Цель: учить составлять предложения с использованием опорных слов; развивать речь учащихся; расширять кругозор.
Ход урока
I. Организационный момент:
Все готовы мы к уроку,
В страну интересную и очень полезную.
На пути нас ждут большие испытания,
А на финише – победа, радость, знания!
II. Актуализация знаний.
Учитель: Давайте вспомним, с помощью чего общаются люди?
- Из чего состоит наша речь?
- Что такое предложение?
- Как оформляются предложения на письме?
- Что мы называем текстом?
Ученик:
Осень - радостное слово, вновь друзья встречаются,
Потому что снова в школу дети отправляются.Осень - ласковое слово, теплые денечки,
что солнце дружит с легким ветерочком!Осень - желтенькое слово желтенькой картинки,
Потому что пожелтели листья на осинке!
Учитель: Как называют прекрасную пору осени, когда желтеют и опадают листья?
- Сегодня мы отправимся в осенний парк (слайд 2).
- Какие листики вы видите на веточках?
- В тихую погоду листья падают медленно и печально, а в ветреную погоду они слетают с деревьев, быстро кружась. С каждым днём их становится на веточках всё меньше и меньше.
Представьте себя осенними листиками. Что бы вы могли нам рассказать?
III. Работа с текстом.
Составление текста с использованием опорных слов (слайд 3).
В парк ... осень. Она ... деревьям ... наряд.
Опорные слова:
пришла подарила яркий наступила дала праздничный явилась нарядила веселый
Слайд 4.
Скоро вся листва... . Только на клене остался ... листик. Ему было ...и... .
Опорные слова:
облетела остался скромный одиноко слетела красовался забытый скучно краснел весело
Слайд 5.
...ветер сорвал и этот лист и ... его в воздухе. Что будет с ним дальше?
Опорные слова:
Вдруг закружил Постепенно завертел И вот
IV. Физминутка (слайд 6).
Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишка.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
V. Продолжение работы с текстом
- Что такое сюжет? (Это порядок событий описанных в нашем тексте)
- В каждом сюжете всегда можно найти вступление, завязку, кульминацию и развязку.
- Прочитайте вступление, завязку.
- Какие чувства вызвала у вас картина одиноко висящего листика (печали, грусти, жалости, переживаем, что с ним будет дальше)? (Cлайд 7)
- Представьте, о чём мог думать последний листочек.
В городе шумном, у самой дороги,
Там, где всё время куда-то спешат,
Листик на дереве рос одинокий,
Рос и дивился, как жизнь хороша.
Так и висел он, не зная печали,
Только вот лето к концу подошло.
Слышал он, люди внизу обещали
Время дождей и нещадных ветров.
Людям не верил листочек наивный,
Думал: "Кто-кто, а уж я удержусь!
Самый холодный самый противный
Ветер я выдержу и не сорвусь!"
И не успел он подумать об этом,Как на него налетел ураган.
И полетел наш листочек по ветру,
Вдаль по теченью, не зная, куда.
Долго ветра его в небе кружили,
Падал он вниз и обратно взлетал.
Только ветра несговорчивы были,
Вот и дороги своей он не знал.
Так и держался он за руку ветра,
И не пытаясь перечить ему.
Что будет дальше, не знал он об этом.
Этого знать не дано никому.
Учитель: Наиболее напряженный момент, который у нас вызывает сильные переживания, называется кульминацией.
- Найдите и прочитайте кульминацию в нашем тексте.
- После кульминации всегда идет развязка, это концовка, окончание нашего текста.
- Что ж нам придумать, что б окончание нашей истории получился хорошим, что бы наш рассказ получился добрым, весёлым?
- Вы должны были дома придумать сказку “Путешествие осеннего листочка”. Что же могло случиться с листочком? (Рассказы детей.)
Учитель: Молодцы вы проявили фантазию и выдумку.
- А нам придумать конец нашей истории поможет один лесной житель. А кто это вы догадаетесь, если отгадаете загадку.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток ни одной.
Вместо шубы лишь иголки,
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его, конечно, ... ежик. (Слайд 8)
Учитель: Как же они встретятся ежик и наш одинокий листочек. Зачем может понадобиться ежику листик?
Давайте вспомним, как ежи готовятся к зиме? (Слайд 9) (Отъедаются, строят себе зимовье, еж нанизывает опавшие листья на иглы и устилает ими свою норку, делая себе мягкую подстилку).
- Знаете ли вы, что во время спячки температура ежа падает с 34 до 2 градусов, замедляется дыхание, сердце делает только несколько ударов в минуту, на протяжении всей спячки он не питается, а живут благодаря жиру, отложенному в теле осенью.
(Слайд 10)
Золотой клубочек
Загорелись, как пожар,
На рябине кисти,
Катится навстречу шар
Из осенних листьев.
Ты его не узнаешь?
Приглядись-ка! Это еж.
Золотым клубочком стал
Хитрый ежик колкий,
Листья клена нанизал
На свои иголки.
Их несет к себе домой,
Стелет на кроватку,
Чтобы долгою зимой
Спать под елью сладко.
Пусть ему навеют сны
Снежные метели,
Пусть проспит он до весны
В теплой колыбели.
(Слайд 11)
VI. Физминутка (приложение 1). (Слайд 12)
VII. Работа в тетради.
Составление III части.
- Как мы назовём наш текст? (Слайд 13)
Парк осенью.
Ёжик и листик.
Путешествие последнего листочка.
Постелька для ежа.
Орфографическая подготовка. (Слайд 14)
____ - л...сточек жарко ____ - к...лючки приятно ____ - т...пло ____ - мя...ко
(Слайд 15)
Листочек упал на ... ежика. .. и ... будет ежу зимой в норе.
колючки, шкурку, тепло, жарко, мягко, приятно.
Запись в тетради.
Самопроверка и взаимопроверка.
Учитель: Ребята, на самом деле, не надо жалеть опавшие листья. Они играют большую роль в природе. Опавшие листья защищают корешки растений от высыхания, от сильных морозов. Под их защитой прорастают из семян молодые деревца. Подстилка из листьев помогает выжить зимой ежам, божьим коровкам и другим животным, зимующим под снегом. Опавшие листья, постепенно перегнивая, превращаются в перегной, который делает почву плодородной.
VIII. Рефлексия.
- Что мы делали сегодня на уроке?
- Что интересного узнали?
- Если вам понравился урок прикрепите на картинку со спящим ёжиком жёлтый листочек, если вы что-то не поняли, что-то вызвало затруднение – красный.
- А сейчас все вместе мы споём песню про осень (приложение 2).(Слайд16)
Спасибо за урок! (Слайд 17)