Цели урока: продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли; выявить основные свойства почвы; в процессе опытов установить состав почвы; познакомить учащихся с почвами родного края; развивать внимание и наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
Оборудование: рисунок жука, почва, стаканы, вода, спиртовка, лабораторное стекло, держатель, штатив.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности учеников к уроку. Желаю всем на уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.
II. Проверка домашнего задания (да +, нет –) (слайд 2).
1. Воду можно не экономить – её на Земле много.
2. Твердые тела при охлаждении расширяются.
3. Лед, расширяясь давит на стенки трещин камней.
4. Твердые тела при нагревании сжимаются.
5. Корни растений ускоряют процесс разрушения камней.
6. Ветер не принимает участие в разрушении камней.
7. Камни разрушаются из-за изменения температуры.
8. Разрушенные горные породы превращаются в песок и глину.
III. Актуализация знаний (слайд 3-5).
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.Поле, речка и трава,
Горы воздух и листва.
Птицы звери и леса,
Гром туманы и роса.
Человек и время года-
Это всё вокруг (природа).
- Что такое природа?
- На какие группы можно разделить всю природу?
- Назовите царства живой природы.
- Как нужно относиться к природе?
- Мы сегодня продолжим путешествие в природу.
- О чем мы сегодня будем говорить догадайтесь сами, прослушав рассказ (слайд 6).
- Есть на Земле чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь - вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 вёдер. Горстка семян делается большой грудой редисок, огурцов, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?
- Правильно, земля. У слова “земля” несколько значений. Одно из них – “почва” (слайд 7).
- А что такое почва? (ответы детей).
- Почва – это верхний плодородный слой земли.
- Итак, тема нашего урока “Почва” (слайд 8). Мы узнаем о составе этого вещества, о способах его образовании.
IV. Объяснение нового материала (слайд 9).
- Отгадайте загадку:
“Сам чёрен, да не ворон,
есть рога, да не бык,
шесть ног без копыт”
- Правильно, это жук.
- А теперь послушайте сказку о приключениях жука. “Глубоко-глубоко в земле жил маленький жучок. Был он неугомонный и любознательный. Но скучно и одиноко ему было. “Неужели эта чёрная сырая земля – мой дом?!” - постоянно думал он. И вот решил жучок проложить себе путь наверх. В пути он неожиданно обнаружил других обитателей неживой и живой природы. А вот и они: знакомьтесь.
(выходят дети в масках)
Я – воздушная капелька. Помогаю корням растений дышать.
Я – капелька воды. Помогаю растениям жить и развиваться.
Я – песчинка. Являюсь хорошим разрыхлителем. Обеспечиваю доступ воздуха к корням растений.
Я - комочек глины. Хорошо удерживаю воду.
Я – кристаллик минеральной соли. Являюсь питательным веществом, необходимым для роста и развития растений.
Во мне много остатков растений и животных. Вместе мы всегда дружим и образуем перегной тёмного цвета.
- Обрадовался жучок, что живёт он в почве не один, а среди друзей.
Практическая работа. Состав почвы (слайд 10).
- Ребята, давайте проведем несколько опытов и выясним состав почвы и основные ее свойства. Для этого нам нужно объединиться в группы. Каждая группа проведет свой опыт и сделает вывод. Пожалуйста, объединитесь, а ответственный каждой группы получите инструкционные карты, образцы почвы и все что надо для опыта.
Все, что вы увидите, запишите.
(Каждая группа получает инструкционные карты. (Приложение 1)
После проведения опыта, дети делают вывод и заполняют схему “Состав почвы” (слайд 11).
1 группа.
- Вывод: в почве есть воздух.
2 группа.
- Вывод: в почве есть вода.
3 группа.
- Вывод: в почве есть песок и глина.
Опыт (проводит учитель) Нагреваем почву – появляется дымка и резкий запаха – это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных.
Именно перегной (гумус) даёт почве тёмный цвет, делает её плодородной (слайд 12).
Плодородие почвы определяется в ней количеством перегноя. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. А основное свойство почвы – это ее плодородие.
- Вывод: в почве есть перегной.
- Следующий опыт требует большого количества времени, поэтому я его приготовила заранее. Рассмотрите стекло. Что вы видите? (белый налет).
Это растворимые минеральные вещества – соли. Эти соли в виде белого налёта можно увидеть на стенках цветочных горшков, в которых долго жили растения.
Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
- Вывод: в почве есть соли и микробы.
На основании практической работы мы заполнили с вами схему “Состав почвы”.
Итак, в состав почвы входят: воздух, вода, песок, глина, перегной, соли и микробы.
- Ребята, как вы думаете, всегда ли на Земле была почва? (ответы детей)
Образование почвы началось с появлением на Земле живых существ. Миллионы лет назад твердая бесплодная порода под воздействием воды, солнца и ветра дробилась, разрушалась, рыхлилась. Здесь нашли свое пристанище бактерии и другие организмы. Позднее появились первые растения. Своими корнями продолжали разрушать горную породу микроорганизмы разлагали остатки животных и растений, образуя перегной. Так появилась почва.
V. Физминутка для глаз (слайд 13).
VI. Продолжение работы по теме урока.
Что растения получают из почвы? Работа по учебнику (стр. 67. (слайд14).
- Мы выяснили, из чего состоит почва. А что из этого так необходимо растениям? Давайте откроем учебник на стр. 67 и прочитаем.
Кого можно встретить в почве. Их роль в улучшении почвы (слайд15).
- А кто мог встретиться нашему жучку из живых существ во время путешествия на поверхность земли? (ответы детей)
- Действительно, почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть мышей, кротов, сусликов, хомяков, ос, шмелей, муравьёв. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них – это дождевые черви.
- Послушаем рассказ “Уважайте жизнь дождевого червя” из книги “Великан на зелёной планете” (рассказывает ученик) (Приложение 2)
- Что узнали о жизни дождевого червя?
Интересные факты: ученые установили такой факт: одни только дождевые черви за несколько лет, комочком за комочком, пропускают через свой организм всю почву Земли, удобряя ее своими выделениями. Складывают почвенные комочки так, что между ними могут проникать воздух и влага. Это облегчает корням растений рост и доступ к питательным веществам. Важен также труд кротов, сусликов.
- Для чего рыхлят почву? (в рыхлой земле растениям легче пробиваться к солнцу, их корням находить питательные вещества. Человек в садах, огородах, полях рыхлит почву.)
- А кто этим занимается в природе?
Круговорот веществ (слайд16).
Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества “путешествуют” по кругу: из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с остатками растений и животных – опять в землю. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.
Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле люди.
Вот почему замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а вот без почвы – нет (слайд17).
- Послушайте сообщение о В.В.Докучаеве – замечательном русском ученом, который создал науку о почвах – почвоведение (Приложение 3).
VII. Физминутка (слайд18).
Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.
VIII. Почвы родного края (слайд 19 - 23).
Почвы родного края.
Главное богатство нашего края – это почвы. А какие почвы есть в нашей республике? (сообщение ученика).
Как образуется почва и отчего она разрушается? (слайд 24).
Работа по учебнику (стр. 68).
Учитель: Земля только тогда добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют. Поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка.
Послушайте интересные факты о почве (Приложение 4) (слайд 25 - 26).
IX. Рефлексия (слайд 27).
- Так что же такое почва?
- Какой состав имеет почва?
- Назовите основное свойство почвы.
- Какие живые существа есть в почве?
- Какие почвы встречаются в нашей республике?
- Поиграем в игру “Скажи да или нет”. Как вы считаете, какие действия человека по отношению к почве правильные, а какие недопустимы?
- Беречь растения....(Да)
- Вырубать леса......(Нет)
- Сжигать листья......(Нет)
- Сажать растения там, где их нет .... (Да)
- Уничтожать дождевых червей ...(Нет)
- Молодцы, ребята! Хорошо справились с этим заданием. Я очень рада. А что же наш жучок? Он очень обрадовался, что узнал много интересного о почве и поспешил к себе в домик. Больше она не казалась ему сырой, чёрной и противной.
Ребята! У вас на партах лежат раскраски с дождевым червяком. Дорисуйте ему улыбку, если вам было сегодня на уроке интересно, если вы все поняли и многое запомнили. Если в чем-то испытывали затруднение, то улыбку рисовать не надо (слайд 28-29).
Спасибо за урок.