Классный час «Символы гостеприимства русского и тувинского народов»

Разделы: Внеклассная работа


Цель: раскрыть учащимся глубокий смысл, сущность символов гостеприимства тувинцев и русских – хлебе и соли, чае с солью.

Воспитательная цель: воспитание любви к родине, историческим корням, традициям, привитие толерантности.

Оборудование: экран, проектор, пиала с чаем на кадаке, каравай хлеба на рушнике.

Время проведения: 40-45 минут

Задания: учащимся класса заранее даются задания найти пословицы и поговорки, загадки о хлебе, соли, чае.

Приглашенные: приглашаются эксперты по народной педагогике или народоведению, учителя родного языка и литературы, истории, зрителями могут быть учащиеся параллельного класса.

Презентация.

1 ведущая (далее будет обозначаться только цифрой 1).

В суматохе дня, в суете будничных дней мы привыкли ко многим вещам.

2 В. Сегодня мы будем говорить о привычных для нас продуктах

1 В. Они для нас привычны, но без них мы не можем обойтись ни одного дня

2 В. Без них мы не можем быть сытыми, не сможем утолить жажду.

1 В. Без них не обходится ни один человек на свете, где бы он ни был

2 В. В Европе, Азии, Африке, во всех континентах земного шара эти продукты едят и пьют многие люди

1 В. Так было тысячелетия назад, так есть сейчас.

2 В. эти продукты прежде, чем попасть к нам на стол прошли тысячелетнюю историю.

2 В. Не будем вас томить вниманием. Отгадайте! Один из них сначала был лекарством, к нам в страну попал как напиток, другой является всему головой?

1 В. Вы угадали? Да, это хлеб и чай!

2 В. Мы не будем сегодня вдаваться в кулинарные и гастрономические подробности, не будем увлекаться историческими фактами. Сначала поговорим о хлебе.

1 В. мы привыкли к виду, запаху хлеба. Он давно стал нашей повседневной пищей. Бытовое общение с ним заслонило нам ту, добиблейскую, загадочную сущность хлеба.

2 В. Ведь хлеб имеет семитысячелетнюю биографию, просто и естественно сфокусирован в нашем сознании на сиюминутной пользе.

1 В. Но именно в повседневной обыденности необыкновенность “хлеба насущного”.

2 В. Больше всего хлеб удивителен тем, что ненавязчиво привычен.

1 В. Да что привычен, обязателен! Как воздух, как вода, как сама жизнь!

2 В. Об этом свидетельствуют следующие пословицы на экране:

  • Без ума проколешься, а без хлеба не проживешь. Без хлеба и с меду тошнит.
  • Калач приестся, а хлеб никогда.
  • Без соли не вкусно – без хлеба не сытно.
  • Худ обед – коли, хлеба нет.
  • Хлеб да соль – да обед пошел.
  • И буду можно с хлебом съесть.
  • Хата бела да без хлеба беда.
  • Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край – и под елью рай.

1 В. Каждая пословица – а их более тысячи – выстрадана людьми на бесхлебье. И глубокий смысл вынужденного, как тяжкий вздох признания – без хлеба не обойдешься.

2 В. Когда же началось непосредственное почитание хлеба?

1 В. Предками русских были восточные славяне, которые были язычниками. Язычники обожествляли силы природы.

2 В. Они не только славословили силы природы, но и понимали язык Солнца, Воды, Ветра, Травы, Дерева.

1 В. Они были глубоко убеждены в том, что в урожайные годы Земля- невеста, мать – кормилица! Виделась пышнотелой красавицей с многоцветным венцом изобилия. А в засуху и прочую ненастную пору земля казалась старой вдовой, иссушенной годами и жизненными неурядицами.

2 В. Страшно и грустно было видеть земледельцу такой свою землю. Именно боязнь остаться без хлеба заставляла наших отцов приносить жертву силам природы.

Помимо основного предназначения, как главного продукта питания, хлеб выполнял различные функции. Об этом нам расскажет учитель народоведения:

Хлеб приносили в жертву для того, чтобы в следующем году урожай был обильным.

1. 28 августа, в день Успения по старому общерусскому обычаю на поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентой – “ завивали бороду” - и приговаривали: “Дай бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!”

Вейся, вейся борода,
Бородушка вейся,
Сусек наполняйся!

Оставляя несколько несжатых колосьев, жнеи надеялись вернуть земле силу, затраченную ею на выращивание урожая. Чтобы это действие, “бороду” украшали (перевязывали) лентой, свивали в венок, пригибали его к земле и слегка присыпали землей, прикапывали; под эти стебли клали хлеб с солью, низко кланялись и скрепляли сделанное словами:

- Вот тебе, Илья борода, на лето уроди нам ржи да овса!

- Батюшка, Илья-борода! Уроди ржи, овса, ячменя и пшеницы!

Хлеб использовался земледельцами и как оберег. Например, буханку хлеба, которую испекли в “страстную пятницу”, привязывали льняным шпагатом к притолоке - и этот “страстной хлеб” исправно не пускал в дом злых духов. В прежние времена в нашей стране леса занимали обширные пространства и изобиловали дикими животными, так что выпас скота булл сопряжен опасностью. Стремясь предотвратить беду, крестьяне прибегали ко всякого рода оберегам, основанным, как правило, на магии сходства: “ Когда по весне первый раз выпускают скотину в лес, на печной заслон нужно выкрошить хлеба и давать на заслоне корове. При этом один раз произносят: “Как этот заслон каждую ночку стоит на своем месте, так бы наша кровушка Пестронюшка в кажну ночь стояла в нашем дворе”.

Искренне веря в чудодейственную силу хлеба, древние славяне наделяли его магическими свойствами и с его помощью гадали. Накануне дня святого Андрея Первозванного девушки гадают о своих суженых. Когда ложатся спать. кладут кусочек хлеба под подушку, приговаривая:

- Суженое-ряженое, приходи ко мне кушать.

Уверяют, что, загадавшие видят во сне своих суженых.

Учитель подводит итог своему выступлению. я надеюсь, что вы хорошо усвоили, что недаром хлеб является основным продуктом нашего питания, но и является символом гостеприимства русского народа. Помните слова нашего великого ученого К. Е. Тимирязева: “Многим ли действительно приходила в голову мысль, что ломоть хорошо испеченного хлеба ...составляет одно из величайших изобретений человечества”.

На экран возвращается слайд с пословицами.

1В. А сейчас, зададим себе вопрос: “Почему при приеме гостей мы угощаем их не только хлебом, но и солью? Чем же заслужил такое уважительное отношение такой простой продукт?”. Еще раз засчитываются пословицы.

2В. Оказывается, соль играет почти такую же роль, как и хлеб: соль и лечит от болезней, отпугивает нечистую силу и избавляет от сглаза.

На Благовещение пожилые женщины жгут соль в печи. С этой солью, которая, по поверью, оказывает чудеса в разных болезнях, они пекут небольшие булки, предназначаемые для лечения скота и называемые “бяшки”. Чтобы избавиться от сглаза, архангельцы прибегали к такому заговору. Берут немного соли и, кладут ее в смолу и говорят: “Стает раб божий в сегодняшний денек, как смоливый пенёк. Круг раба божья каменна ограда и железный тын. Черному, черемному соль в глаз, завидушшему, загребушшему смолы в глаз. Во имя отца и сына и сятого духа. Аминь”.

Мы узнали очень много фактов о хлебе с солью. Я хочу сейчас рассказать вам сейчас об еще одном атрибуте гостеприимства – полотенце. Хлеб с солью подаются гостям на рушнике или полотенце. Рушник – это то же полотенце из льна, но он ручной работы и символизирует путь, дорогу, выступает в качестве дара, оберега. Дарит гостью рушник.

Классный руководитель подводит итоги конкурса пословиц, поговорок о хлебе и соли и награждает победителей. Начинается вторая часть классного часа.

На экране появляется слайд со словами народного поэта Тувы М. Кенин – Лопсана о чае.

1В. Читает стихи. Ак – чем – “ белая пища” - это молоко, молочные продукты.

2В. Молоко – священный напиток. поклонение тувинцев молоку путем разбрызгивания этого священного напитка существовало с древних времен и продолжается до сих пор.

1В. Во время свадеб, празднеств, когда встречали гостей или провали в дальний путь близких, первым делом преподносилось молоко. Хозяйка юрты, разбрызгивая его тос-караком, специальным кропилом “девятиглазкой”, молилась и жертвовала его духам неба и земли:

О, мои островерхие горы,
Примите мою белую пищу сут,
О, мои седые хребты – тандыларым,
Примите мою радость ак-чем!

2В. Хозяйка молилась и желала, чтобы жизнь была светлой, как белое молоко, чтоб духи неба и земли приближали удачу, чтоб долгий путь оказался беспрепятственным.

1В. Молоко, таким образом, подносят духам, молоком отпугивают нечистую силу, разбрызгивая молоко кропилом на девять сторон света, получают благословение у духов неба и земли.

2В. В настоящее время гостей встречают с чаем с молоком, налитым в пиалу. Чай – напиток для ритуалов, молений, лечения, утоления жажды.

1В. Чай в Туву привозили из Китая, из родины чая. Китайские купцы привозили специальный сорт чая, предназначенный для северных кочевников, в прессованных плитках. Он стоил очень дорого. За него просили дойную корову или взрослого бычка.

2В. В сегодняшней Туве гостей встречают с чаем на белом или голубом кадаке. Подают чай двумя руками, после того, как гость взял чай обеими руками, кадак кладут ему на плечи.

1В. Кадак – это ритуальный церемониальный буддийский шарф, преподносимый как почетный дар с пожеланием всех благ.

Девушка ведущая преподносит чай с молоком на кадаке самой старшей из гостей. Она заканчивает классный час стихами М.Кенин–Лопсана.