Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель занятия: обогащение словаря и развитие связной речи по теме занятия.

Задачи занятия:

образовательные: учить образовывать прилагательные от существительных, подбирая однокоренные слова к слову “лес”

развивающие: развивать навык составления описательного рассказа по серии картин, развивать умение делить круг на части, развивать мелкую моторику и общую координацию движений (при ловле мяча сидя, стоя), развивать внимание (зрительное и слуховое), память, воображение, мышление.

воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе родного края, к обитателям леса.

Словарная работа: лесовоз, лесоруб, лесничий.

Предварительная работа: беседы на темы: “Как звери зимуют”, “Деревья леса и парка”, отгадывание ребусов, составление описательных рассказов по серии картинок о временах года.

Оборудование к занятию: магнитная доска, мольберт, ребус со словом “ЛЕС”, мяч, силуэты животных, деревьев, кустарников, солнца, облаков, ватман с нарисованным деревом, коричневый маркер, демонстрационные карточки – домики с 1, 2, 3 окошками, простые карандаши по количеству детей, малые круги с изображением разных деревьев, большие круги с сюжетными картинками, указка, карточки с нарисованными маленькими кругами, наборы цветных карандашей – по количеству детей; орешки – для угощения.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра в кругу “Море волнуется” (на новый лад).

Море волнуется - раз,
Море волнуется - два,
Море волнуется - три.
Лесная фигура – замри…
Отомри!

(Дети принимают позы диких животных)

- Кто кем был? (Примерные ответы детей: “Я была зайчихой”, “Я был медвежонком”, “Я был лосем”)

2. Работа за столами. Отгадывание ребуса. (Две запятых внизу колесо - одна запятая сверху)

- Какое слово зашифровано на этой картинке? (Ответы детей)

- Правильно, это слово “Лес”.

- И сегодня с вами мы поговорим о лесе и его обитателях.

3. Образование относительных прилагательных из существительных, составление словосочетаний:

- Скажите мне, пожалуйста:

Как будет называться лес зимой - зимний лес.

Как будет называться лес весной – весенний лес.

Как будет называться лес летом – летний лес.

Как будет называться лес осенью – осенний лес.

- Назовите приметы осени. (Что происходит с живой и неживой природой, людьми)

4. Работа на магнитной доске. Подбор существительных в родительном падеже, множественного числа:

- Скажите, чего много в осеннем лесу? (Примерные ответы детей: “В осеннем лесу много листьев; деревьев; кустарников, сухой травы; грибов, орехов”)

Все ответы детей сопровождаются размещением на магнитной доске силуэтов листьев, кустарников, деревьев и т.д.

5. Подбор однокоренных слов к слову “Лес”. Работа на ватмане. (Нарисован силуэт дерева без корней)

- Ребята, скажите, пожалуйста, без чего не вырастет дерево?

(Примерные ответы детей: “без корней, без воды”)

- Чтобы выросло наше дерево, мы с вами будем подбирать к слову “лес” похожие слова, вы будете называть слово и подрисовывать дереву корни.

- Маленький лес – лесочек.

- Поляна в лесу, какая поляна – лесная поляна.

- Воздух в лесу, какой воздух – лесной воздух.

- Человек, охраняющий лес – лесник.

- Человек, который рубит в лесу сухие и больные деревья – лесоруб.

- Машина, перевозящая лес – лесовоз.

- Сказочные, лесные персонажи – леший и лесовичок.

- Вот сколько корней стало у нашего дерева! Теперь то, оно точно не засохнет!

6. Игра в кругу с мячом. Подбор существительных к прилагательным: “Что бывает?”:

Лесная - …, лесной - .., лесное - .., лесные - … (Примерные ответы детей: “тропинка”, “воздух”, “болото”, “жители”)

7. Работа за столами.

- Ребята, скажите, пожалуйста, кого можно встретить в осеннем лесу? (Примерные полные ответы детей: “В осеннем лесу можно встретить зайца и ежа; “… белку и лису” и т.д.)

8. Игра с мячом на припоминание – за столами “Как называется дом?”.

У волка; у лисы; у белки; у бобра; у ежа; у лося; у зайца; у медведя и т.д.

9. Игра “Размести животных” - работа по слоговой структуре слова. На магнитной доске расположены домики с 1, 2, 3 окнами, рядом – на столе лежат силуэты животных.

- Скоро наступят холода, давайте поможем диким животным и разместим их по домикам.

Дети по одному подходят к столу, размещают силуэт под домиком, объясняя свой выбор.

10. Пальчиковая гимнастика “Ветер по лесу гулял” Н.Нищева.

Ветер по лесу гулял, ветер листики считал.

Вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый – резной.

Вот с берёзки – золотой, вот последний лист – с осинки.

Ветер сбросил на тропинки.

(На первую строчку – плавные, волнообразные движения ладонями; далее – загибают по одному пальчику на обеих руках)

11. Работа с карандашами “Рисуем полянки”. (На столах у каждого лежат небольшие круги с изображением разных деревьев, количество деревьев у всех разное)

- Ребята, вам нужно “рассадить” деревья так, чтобы на каждой полянке росло только по одному дереву. (Деление круга на части)

- У кого какой лес? (Примерные ответы детей: “У меня на полянках растут берёзы, значит это берёзовая роща”, “У меня на полянках дубы – это дубрава”; “У меня на полянках ели и сосны – это хвойный лес”; “У меня на полянках растут ели, сосны, дуб и берёзы – это смешанный лес”)

12. Составление рассказа по серии картин. На доске три больших круга с изображением:

1 круг: деревья, разноцветная листва, мальчик и девочка, одетые по-осеннему.

2 круг: деревья, разноцветная листва, одно поваленное дерево, рядом топор.

3 круг: деревья, разноцветная листва, человек в фуражке и знак “лесничий”.

13. Цветовой диктант “Добавь цвет в кружок”. (На столах у каждого карточка с кружочками)

Припоминание:

- каким цветом мы изображаем зиму? – белым

- каким цветом мы изображаем весну? - голубым

- каким цветом мы изображаем лето? - красным

- каким цветом мы изображаем осень? – желтым

Детям даются слова – признаки на все времена года, они раскрашивают круги в соответствующие цвета:

- Когда это бывает?

Листопад – желтый цвет

Снегопад – белый цвет

Ледоход – голубой цвет

Сбор ягод в лесу – красный цвет и т.д.

14. - Ребята, скажите, пожалуйста, а какое время года сменит золотую осень?

- Чего нельзя увидеть в зимнем лесу? (Листвы, травы – они под снегом)

- Кого нельзя увидеть в зимнем лесу? (Медведя и ежа – они ушли в спячку)

15. Итог занятия.

- О чем мы говорили?

- Что вам понравилось?

- Кто помнит пословицы и поговорки о лесе?

(Зацепился за пень – встал на весь день.

Прямое дерево ветра не боится.

Мёд медведь в лесу нашёл – мало мёда, много пчёл.)

- Осенью лес богат дарами, вот вам и угощение лесное – орешки от белочки.

Спасибо всем за активное участие на занятии.