Цели:
Материалы к уроку: 4 стакана, 2 ложки, длинная палка, горшок, платок, 2 куклы, 2 мешочка.
Структура урока.
- Постановка цели урока.
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация знаний.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Постановка цели урока.
Здравствуйте. Садитесь.
На прошедших уроках мы изучили тему “Алгоритмы”, написали контрольную работу, а сегодня мы проверим, как же вы поняли и умете ли вы составлять алгоритмы.
Открыли тетради, записали тему урока, число.
2. Проверка домашнего задания.
Сбор работ, сообщение результатов конкурса на следующем уроке.
3. Актуализация знаний.
- Ребята, сегодня утром ко мне приезжал конезаводчик. Вы знаете кто это? Так вот, он попросил присмотреть за своими лошадками, и даже свою конюшню привез.
Товарищ конезаводчик разрешил подарить вам лошадок (Приложение 1), но только с одним условием – вы должны активно участвовать на уроке, давать верные ответы. А тот, кто соберет больше всего лошадей - получит отличную оценку.
- Кроме этого, конезаводчик привез вам два задания, с которыми вы, надеюсь, справитесь.
Задание №1.
Сейчас я покажу вам схемы. Если на схеме – ветвление, вы показываете 2 пальца, если же цикл, то рисуете в воздухе круг (Приложение 2). (С последней схемой возникает вопрос – т.к. неполное ветвление.)
Задание №2.
- Игра “Цветы” (Приложение 3). На клумбе растут ромашки и колокольчики. Вот я, например, не знаю, где колокольчики, а где ромашки. Помогите мне разобрать цветы по разным корзинам: составим алгоритм наших действий.
- Как мы будем действовать?
- Как мы определим, где ромашка, а где колокольчик?
- Для этого мне нужны помощники – 6 человек – будут блоками алгоритма. Раздаю детям таблички с блоками схемы. Кто стоит первым, кто вторым…? Построим алгоритм. 1 ученик выполняет действия.
Ученики – действия называют команды.
- Молодцы, садитесь, получите по лошадке.
- Что это за алгоритм – с ветвлением или с циклом, что является условием ветвления?
- Какие ответы может давать условие (да, нет), а могу ли я записать туда вопрос какого цвета ромашка?
- Нет. Молодцы.
4. Обобщение и систематизация знаний.
- Не зря мы сегодня говорим о цветах, лошадок нам привезли, невольно приходят мысли о лете.
- Ребята, а какой праздник проводится в начале лета? Еще говорят, что это праздник плуга?
- Сабантуй – башкирский и татарский любимейший народный праздник, праздник древний и новый. Для чего его устраивают? Его устраивают в честь окончания весенних полевых работ. Труд хлебороба считается уважаемым, почетным. Выращивать хлеб – делать добро. А кто из вас бывал на сабантуе? Сабантуй – это традиции, обычаи народа, пляски, песни, игры. Вам понравилось? Почему?
- А давайте сегодня устроим небольшой сабантуйчик. Конечно, традиционные скачки мы здесь устраивать не будем, хотя у нас и имеются лошади. Любой сабантуй сопровождается играми.
- Кто знает, какие игры проводятся на сабантуе?
Игра №1.
- Вспомним такое состязание – бег с коромыслом: из 2-х участников кто больше и быстрее принесет воды, не расплескав её? А кто обычно участвует в этом состязании? Правильно, женщины. А почему? Они показывают свою умелость, способности.
- А давайте составим алгоритм этой игры (линейный алгоритм: начало, взять ведра, набрать воды, поставить ведра на коромысло, коромысло на плечи, бежать, конец). А вам хотелось бы поучаствовать в этом состязании?
- Приглашаю 2-х участников, только наша игра будет попроще, но тоже с водой (нужно перелить воду ложкой из одного стакана в другой).
- Запишем алгоритм в тетради.
Игра №2.
- Игра “Разбей горшок”. Эта игра требует ловкости и чутья. В ней с завязанными глазами необходимо найти горшок и ударом длинной палкой разбить её.
- Но для начала составим алгоритм, задача упрощена: есть готовые блоки, нужно собрать алгоритм (Приложение 4). После приглашается 1 из учеников и с ним проводится игра.
- Этот алгоритм мы запишем в тетради.
Игра №3.
- Игра “Бой с мешками”. Скажу, что эта игра требует силу, ловкость, смелость. Игра с давней традицией – вышибать соперника из седла.
- Дан готовый алгоритм, угадать, что это за игра. Она проводится с использованием игрушек, приглашаются 2 участника и между ними проводится состязание.
- Алгоритм записывается в тетради.
В ходе построения алгоритмов:
- это алгоритм с ветвлением или с циклом?
- какие команды будут выполняться всегда, а какие не всегда?
- какие действия будут повторяться?
- а сколько раз они будут выполняться?
- когда прекратится цикл?
- что здесь является условием повтора, условием ветвления?
- какие блоки можно добавить, а что убрать, где можно дополнить?
Обведите повторяющиеся действия красным карандашом, а неповторяющиеся – зеленым.
5. Подведение итогов урока.
Устный опрос.
А) Для чего нужен алгоритм?
Б) На какой вопрос можно ответить с помощью алгоритма?
В) Когда в алгоритме используется ветвление?
Г) Когда в алгоритме используется цикл?
Выставление оценок за урок
6. Домашнее задание.
Задания №27, 29 рабочей тетради.
До свидания, спасибо за урок.