В марте 2013 года на базе нашей школы прошли курсы Красноярского института повышения квалификации по теме «Система работы школы по развитию исследовательско-проектировочных умений и навыков обучающихся». Педагоги не только теоретически познакомились с особенностями проектирования современного урока в соответствии со стандартами второго поколения, но и пробовали разрабатывать и апробировать свои уроки.
Структура нового урока обязательно должна содержать: вводную часть – целеполагание (определение темы урока, постановка предполагаемых целей-результатов детьми); основную часть – создание учебных ситуаций (выработка способов достижения поставленных целей-результатов); заключительную часть (рефлексия, определение степени достижения поставленных целей, реального результата) [1., с.4].
Предлагаю вам ознакомиться с уроком истории, разработанным в рамках курсов и проведенным для коллег. К уроку даются методические комментарии, с целью введения в логику системно-деятельностного подхода.
Учебник | А.А. Данилова и Л.Г.Косулиной. История России. XIXвек. |
Цель-результат | Учащиеся узнают условия освобождения
крестьян; переведут текстовую информацию в
таблицу, смогут определять положительные и
отрицательные стороны реформы для крестьян и
помещиков, будут учиться устанавливать
причинно-следственные связи (по таксономии Б.
Блума уровни – знание, понимание, анализ). Комментарий: уровень знания начальный. Цели, относящиеся к этому уровню, формулируются в терминах воспроизведения (назвать, перечислить, указать). На уровне понимания учащиеся должны изложить материал своими словами. При анализе предполагается, что обучаемые в состоянии разделить изученный материал на отдельные составляющие части, могут описать его внутреннюю организацию[1., с.7]. |
Оборудование | Слайд-программа, карточки с датами на
доске, Рабочие листы по теме для учащихся
(содержат ленту времени, 2 таблицы). Содержание слайд-программы:
|
Время урока | 45 минут |
Конспект урока
1. Вводная часть
Актуализация знаний. Формулировка темы
Разминка «Даты». На доске карточки с датами, один учащийся выходит к доске, класс называет события отечественной истории, учащийся показывает карточку с датой. Учитель может задавать дополнительные вопросы.
Беседа с классом.
– Что объединяет даты: 1581, 1597, 1649? (Этапы
закрепощения крестьян).
– Что такое крепостное право?
– Как оно влияло на развитие России в XIX веке?
– Представители каких общественных движений в XIX
веке выступали за отмену крепостного права?
– Какие попытки предпринимали российские
императоры в XIX веке для изменения положения
крепостных?
– Как высказывался о крепостном праве Николай I
(с.69 учебника)?
– После какого события отмена крепостного права
стала неизбежной? (Поражение России в Крымской
войне)
– Какая сегодня тема урока? (Отмена
крепостного права в России).
– Запишите тему в Рабочий лист урока.
Комментарий: актуализация знаний на данном уроке необходима, она позволяет не только повторить изученный материал, но и легко подводит ребят к формулированию темы урока.
Целеполагание
Введение даты отмены крепостного права. Дети работают с лентой времени в Рабочем листе урока.
Рабочий лист по теме «Отмена крепостного права в России»
– На ленте времени отметьте годы Крымской
войны и год отмены крепостного права (найдите в
учебнике). Сверяем с эталоном (слайд 1).
– Сколько лет прошло от окончания войны до
отмены крепостного права?
– Почему не отменили в 1857? (Подготовка реформы,
ведь изменится жизнь большей части населения
страны).
– Чья жизнь изменится в первую очередь?
(Крепостных крестьян и помещиков). Созданы
комитеты, комиссии, по разработке реформы, в
состав которых вошли помещики и чиновники.
– В 1861 году Александр II подписал Манифест об
отмене крепостного права и Положения об
освобождении крестьян (слайд 2). Но…
– Проанализируйте диаграмму на слайде.
– Сформулируйте проблемный вопрос.
«Почему освобождение крепостных привело к
массовым крестьянским выступлениям»?
Недовольство освобождением!
– Что мы должны сделать, чтобы понять и объяснить
эту ситуацию?
– Какие цели мы поставим на урок?
Цель 1: узнать, на каких условиях
происходило освобождение крестьян.
Цель 2: проанализировать + и – реформы
для крестьян и помещиков.
Комментарий: проблемный вопрос и цели урока формулируются детьми и обязательно фиксируются на доске. Для достижения каждой цели создается учебная ситуация.
II. Основная часть
Первая учебная ситуация
– Работая с учебником (с.141-142, отрывок «Основные положения крестьянской реформы») выделите основные условия освобождения крестьян, опираясь на таблицу в Рабочем листе и словарь урока. Можно работать в парах.
Основные положения реформы
Опорные слова | Положения реформы |
Гражданские права | Крестьяне получили гражданские права. |
Земля | Крестьяне могли выкупить землю у помещика. |
Выкуп | 20% стоимости земли платил крестьянин, 80% государство. Эти деньги с процентами нужно вернуть государству в течение 49 лет. |
Временнообязанные крестьяне | До выхода на выкуп крестьяне считались временнообязанными (платили оброк, работали на барщине). Выкуп с 1863г. |
Комментарий: в таблице даны только опорные слова, условия освобождения дети должны найти сами.
Самостоятельная работа 10-15 минут. Совместное обсуждение. Корректировка таблицы. Для пояснения используются слайды 4-5.
Рефлексия после учебной ситуации.
– Какова была первая цель на уроке? Достигли ее?
Вторая учебная ситуация
Работая в группах, заполнить таблицу.
Комментарий: коллеги, привожу вариант уже заполненной таблицы.
Приобретения и потери крестьян и помещиков
+ для крестьян |
– для крестьян |
|
|
+ для помещиков |
– для помещиков |
|
|
Совместное обсуждение. Корректировка таблицы.
– Для кого реформа более выгодна?
– Почему так получилось?
III. Рефлексия
– Какие у нас были цели урока?
– Удалось ли нам их достичь?
– Какие условия отмены крепостного права узнали?
– Кто получил больше выгоды от реформы?
– Сможем ответить на проблемный вопрос?
– Где нам эти знания могут пригодиться? (При
чтении художественных текстов).
Комментарий: на следующий урок учащиеся будут применять полученные знания при анализе отрывков из художественных произведений.
Выводы. Урок изменился. Дети сами должны формулировать тему, цели-результаты, самостоятельно получают знания, рефлексируют по поводу своей деятельности. От учителя требуется большая подготовка к уроку, но на самом уроке работают дети.
Литература.
- Голубева Л.М. Методические рекомендации по проектированию учебного занятия в системно-деятельностном подходе с применением процессуального мониторинга.г.Канск, 2013.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. Учебник для 8 класса. Просвещение. М., 2007.
- Данилов Д.Д., Данилова С.М. Рабочая тетрадь к учебнику «История России». Школа 2100.М., 2012.
- Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX века. М., 2005.
- Ступакова Ю.В. Основные положения реформы 1861г. (урок проблемного обучения)//ПИШ №3, 2004.