Дидактическая цель: создать условия для ознакомления с полезными ископаемыми Кировской области средствами информационных и коммуникационных технологий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, которые добывают в Кировской области; получат возможность познакомиться со способами добычи полезных ископаемых, с необходимостью бережного и экономного использования полезных ископаемых.
Метапредметные: регулятивные: выполняют задание в соответствии с поставленной целью, отвечают на поставленные вопросы; планируют свою деятельность и действуют в соответствии с планом, находят необходимую информацию в дополнительной литературе и сети Интернет, понимают информацию, представленную в виде текста; познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; используют условные знаки, символы, приведённые в учебной литературе; осуществляют смысловое чтение; коммуникативные: сотрудничают, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных задач; координируют и принимают позицию партнёра во взаимодействии.
Личностные: чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.
Изучив материал урока, учащиеся должны:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;
Находить на физической карте Кировской области условные обозначения полезных ископаемых;
Практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу;
Сравнивать изученные полезные ископаемые;
Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях области по переработке полезных ископаемых;
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Тип учебного занятия: урок изучения новых знаний.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, документ-камера, проект-презентация для интерактивной доски, калька по количеству групп, маркеры. Коллекция минералов и полезных ископаемых, ёмкости с водой, лупы по количеству групп. Учебник по окружающему миру(УМК “Школа России” А.А.Плешаков), атлас-определитель “От земли до неба” (А.А. Плешаков), энциклопедии, атлас Кировской области,
Подготовка к уроку
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организует деление учеников на
группы. 2. Предлагает ученикам опережающее домашнее задание: узнать, какие полезные ископаемые добываются в Кировской области, сведения о предприятиях области по переработке полезных ископаемых. 3.Рекомендует ссылки на ресурсы Интернет и список литературных источников для получения информации. 4. Готовит слайды для работы на интерактивной доске. 5. Распечатывает инструкции для учащихся по правилам работы в группах. |
1. Читают литературу и работают с информационной сетью Интернет по выбранной теме. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Приветствие друг друга | Приветствие друг друга |
Мотивация к учебной деятельности | 1. Создает условия для возникновения
у учеников внутренней потребности включения в
учебную деятельность. 2. Предлагает разгадать загадки и открыть по одной части карты на доске 1. Он очень прочен и упруг, 2. Он очень нужен детворе, 3. Если встретишь на дороге, 4. Покрывают им дороги, 5. Росли на болоте растения 6. Он чёрный, блестящий, 3. Предлагает собрать карту в одно целое. 4. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. |
1. Включаются в деловой ритм урока,
готовятся к активной учебно-познавательной
деятельности. 2. Отгадывают загадки и открывают части карты на доске. |
- Как вы думаете, что общего между
словами-отгадками? - Карту какой области вы составили? - Сформулируйте тему урока. - Какие учебные задачи предстоит решить? |
3) Собирают карту Кировской области. 4) Формулируют тему и цели урока с демонстрацией на интерактивной доске: “Полезные ископаемые Кировской области” |
|
Актуализация знаний | Организует беседу по вопросам: - Что же такое “полезные” и “ископаемые”? Полезные – необходимые, нужные. Ископаемые – доставать, извлекать. - Попробуйте дать определение: что такое “полезные ископаемые”. - Какие полезные ископаемые добываются в Кировской области? - Мы знаем, что такое полезные ископаемые. - Мы знаем, какие полезные ископаемые добываются в нашем крае. - Что мы ещё должны знать о полезных ископаемых, чтобы использовать их? - Верно, свойства. - Сейчас мы эти свойства будем исследовать. |
1) Слушают учителя. 2) Отвечают на вопросы, используя информацию, найденную при подготовке к уроку. |
Поиск решения проблемы (открытие нового
знания) 1. Планирование деятельности. |
1) Организует выбор полезного
ископаемого для исследования с помощью
интерактивной доски. - Приступая к работе, давайте вспомним правила работы в группе. (Приложение 2) - Обсудим и примем единые критерии оценивания предполагаемого результата и процесса. (Приложение 3) |
1) Распределяют роли в группе. 2) Планируют и осуществляют запланированные действия, консультируясь по мере необходимости с учителем. |
2. Осуществление деятельности по решению проблемы. Самостоятельная работа учащихся. | 2) Организует проведение в группах
исследовательской работы, помогая по мере
необходимости учащимся. - Перед вами полезные ископаемые, информационные листы, инструкционные карты. - Ознакомьтесь с ними и приступайте к исследовательской работе. (Приложения 4) |
3) Проводят исследование в группе:
изучают свойства полезных ископаемых, способ
добычи, место добычи (фиксируют на кальке),
использование. 4) Фиксируют приобретённые знания для презентации своей работы. |
Первичное осмысление и закрепление 1. Презентация каждой группы
2. Заполнение сводной таблицы |
1) Предлагает группам представить
результаты своей работы. 2) Определяет порядок выступлений с помощью интерактивной доски. - Расскажите о результатах своей работы. 3) Координирует выступления групп. 4) Каждому ученику выдаёт листочки, на которых предлагает фиксировать свою оценку выступлений одноклассников. 5) Предлагает детям заполнить сводную таблицу “Полезные ископаемые”. |
Презентуют результаты своей работы. В результате выступлений, путём наложения листков кальки друг на друга, собирают "Карту полезных ископаемых Кировской области”, демонстрирую её с помощью документ-камеры. На листочках для заметок фиксируют свою оценку (словесную) выступлений одноклассников, отмечают сильные и слабые стороны выступления. Заполняют таблицу “Полезные ископаемые”. |
Рефлексия. Итоги урока |
Задаёт рефлексирующие вопросы. - Что нового вы сегодня узнали на уроке? - Что вас больше всего заинтересовало? - Закончите предложения: - Урок был – полезный, познавательный... - На уроке чувствовал себя.... - Я доволен (не доволен) своей работой на уроке... |
Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. |
Домашнее задание | Конкретизирует задание. Подготовить рассказ об одном полезном ископаемом по плану, не называя его. Задача класса: узнать полезное ископаемое.Найти сведения о бережном и экономном использовании полезных ископаемых Кировской области. |
Записывают домашнее задание. |
Приложение 1
Слайды для интерактивной доски, подготовленные в программе Notebook.
Приложение 2
Правила работы в группе.
- В группе работая, вежливы будьте.
- Другу помочь не забудьте.
- Не перебивай, выслушай до конца.
- Будь открытым для взаимодействия.
- Уважай мнение участников.
Приложение 3
Критерии оценивания.
1. Справились с работой.
2. Работа выполнена эстетично, аккуратно.
3. Содержание соответствует заданию.
4. Выступали грамотно.
Приложение 4
Инструкционная карта.
1. Распределите роли в группе:
чтец – читает инструкционную карту;
2. Исследуйте свойства полезного ископаемого по плану.
1) Определите состояние полезного ископаемого. Что вы наблюдаете? Сделайте выводы.
- твёрдый или жидкий
2) Рассмотрите через лупу. Определите его цвет, прозрачность. Сделайте выводы.
- прозрачный или непрозрачный
3) Определите отношение к воде (легче, тяжелее; растворяется или нет)
4) Прочитайте в информационном листе об отношении к огню.
3. Прочитайте в информационном листе о применении полезного ископаемого, используя пометки.
4. Прочитайте в информационном листе о способе добычи. Отметьте на карте места добычи.
5. Подготовьтесь защитить свою работу.
- Мы исследовали............................ .
- Имеет свойства...............................
- Применяют в .............................
- Добывают в (карьер, шахта)