Одним из приоритетных направлений в области логопедической работы считаю активное употребление речевых средств. Вся логопедическая работа строится с учетом индивидуальных возможностей, потребностей учащихся и с учетом их психофизиологических особенностей.
Этому способствуют в полной мере игры с мячом, которые позволяют разнообразить работу учителя-логопеда, а учащимся даётся возможность отдохнуть и расслабиться, снять напряжение. Для предупреждения утомления на занятии используются физкультурные минутки и динамические паузы, во время которых применяются различные игры и упражнения, в том числе игры с мячом.
По нашим наблюдениям в игре с мячом даже стеснительные дети легче и быстрее включаются в работу, желание поиграть вместе со всеми пересиливает застенчивость и дает хорошие результаты. Во время игры все учащиеся охотно и с интересом выполняют монотонные, однообразные и порой непонятные задания. При работе с мячом им легче и безболезненнее включиться в работу по автоматизации и дифференциации изучаемого звука. Это объясняется тем, как отмечает И.В. Илюхина, что учащиеся во время игры с мячом выполняют различные действия то одной, то другой рукой и обеими одновременно, еще и с проговариванием одновременно таких действий, как целиться мячом, отбивать его об пол, подбрасывать вверх, соединяя с движениями по отбиванию мяча об пол с одновременными хлопками рук, различными поворотами туловища и т.д. Такие игры способствуют развитию у учащихся тонкой моторики рук, увеличению подвижности кистей и пальцев, выработке ловкости рук, увеличивают их захват, развивают глазомер [3].
Игры с мячом способствуют усилению деятельности коры головного мозга, гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма в целом [1, с. 59].
Особая ценность игр с мячом заключается в том, что они воздействуют одновременно на моторную и психическую сферу. Во время игры с мячом в мозг учащегося поступает разнообразная информация, которая требует быстроты реакции и нестандартности действия, при этом у школьников интенсивнее включаются психические процессы [3].
Поэтому многие учителя-логопеды в практике своей работы по коррекции устной и письменной речи используют разнообразные игры с мячом. Совместная работа учащихся и учителя – логопеда, в процессе игры с мячом позволяет решить целый комплекс коррекционно – развивающих задач: развивать память, внимание и правильную речь.
Новый стандарт ФГОС предъявляет требования к реализации основной образовательной программы через использование ИКТ технологий. В связи с этим нами был выбран дидактический метод игр с мячом как более доступная форма воздействия на учащихся и эффективный способ передачи информации.
Коммуникативно-речевое развитие на логопедических занятиях осуществляется с использованием различных игр с мячом. Нами подобран комплекс упражнений, направленных на развитие моторики рук, ориентировки в пространстве, фонематической памяти и восприятия, и правильной речи. Занятия проходят в форме: занятие – игра, занятие – путешествие. Важным условием для нас является то, что учащиеся сами под руководством учителя-логопеда придумывают словесные игры с мячом. Мы пошли на это, чтобы не только поощрить детей, но и, учитывая требования стандарта ФГОС, по мере сил и возможностей включать в работу каждого учащегося, что позволяет наблюдать индивидуальный рост и повышение самооценки учащихся имеющих речевые проблемы.
На первых занятиях некоторые дети неохотно работают с мячом, так как стесняются своей неловкости и неуверенности в себе, поэтому в начале учебного года работу начинаем с мягких, легких мячей, а также используем массажный мяч. В процессе обучения мягкий мяч заменяется на небольшой резиновый. Только после того, как дети спокойно и уверенно начнут работать с ним, мы можем переходить к новому этапу. Так постепенно мы подводим детей к работе с резиновым мячом среднего размера. Резиновые мячи очень удобны для отбивания слого-ритмического состава слова. Мною разработаны различные игры с мячом, приведенные ниже.
Игра “Измени словечко”
Цель: научить учащихся 3–4-х классов выделять изучаемые звуки в словах.
Задачи: развить общую и мелкую моторику, фонематическое восприятие, дифференцировать изучаемые звуки в словах.
Развивающая: развивать двигательную память, ручную моторику и координацию движения.
Оборудование: резиновый мяч средних размеров.
Учащиеся стоят кругом, учитель-логопед в центре, дает задание поменять в слове букву.
Например, на занятии изучают звуки [ч] – [ш], учитель-логопед бросает мяч учащемуся, который должен поменять один из изучаемых звуков на другой. Учитель-логопед бросает мяч и говорит:
Учитель-логопед. – Даша.
Учащийся. – Дача.
Игра “За слогом слово говори”
Цель: научить учащихся 2-х классов делить слова на слоги.
Задачи: развить общую и мелкую моторику, развить фонематическое восприятие, автоматизировать звук в словах.
Развивающая: развивать точные координированные движения в сочетании с речью, умение и точность бросать мяч.
Оборудование: резиновый мяч средних размеров.
Учащиеся стоят кругом, учитель-логопед в центре, дает задание отбить мяч об пол, произнося слог, который будет в задуманном учащимся слове. Слог произносится и одновременно отбивается об пол три раза, на четвертый говорится само слово.
Например, учащийся задумал слово сани.
Са – са – са – сани.
Ла – ла – ла – лапа.
Ша – ша – ша – шапка.
Игра “Найди словечко”
Цель: научить учащихся 1-х классов подбирать слова с заданным звуком.
Задачи: развить общую и мелкую моторику, развить фонематическое восприятие, развивать фонематический слух, автоматизировать звук во фразе.
Оборудование: небольшой резиновый мяч.
Вариант №1
По заданию учителя-логопеда учащиеся должны отбить мяч об пол, произнося слог, который будет в задуманном учащимся слове стоять в начале слова. Слог произносится и одновременно отбивается об пол три раза, на четвертый говорится само слово.
Например, учитель - логопед бросает мяч учащемуся и говорит:
Произнеси – Слово со слогом [са], который стоит вначале слова.
Са – са – са – сапоги. – отвечает учащийся.
Вариант №2
В этом задании нужно отбить мяч об пол, произнося слог, который будет в задуманном учащимся слове стоять в середине слова. Слог произносится и одновременно отбивается об пол три раза, на четвертый говорится само слово.
Например, учитель-логопед бросает мяч учащемуся и говорит:
Произнеси – Слово со слогом [са], который стоит в середине слова.
Са – са – са – рысак. – отвечает учащийся.
Вариант №3
В этом задании нужно отбить мяч об пол, произнося слог, который будет в задуманном учащимся слове стоять в конце слова. Слог произносится и одновременно отбивается об пол три раза, на четвертый говорится само слово.
Например, учитель-логопед бросает мяч учащемуся и говорит:
Произнеси – Слово со слогом [са], который стоит в конце слова.
Са – са – са – оса. – отвечает учащийся.
Игра “Полет мяча”
Цель: научить учащихся 2-х классов работать с безударными гласными.
Задачи: развить общую и мелкую моторику, развить фонематическое восприятие.
Оборудование: небольшой резиновый мяч.
Учащиеся стоят кругом, учитель-логопед в центре, дает задание повторить за ним слово, давая во множественном числе, а учащийся в единственном числе.
Например, учитель-логопед бросает мяч учащемуся.
Учитель-логопед. – Поля.
Учащийся. – Поле.
Учитель-логопед – Земля.
Учащийся. – Земли.
Игра “Договори словечко”
Цель: научить учащихся 1-х классов заканчивать слово изучаемым звуком.
Задачи: развить общую и мелкую моторику, развить фонематическое восприятие, автоматизировать изучаемый звук в словах.
Оборудование: небольшой резиновый мяч.
Учащиеся стоят кругом, учитель-логопед в центре, дает задание: “Поймав мяч договорите слово, добавив в конце изучаемый звук”.
Например:
Учитель-логопед. – Но?
Учащийся. – Нос.
Учитель-логопед. – Эта?
Учащийся. – Этаж.
Учитель-логопед. – На?
Учащийся. – Наш.
Игра “Поменяй словечко”
Цель: научить учащихся 1-х классов менять первый звук в слове на изучаемый звук.
Задачи: развить общую и мелкую моторику, развить фонематическое восприятие, автоматизировать изучаемый звук в словах.
Оборудование: небольшой резиновый мяч.
Учащиеся стоят кругом, учитель-логопед в центре, дает задание: “Поймав мяч, поменяйте в слове первый звук на изучаемый, получите новое слово”.
Например:
Учитель-логопед. – Лук.
Учащийся. – Сук.
Игра “Говорим друг за другом”
Цель: научить учащихся 1-х классов выделять первый звук в слове.
Задачи: развить общую и мелкую моторику; развить фонематическое восприятие; автоматизировать изучаемый звук в словах; развивать ориентировку в пространстве; тренировать вестибулярный аппарат и мышцы опорно-двигательной системы.
Оборудование: небольшой резиновый мяч.
Дети встают парами и поочередно бросают друг другу мяч. Первый учащийся из пары говорит слог с изучаемым звуком, его товарищ должен сказать слово с этим слогом.
Например:
Первый учащийся. – Са.
Второй учащийся. – Сани.
Затем повернуться к соседней паре и поменяться партнерами, образуя новую пару.
Игра “Мяч катай, время коротай”
Цель: научить учащихся 2-х классов делить слова на слоги.
Задачи: развить фонематическое восприятие, автоматизировать звук в словах. Развитие мелкой моторики рук, улучшение трофики мышц и кожных покровов, снижение тонуса мышц.
Оборудование: массажный мяч.
Поочередно то правой, то левой рукой катать по столу массажный мяч, произнося при этом слова с изучаемым звуком по слогам.
Например: учащиеся произносят по цепочке:
Первый учащийся. – Ка – ша.
Второй учащийся. – На – та – ша.
Третий учащийся. – Кры – ша.
Нашими достижениями считаю не только высокий уровень сформированности коммуникативных умений и навыков речевого общения, но и включение в работу каждого, что позволяет наблюдать индивидуальный рост и повышение самооценки учащихся имеющих речевые проблемы.
Список литературы
- Илюхина И.В. Мяч и речь – технология коррекции речевых нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья //Педагогическое мастерство: Материалы IV междунар. науч, конф. – М., 2014. – с. 58–60.
- Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе. – М., 2012. – 176 с.
- Озолина Н.И. Развитие тонкой моторики у детей средствами упражнений с мячом в игровой форме // http://pedsovet.org