Цели урока:
- Обучение. Получить на основании предыдущего опыта прочные знания по теме; совершенствовать умение поиска информации в сети Интернет и ее обработки.
- Развитие. Прививать навыки самостоятельной работы; тренировать внимание, наблюдательность, память, критическое мышление, коммуникативные навыки.
- Воспитание. Формировать культуру общения в группе со сверстниками, аккуратность и точность формирования отчетной документации.
Конспект урока
Организационный момент. Проверка готовности учеников к уроку, приведение в рабочее состояние оборудования (компьютеров учителя и учеников и интерактивной доски).
Стадия вызова.
Учитель: “В прошлом году вы изучали тему “Информация”. Давайте определим, что вы помните”.
Применяется прием “Кластер”.
На интерактивной доске заполняется кластер. В середине пишется слово “Информация”. Элементы кластера заполняются учащимися. Например,
- По типу
- По восприятию человеком
- По форме организации
- По стадиям обработки
Каждый элемент расшифровывается.
Учитель на интерактивной доске проявляет скрытый текст, и учащиеся сравнивают свои варианты и правильные ответы. Идет обсуждение.
- Пример скрытого текста:
- По типу: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видео, мультимедиа
- По восприятию человеком: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние
- По форме организации: таблицы, список, ряд, множество
- По стадиям обработки: получение, обработка, передача, хранение, предъявление.
Учитель: “Перед вами лежат флажки красного и зеленого цветов. Красный означает, что вы не согласны, зеленый – согласны. На интерактивной доске будут появляться утверждения, и вы должны показывать флажок того или иного цвета”.
Применяется прием “Верные-неверные утверждения”.
- А, Л, 9, 3, <, Н – это ряд (красный)
- Информация, полученная через слух, запоминается лучше всего (красный)
- Иванов, Сидоров, Кошкин, Мышкин – список (зеленый)
- 1, 3, 5, 7, 9 – это ряд (зеленый)
- Компьютер научился обрабатывать звуковую информацию раньше числовой (красный)
- Файл может содержать различные типы информации (зеленый)
Учитель проявляет ответы на интерактивной доске. Выполняется самопроверка, кто-то из учеников комментирует ответ.
Учитель: “Фильм, текст, рисунок…Они несут информацию. Интересно, какой объем занимает эта информация? Хотелось бы также ее сравнить. Что прежде надо для этого сделать? Подумаете, как может звучать тема урока?”
Учащиеся: “Информация, и как ее измерить”.
Учитель: “А что такое измерить? Как, например, измерить длину стола, время?”
Учащиеся высказывают предположения. Учитель, актуализируя предыдущий опыт, подводит к мысли, что измерение – сравнение с эталоном, и следует иметь эти эталоны (единицы измерения).
Стадия осмысления
Используется прием “Концептуальная таблица”
Учащиеся разбиваются на малые группы, ищут в Интернете информацию и заполняют таблицу. Таблицы заранее распечатаны для экономии времени и потом либо вклеиваются в тетради, либо прикрепляются степлером.
Единица измерения информации | Краткое обозначение | Что может измерять | Коэффициент относительно предыдущей единицы |
Бит | – | ||
Байт | |||
Килобайт | |||
Мегабайт | |||
ГигаБайт |
Учитель проявляет на интерактивной доске правильный ответ:
Единица измерения информации | Краткое обозначение | Что может измерять | Коэффициент относительно предыдущей единицы |
Бит | бит | Высказывания: Да или Нет |
– |
Байт | Б | 1 символ в кодировке ASCII | 8 |
Килобайт | КБ | Текст | 1024 |
Мегабайт | МБ | Звук | 1024 |
ГигаБайт | МБ | Видео | 1024 |
Учитель: “А теперь будем командно отвечать на вопросы”.
Учащиеся разбиваются на команды и должны с помощью сети Интернет за ограниченное время ответить либо на вопросы, либо актуализировать имеющиеся знания. Применяется прием “Толстые и тонкие вопросы”. Вопросы высвечиваются на интерактивной доске.
Тонкий: Привести известные вам шкалы единиц измерения какой-то величины (например, единицы длины: мм, см, дм, м, км), вспомнить правила перевода одних единиц в другие. А потом по аналогии сформулировать правило, как переводить единицы измерения информации?
Толстый: Приведите пример, когда в одном файле используются различные типы информации.
Толстый: Почему компьютер не мог сразу работать со всеми типами информации?
Тонкий: С помощью какого устройства можно ввести в компьютер фотографию или рисунок?
Стадия рефлексии. Прием бортовой журнал.
Учитель: “А теперь давайте коллективно на интерактивной доске заполним таблицу:
“Что было известно”, “Что нового узнал”. А вот для заполнения третьей колонки “Что хочу узнать” каждый подумает и выскажет свои пожелания”.
Ученики выполняют задание и высказываются.
Домашнее задание.
1) Придумать синквейн на слова: информация, бит, мегабайт, измерение,
2) Переведите 2048 КБ в Б, 2048 Б в КБ, 80 Б в биты, 80 бит в Б.
3) Подготовить на выбор сообщение из Интернета, какие программы обрабатывают тот или иной тип информации.