Цель: способствовать осознанию роли музыки в драматическом спектакле.
Задачи:
- способствовать воспитанию эмоциональной отзывчивости на музыку, рефлексированного отношения к предмету ;
- способствовать развитию логического ассоциативного мышления, развитию певческого голоса, единства в манере исполнения;
- способствовать расширению знаний о творчестве русского композитора Б.Д. Кабалевского, совершенствовать музыкальное восприятие
Зрительный ряд: электронная презентация “Музыка к драматическому спектаклю”
Оборудование для учителя:
- проектор, экран, компьютер или ноутбук,
- раздаточный материал, интернет, фортепиано.
Оборудование для учащихся: лист формата А3, цветные стикеры, ручка.
План урока:
- Организационный момент (1 мин)
- Сообщение темы урока (1 мин)
- Повторение изученного материала (2 мин)
- Вызов ассоциаций по теме урока (2 мин)
- Краткая историческая справка (2 мин)
- Объяснение этапов работы в разделе “Слушание музыки” (1 мин)
- Работа в группах (20 мин)
- Вокально-хоровая работа (7 мин)
- Рефлексия (синквейн) (3 мин)
- Подведение итогов (5 мин)
- Организационный момент (1 мин)
Ход урока
1. Организационный момент.
(традиционное музыкальное приветствие)
2. Сообщение темы урока.
Слайд № 1.
3. Повторение изученного материала.
Учитель:
- вспомните, что такое драма, драматический спектакль?
- поверьте свои ... с текстом на слайде
Слайд № 2
- какую роль может играть музыка в драматическом спектакле?
4/ Вызов ассоциаций по теме урока.
Учитель:
- я предлагаю составить цепочку ассоциаций, которые возникают у нас в связи с именами Ромео и Джульетта (дети записывают свои варианты на стикере любого цвета и прикрепляют к большому листу – один представитель от каждой группы называет самые яркие ассоциации)
5. Краткая историческая справка
Учитель:
- Уильям Шекспир – английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира. Часто именуется национальным поэтом Англии.
Слайд № 3
- произведение У. Шекспира вдохновляло многих композиторов для создания ярких образов эпохи и характеристики героев трагедии. Сегодня мы познакомимся с музыкальными иллюстрациями к драматическому спектаклю, которые сочинил Дмитрий Борисович Кабалевский – русский композитор 20 века, кинокомпозитор, дирижер, пианист, педагог.
Слайд № 4
6. Объяснение этапов работы в разделе “Слушание музыки”
Учитель:
- мы познакомимся с тремя фрагментами из музыкальных иллюстраций к драматическому спектаклю. К первому и третьему фрагментам музыки подобрать отрывок из предложенных поэтических строк, обосновать свой выбор (музыкальный фрагмент звучит, учащиеся – слушают, после звучания обсуждение в группах, выбор фиксируется на листе А3). При работе со вторым фрагментом надо ответить на вопросы (раздаточный материал).
7. Работа в группах.
Учитель:
- “Утро в Вероне” - “...Здесь у нас любовь витает в воздухе, и если у вас горячая кровь, нежное сердце и хоть капелька воображения, пройдитесь-ка по самому темному, самому узкому переулку, и вы непременно встретите там двух очаровательных призраков, вот уже, сколько веков блуждающих по Вероне: Ромео и Джульетту!” ...
Слайд № 5
Самостоятельная работа учащихся
Учитель:
- в доме Капулетти готовится веселый праздник. Для них это еще и повод продемонстрировать горожанам размах и роскошь своих владений. В отличие от Монтекки, богатое семейство Капулетти не имеет столь же древних аристократических корней. Свое высокое положение они получили сравнительно недавно и всеми силами стремятся подняться еще выше.
Слайд № 6
Самостоятельная работа учащихся
Учитель:
- Третий фрагмент – “Встреча Ромео и Джульетты”
Слайд № 7
Самостоятельная работа учащихся.
8. Вокально-хоровая работа.
Учитель:
- Современных Ромео и Джульетт, конечно, тоже привлекают эти образы, композиторы современники уделяют им достаточное внимание и тогда появляются песни, симфонические зарисовки. Сегодня мы начнем разучивать песню, исполненную на конкурсе детское Евровидение, которая так и называется “Ромео и Джульетта”.
(распевание, целостное восприятие песни, разучивание мелодии по фразам и предложениям).
9. Рефлексия.
Учитель:
- наша работа на уроке подходит к концу и я предлагаю составить синквейн к музыке и драматическому произведению, о которых сегодня шла речь.
Слайд № 8
Составление синквейна (работа в мини-группах 2-3 человека).
10. Подведение итогов.
Учитель:
- Представитель от каждой группы прикрепляет на доске лист с итогами работы группы и комментирует свою работу (синквейн зачитывается полностью).
11. Организационный момент.
Учитель:
- Благодарю за работу на уроке! Заинтересовавшую вас информацию можно найти на сайте, посвященном произведению У. Шекспира. Домашнее задание и адрес ссылки вы видите на слайдах.
Слайды № 9, 10