько лет прошло от окончания войны до отмены крепостного права?
– Почему не отменили в 1857? (Подготовка реформы, ведь изменится жизнь большей части населения страны).
– Чья жизнь изменится в первую очередь? (Крепостных крестьян и помещиков). Созданы комитеты, комиссии, по разработке реформы, в состав которых вошли помещики и чиновники.
– В 1861 году Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положения об освобождении крестьян (слайд 2). Но…
– Проанализируйте диаграмму на слайде.

– Сформулируйте проблемный вопрос.
«Почему освобождение крепостных привело к массовым крестьянским выступлениям»?
Недовольство освобождением!
– Что мы должны сделать, чтобы понять и объяснить эту ситуацию?
– Какие цели мы поставим на урок?
Цель 1: узнать, на каких условиях происходило освобождение крестьян.
Цель 2: проанализировать + и – реформы для крестьян и помещиков.

Комментарий: проблемный вопрос и цели урока формулируются детьми и обязательно фиксируются на доске. Для достижения каждой цели создается учебная ситуация.

II. Основная часть

Первая учебная ситуация

– Работая с учебником (с.141-142, отрывок «Основные положения крестьянской реформы») выделите основные условия освобождения крестьян, опираясь на таблицу в Рабочем листе и словарь урока. Можно работать в парах.

Основные положения реформы

Опорные слова Положения реформы
Гражданские права Крестьяне получили гражданские права.
Земля Крестьяне могли выкупить землю у помещика.
Выкуп 20% стоимости земли платил крестьянин, 80% государство. Эти деньги с процентами нужно вернуть государству в течение 49 лет.
Временнообязанные крестьяне До выхода на выкуп крестьяне считались временнообязанными (платили оброк, работали на барщине). Выкуп с 1863г.

Комментарий: в таблице даны только опорные слова, условия освобождения дети должны найти сами.

Самостоятельная работа 10-15 минут. Совместное обсуждение. Корректировка таблицы. Для пояснения используются слайды 4-5.

Рефлексия после учебной ситуации.

– Какова была первая цель на уроке? Достигли ее?

Вторая учебная ситуация

Работая в группах, заполнить таблицу.

Комментарий: коллеги, привожу вариант уже заполненной таблицы.

Приобретения и потери крестьян и помещиков

+ для крестьян

– для крестьян

  • Гражданские права.
  • Бесплатно мог получить ? часть надела.
  • Оброк и барщина для временнообязанных точно определены в Уставных грамотах.
  • 80% выкупа давало государство.
  • Выкуп земли у помещика.
  • Помещик отрезал лучшие земли.
  • Большие группы крестьян не получали земли.
  • До выкупа временнообязанные отношения (барщина, оброк).
  • Рассчитываться с государством 49 лет.
  • Земля – собственность общины.
  • Выкуп с 1863г.

+ для помещиков

– для помещиков

  • Продавали землю.
  • Временнообязанные отношения.
  • Получал всю сумму сразу.
  • Отрезает лучшие земли.
  • Теряли рабочую силу, надо искать другие источники дохода.
  • Оброк и барщина точно определяются в Уставной грамоте.

Совместное обсуждение. Корректировка таблицы.

– Для кого реформа более выгодна?
– Почему так получилось?

III. Рефлексия

– Какие у нас были цели урока?
– Удалось ли нам их достичь?
– Какие условия отмены крепостного права узнали?
– Кто получил больше выгоды от реформы?
– Сможем ответить на проблемный вопрос?
– Где нам эти знания могут пригодиться? (При чтении художественных текстов).

Комментарий: на следующий урок учащиеся будут применять полученные знания при анализе отрывков из художественных произведений.

Выводы. Урок изменился. Дети сами должны формулировать тему, цели-результаты, самостоятельно получают знания, рефлексируют по поводу своей деятельности. От учителя требуется большая подготовка к уроку, но на самом уроке работают дети.

Литература.

  1. Голубева Л.М. Методические рекомендации по проектированию учебного занятия в системно-деятельностном подходе с применением процессуального мониторинга.г.Канск, 2013.
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. Учебник для 8 класса. Просвещение. М., 2007.
  3. Данилов Д.Д., Данилова С.М. Рабочая тетрадь к учебнику «История России». Школа 2100.М., 2012.
  4. Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX века. М., 2005.
  5. Ступакова Ю.В. Основные положения реформы 1861г. (урок проблемного обучения)//ПИШ №3, 2004.