Урок окружающего мира по теме «Полезные ископаемые Кировской области»

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель: создать условия для ознакомления с полезными ископаемыми Кировской области средствами информационных и коммуникационных технологий.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, которые добывают в Кировской области; получат возможность познакомиться со способами добычи полезных ископаемых, с необходимостью бережного и экономного использования полезных ископаемых.

Метапредметные: регулятивные: выполняют задание в соответствии с поставленной целью, отвечают на поставленные вопросы; планируют свою деятельность и действуют в соответствии с планом, находят необходимую информацию в дополнительной литературе и сети Интернет, понимают информацию, представленную в виде текста; познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; используют условные знаки, символы, приведённые в учебной литературе; осуществляют смысловое чтение; коммуникативные: сотрудничают, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных задач; координируют и принимают позицию партнёра во взаимодействии.

Личностные: чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

Изучив материал урока, учащиеся должны:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

Находить на физической карте Кировской области условные обозначения полезных ископаемых;

Практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу;

Сравнивать изученные полезные ископаемые;

Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях области по переработке полезных ископаемых;

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Тип учебного занятия: урок изучения новых знаний.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, документ-камера, проект-презентация для интерактивной доски, калька по количеству групп, маркеры. Коллекция минералов и полезных ископаемых, ёмкости с водой, лупы по количеству групп. Учебник по окружающему миру(УМК “Школа России” А.А.Плешаков), атлас-определитель “От земли до неба” (А.А. Плешаков), энциклопедии, атлас Кировской области,

Подготовка к уроку

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организует деление учеников на группы.

2. Предлагает ученикам опережающее домашнее задание: узнать, какие полезные ископаемые добываются в Кировской области, сведения о предприятиях области по переработке полезных ископаемых.

3.Рекомендует ссылки на ресурсы Интернет и список литературных источников для получения информации.

4. Готовит слайды для работы на интерактивной доске.

5. Распечатывает инструкции для учащихся по правилам работы в группах.

1. Читают литературу и работают с информационной сетью Интернет по выбранной теме.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Приветствие друг друга Приветствие друг друга
Мотивация к учебной деятельности 1. Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

2. Предлагает разгадать загадки и открыть по одной части карты на доске

1.

Он очень прочен и упруг, 
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

2.

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

3.

Если встретишь на дороге, 
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу – 
Она понадобится сразу. (Глина)

4.

Покрывают им дороги,
Улицы в селении, 
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)

5.

Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)

6.

Он чёрный, блестящий, 
Людям помощник настоящий. 
Он несет в дома тепло. 
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

3. Предлагает собрать карту в одно целое.

4. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

1. Включаются в деловой ритм урока, готовятся к активной учебно-познавательной деятельности.

2. Отгадывают загадки и открывают части карты на доске.

- Как вы думаете, что общего между словами-отгадками?

- Карту какой области вы составили?

- Сформулируйте тему урока.

- Какие учебные задачи предстоит решить?

3) Собирают карту Кировской области.

4) Формулируют тему и цели урока с демонстрацией на интерактивной доске: “Полезные ископаемые Кировской области”

Актуализация знаний Организует беседу по вопросам:

- Что же такое “полезные” и “ископаемые”?

Полезные – необходимые, нужные.

Ископаемые – доставать, извлекать.

- Попробуйте дать определение: что такое “полезные ископаемые”.

- Какие полезные ископаемые добываются в Кировской области?

- Мы знаем, что такое полезные ископаемые.

- Мы знаем, какие полезные ископаемые добываются в нашем крае.

- Что мы ещё должны знать о полезных ископаемых, чтобы использовать их?

- Верно, свойства.

- Сейчас мы эти свойства будем исследовать.

1) Слушают учителя.

2) Отвечают на вопросы, используя информацию, найденную при подготовке к уроку.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

1. Планирование деятельности.

1) Организует выбор полезного ископаемого для исследования с помощью интерактивной доски.

- Приступая к работе, давайте вспомним правила работы в группе. (Приложение 2)

- Обсудим и примем единые критерии оценивания предполагаемого результата и процесса. (Приложение 3)

1) Распределяют роли в группе.

2) Планируют и осуществляют запланированные действия, консультируясь по мере необходимости с учителем.

2. Осуществление деятельности по решению проблемы. Самостоятельная работа учащихся. 2) Организует проведение в группах исследовательской работы, помогая по мере необходимости учащимся.

- Перед вами полезные ископаемые, информационные листы, инструкционные карты.

- Ознакомьтесь с ними и приступайте к исследовательской работе. (Приложения 4)

3) Проводят исследование в группе: изучают свойства полезных ископаемых, способ добычи, место добычи (фиксируют на кальке), использование.

4) Фиксируют приобретённые знания для презентации своей работы.

Первичное осмысление и закрепление

1. Презентация каждой группы

 

 

 

 

 

2. Заполнение сводной таблицы

1) Предлагает группам представить результаты своей работы.

2) Определяет порядок выступлений с помощью интерактивной доски.

- Расскажите о результатах своей работы.

3) Координирует выступления групп.

4) Каждому ученику выдаёт листочки, на которых предлагает фиксировать свою оценку выступлений одноклассников.

5) Предлагает детям заполнить сводную таблицу “Полезные ископаемые”.

Презентуют результаты своей работы.

В результате выступлений, путём наложения листков кальки друг на друга, собирают "Карту полезных ископаемых Кировской области”, демонстрирую её с помощью документ-камеры.

На листочках для заметок фиксируют свою оценку (словесную) выступлений одноклассников, отмечают сильные и слабые стороны выступления.

Заполняют таблицу “Полезные ископаемые”.

Рефлексия.

Итоги урока

Задаёт рефлексирующие вопросы.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что вас больше всего заинтересовало?

- Закончите предложения:

- Урок был – полезный, познавательный... 

- На уроке чувствовал себя.... 

- Я доволен (не доволен) своей работой на уроке...

Отвечают на вопросы.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Домашнее задание Конкретизирует задание.

Подготовить рассказ об одном полезном ископаемом по плану, не называя его. Задача класса: узнать полезное ископаемое.Найти сведения о бережном и экономном использовании полезных ископаемых Кировской области.

Записывают домашнее задание.

Приложение 1

Слайды для интерактивной доски, подготовленные в программе Notebook.

Приложение 2

Правила работы в группе.

  1. В группе работая, вежливы будьте.
  2. Другу помочь не забудьте.
  3. Не перебивай, выслушай до конца.
  4. Будь открытым для взаимодействия.
  5. Уважай мнение участников.

Приложение 3

Критерии оценивания.

1. Справились с работой.

2. Работа выполнена эстетично, аккуратно.

3. Содержание соответствует заданию.

4. Выступали грамотно.

Приложение 4

Инструкционная карта.

1. Распределите роли в группе:

  • чтец – читает инструкционную карту;
  • исследователь – проводит опыты;
  • оформитель – записывает полученную информацию, оформляет карту;
  • докладчик – выступает с отчётом о своей работе.

2. Исследуйте свойства полезного ископаемого по плану.

1) Определите состояние полезного ископаемого. Что вы наблюдаете? Сделайте выводы.

  • твёрдый или жидкий

2) Рассмотрите через лупу. Определите его цвет, прозрачность. Сделайте выводы.

  • прозрачный или непрозрачный

3) Определите отношение к воде (легче, тяжелее; растворяется или нет)

4) Прочитайте в информационном листе об отношении к огню.

3. Прочитайте в информационном листе о применении полезного ископаемого, используя пометки.

4. Прочитайте в информационном листе о способе добычи. Отметьте на карте места добычи.

5. Подготовьтесь защитить свою работу.

- Мы исследовали............................ .

- Имеет свойства...............................

- Применяют в .............................

- Добывают в (карьер, шахта)

Приложение 5. Рисунки