Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Хочу представить панорамный урок по развитию скоростного чтения. Такие уроки провожу один раз в месяц, начиная со 2 класса. Детям эти уроки очень нравятся. Сейчас мы в 3 классе. Самый высокий результат 200-250 слов, а самый низкий - 90-120 слов. Этот открытый урок я давала на совещании директоров города и района.
Цели: совершенствовать навык беглого правильного, осознанного чтения; развивать монологическую речь, творчество, воображение, обогащать словарный запас: воспитывать положительные качества в процессе работы, умение оценивать себя объективно.
Оборудование: папки, компьютер, елочка, раздаточный материал
Учитель.
- Лесом частым, полем вьюжным
Зимний праздник к нам идет.
Так давайте скажем дружно:
“Здравствуй, здравствуй, Новый год!”
- Приближается самый веселый, самый долгожданный праздник – Новый год! Пусть сегодня здесь царят улыбки, хорошее настроение, звучит веселый смех! Проявите свою находчивость, смекалку, проявите таланты. Мы сегодня на уроке покажем, как мы работаем над развитием скоростного чтения.
- Как вы думаете для чего нужно быстро читать? (прослушивание детей)
1.Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
- Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно? (правильно дышать – владеть своим голосом; уметь говорить звонко, громко, но без крика)
2. Замер техники чтения. “Новогодняя быль”
- Перед вами лежит текст. По моей команде вы переворачиваете лист и начинаете чтение шепотом (по команде дети прекращают читать и подсчитывают результаты самостоятельно, результаты вносятся в тетрадь)
- Запишите результаты в тетрадь. Если во время урока вы будете правильно выполнять все задания, то уже к концу урока ваша техника чтения увеличится.
3. Таблицы Шульте.
- Для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение.
- Как нужно работать с этими таблицами. Какие правила мы должны соблюдать?
Чему мы учимся? Для чего это нам нужно?
4. Сканирование текста.
Быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта.
- Кто автор произведения? Как называется произведение? Где росла Елочка?
Как относились взрослые деревья?
Назовите ее подружек. Что они подарили ей на Новый год?
- Ребята, а с какой целью мы провели с вами данную работу? Имеет ли эта работа отношение к нашей теме урока? (ответы детей)
5. Развитие смысловой догадки.
Вот уж скоро Новый год,
Скоро праздник к нам придёт,
Ну а с ним подарков воз
Нам подарит ... (Дед Мороз)Дед Морозу помогает,
Всех детишек обожает.
Милая девчурочка,
Весёлая ... (Снегурочка)Скоро купим мы хлопушки
И для ёлочки игрушки.
С нетерпеньем каждый ждёт
Этот праздник - ... (Новый год)Новый год встречаем мы,
Радостью сердца полны.
Пустился вместе весь народ
По кругу в дружный ... (хоровод)В зелёном платьице девица
В гирлянды вдруг оденется.
И мы ей скажем громко:
“Огни зажги нам, ... (ёлка)!”Оденем мы ёлке на плечи
Красивый и яркий наряд.
Пушистую ленточку эту
И каждый примерить бы рад. (мишура)
6. Игра “Ёлочные украшения”
Мы с ребятами сыграем в интересную игру:
То, чем елку наряжаем, я сейчас вам назову.
Вы послушайте внимательно, и ответьте обязательно,
Если мы вам скажем верно, говорите "Да" в ответ.
Ну, а если вдруг - неверно, говорите смело "Нет!"
- Разноцветные хлопушки?
- Одеяла и подушки?
- Раскладушки и кроватки?
- Мармеладки, шоколадки?
- Шарики стеклянные?
- Стулья деревянные?
- Плюшевые мишки?
- Буквари и книжки?
- Бусы разноцветные?
- А гирлянды светлые?
- Снег из ваты белой?
- Ранцы и портфели?
- Туфли и сапожки?
- Чашки, вилки, ложки?
- Конфеты блестящие?
- Тигры настоящие?
- Шишки золотистые?
- Звездочки лучистые?
Мы с вами поиграли, отдохнули. Играя мы с вами чему учились? Докажите, что играя, мы тоже развиваем нашу технику скоростного чтения.(мы учились слушать, слышать, думать, догадываться)
7. Чтение с одновременным выстукиванием ритма.
Елочка, ты елка,
Елка просто диво,
Посмотрите сами,
Как она красива!
- Прочитайте шепотом. Давайте отстучим ритм медленно (повторить несколько раз) теперь читаем, ускоряя ритм (доводим до скороговорки)
Посмотрите на нашу елку, вы согласны с тем, что она красива? Что нужно сделать? Правильно, нужно выполнить задание. Тема нашего урока – развитие скоростного чтения.
8. Зрительный диктант. /Зрительный диктант по Федоренко/
- Больше дела – меньше слов.
- Где родной край, там и рай.
- Кончил дело, гуляй смело.
- Делу – время, потехе – час.
- Дома стены помогают.
- Конец - всему делу венец.
9. Игра “Верите ли вы”
- А верите ли вы, что в России Новый год раньше отмечали 1 сентября? (да, с 1700 года Пётр 1 издал указ праздновать Новый год именно в зимние дни)
- А верите ли вы, что в Японии Новый год наступает 1 марта? (да)
- А верите ли вы, что в Панаме с последним ударом часов улицы оглашаются звоном колоколов, сирен, автомашин, криками, стуками. Все стараются наделать как можно больше шума и таким путём задобрить Новый год? (да)
- Верите ли, что в Греции с ударом часов в Новый год все бегут купаться в море? (нет)
- Верите ли вы, что в Швеции в Новый год бьют о двери домов старую посуду. Чем больше черепков, тем счастливее Новый год? (да)
- Верите ли вы, что в Монголии в Новый год принято поливать друг друга компотом из яблок? (нет, в Бирме – водой)
- Верите ли вы, что в Австралии принято в Новый год мазать друг друга вареньем? (нет)
- Верите ли вы, что в Шотландии, когда стрелки приближаются к 12 часам хозяева
- Открывают дверь и держат её открытой до тех пор, пока не прозвучит последний удар колокола – так выпускают старый год и впускают новый? (да)
(звучит песня “Елочка, елка, лесной аромат”)
10. Панорамное быстрое чтение.
- Чего не хватает на нашей елке? ( Украшений) На новый год принято поздравлять, говорить добрые пожелания и украшать елочку. Лежат елочные игрушки. Нужно прочитать поздравление и повесить игрушку на елку.
На елке шарик светится,
А шар земной все вертится...
Пусть каждый в этот Новый год
Со счастьем новым встретится.
Пусть сбудется все доброе,
Что звездами пророчится,
Желанья все исполнятся
И будет все, как хочется!
С НОВЫМ ГОДОМ!!
11. Замер техники чтения проводится с целью отслеживания результатов работы.
Итог урока. Итак, давайте еще раз вернемся к подаркам, которые получила Елочка. Как вы думаете, чей подарок ей дороже всех? Почему? /Елочке больше понравились подарки от детей лесника? Они могли попросить отца срубить эту Елочку и привезти к ним в дом. Там бы они украсили ее красивыми игрушками/ Вспомните слова детей лесника и скажите, какой вам представляется дальнейшая судьба Елочки?
- Как вы думаете, какая из этих елочек счастливее и почему?
- Что можно предположить о судьбе нарядно разукрашенной новогодней елки? Долго ли продлится ее веселье?- Чему учит нас эта сказка-быль?
Выводы: Лесная елочка - часть живой природы. А природа – это не только предмет любования. На примере детей лесника автор говорит нам, какими должны быть взаимоотношения человека и природы. Мы не должны быть только потребителями, а должны любить и беречь живую и неживую природу. Доброе отношение к природе, благораживает человека, развивает в нем лучшие человеческие качества.
Я узнала маленький секрет: ёлочке не холодно зимой!
И не надо ёлочку, маленькую ёлочку, забирать к себе домой.
Наш урок мы закончим хороводом вокруг нашей елочки. Споем нашу любимую песню “Маленькой елочке не холодно зимой”.